Тумча. Техническое описание

 
  • Тумча. Техническое описание
  • Содержание
  • Введение. Краткое описание маршрута.
  • Заброска.
  • Выброска.
  • Лоция.
  • Примечания.
  • Примечания от Алексея Руднева
  • Схемы.
  • Фотографии.

  • Техническое описание водного маршрута г.Москва - ст.Ковдор - граница - р.Тумча - Йовское вдхр. - пос.Зареченск - ст.Кандалакша - г.Москва, пройденного группой под руководством Д.Марчука (байдарки, катамараны) с 26/06/94 по 10/07/94г.

          Составлено М.Афанасенковым (mike@afanas.ru)




    Содержание




          Страница Введение. Краткое описание маршрута. 3 Заброска. 3 Выброска. 3 Лоция. 4 - 7 Примечания. 7 Схемы 9 - 10 Фотографии 12 - 16


    Введение. Краткое описание маршрута.



          Тумча является наиболее сложной и интересной рекой европейского Севера. На пятидесятикилометровом участке от г.Алакурти расположено 30 (!) порогов, из которых 11 - 3-ей категории, 9 - 4-ой и 5-ой (здесь и далее все категории для байдарок). Все пороги 4-5 категории локальны и при недостаточной подготовленности легко обносятся.
          Общая длина маршрута 180 км. Можно выделить три участка: 1) граница-г.Алакурти - 75км; 2) Алакурти - пор."Шляпа"(включительно) - 50 км; 3) Йовское водохранилище - 55км.
          Первый участок включает большое количество перекатов и порогов- перекатов не выше 2-ой категории. Очень красивые берега (сопки, приток-водопад). Можно ради экономии трех дней его опустить и начинать от Алакурти, но, во-первых, стапель и ночевка посреди города не очень удобны (есть место и даже дрова, но много народу) и, во- вторых, прохождение сложных порогов с первых минут похода опасно.
          Второй участок - "спортивный". Большое число локальных порогов, разделенных короткими спокойными плесами.
          Третий участок - озерный. Большое количество островов и изрезанная береговая линия. Желательно иметь карту ("Северная Карелия", 1см=2км, листы 1 и 4).
          Всего с учетом осмотров, обносов и прохождений - около 50 ходовых часов (45-60, в зависимости от группы), т.е. 10 ходовых дней плюс 2 запасных (они же - дневки).


    Заброска.



          В поезде 182 (отправление 19:30 из Москвы) есть Ковдорский вагон (обычно последний), его отцепляют в Кандалакше в 5:30 утра и прицепляют к Ковдорскому поезду в 9 утра. Мы с билетами до Кандалакши просто доплатили проводнику и не вылезали. Прибытие в Ковдор в 12-30. В вагоне проверяют паспорта, желательно иметь маршрутку.
          В Ковдоре необходимо зарегистрироваться у пограничников. Удобно заранее подготовить на отдельном листе полный список группы с паспортными данными. Пограничники подскажут, где можно взять машину и куда ехать (номер заставы).
          Адрес погранпоста в г. Ковдоре: ул. Горняков, 28, авт. 24.
          На машине нужно ехать на запад до границы, далее налево вдоль КСП до моста, перед мостом - налево 200м. Всего около полутора часов с учетом дополнительной проверки на заставе, у шлагбаума. У реки удобное место для ночевки и сборки судов. Полярный день облегчает "ночной" стапель.

    Выброска.



          Антистапель - на дамбе. От нее до поселка около 3км, возможна попутка. От поселка в 6:00 уходит автобус до Кандалакши. Раньше утра малой группе там лучше не появляться из-за ночной "активности" местной молодежи. В Кандалакше - днем, поезд на Москву - около 17:00, билеты без проблем, в Москве в 5 утра через день.

    Лоция.



          В лоции время на просмотры и обносы не учтено. Для длинных препятствий время от НАЧАЛА прохождения.

    Лоция реки ТУМЧА (1995г).


         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

         

    NN


         

    Название


         

    КС


         

    От начала, км.


         

    Время от пред. (мин)


         

    Ориентир


         

    Описание и прохождение


         

    Примечания


         

    1


         

    Перекатик


         

    -


         

    3.0


         

    35


         

    -


         

     


         

    Плесы, низкие берега


         

    2


         

    Перекат


         

    1


         

    6.9


         

    40


         

    Остров


         

    Справа, по струе


         

    Мелко


         

    3


         

    Перекат


         

    1


         

    7.8


         

    10


         

    Остров


         

    Слева от острова


         

     


         

    4


         

    Перекат


         

    1


         

    8.1


         

    5


         

     


         

     


         

    Через 5мин - 3 провода


         

    5


         

    Перекатики


         

    1


         

    9.7


         

    20


         

    Левый маленький приток


         

    Справа от островов


         

     


         

    -


         

    Стоянка ЛБ


         

    -


         

    13.7


         

    45


         

    Шум правого притока из кустов


         

    Плоский берег, поросший ягелем


         

     


         

    6


         

    Перекат


         

    1


         

    16.1


         

    30


         

    -


         

    Валы


         

     


         

    7-8


         

    Перекаты (2шт)


         

    1


         

    16.9


         

    7


         

    -


         

    -


         

    -


         

    9-10


         

    Перекаты (2шт)


         

    1


         

    17.7


         

    8


         

    Глыбы на ЛБ


         

    Валы


         

     


         

    11-14


         

    Перекаты (4шт)


         

    1


         

    18.5


         

    10


         

    За большим островом


         

    Длина более километра


         

    У последнего - скальные выходы


         

    15


         

    Перекатик


         

    -


         

    22.5


         

    35


         

    -


         

    -


         

    Стоянка на ЛБ за перекатом (желтое пятно)


         

    16


         

    Порог


         

    2


         

    29.0


         

    60


         

    Глыбы на ЛБ, правый поворот, порог начинается ДО поворота.


         

    Обливняки, валы. С ходу.


         

    Есть 2 перекатика до него


         

    17-18


         

    Перекат, шиверы


         

    1


         

    31.5


         

    30


         

    -


         

    -


         

    -


         

    19


         

    Перекат


         

    1


         

    36.5


         

    65


         

    Маленький правый приток


         

    Длинный, мелкий, стоянка на ПБ.


         

    За 45мин до него - крупный леый приток


         

    20-24


         

    Перекаты (5шт)


         

    1


         

    37.0


         

    5


         

    После первого - правый приток


         

    2 последних - солидные


         

    Посередине есть стоянки


         

    25


         

    Порог


         

    2


         

    41.0


         

    50


         

    Валы, падение.


         

    Валы, камни, с ходу по струе


         

     


         

    26


         

    Перекаты (5шт)


         

    1


         

    42.0


         

    15


         

    -


         

    -


         

    3-ий - шиверка


         

    27


         

    Перекат, за ним - мель


         

    1


         

    44.5


         

    30


         

    Разлив, ручей справа, 2 протоки впереди


         

    Перекат после слияния проток; мель идти у ПБ.


         

     


         

    28


         

    Порог


         

    2


         

    46.2


         

    20


         

    Каменистый остров, слева - мелко.


         

    Правая протока. Валы, камни, по струе с ходу.


         

     


         

    29


         

    Перекат


         

    1


         

    46.4


         

    3


         

    Развалины деревни на ПБ


         

     


         

     


         

    30


         

    "Каньон" с перекатами


         

    1, 2


         

    46.6


         

    Сразу


         

    -


         

    45 мин (от нач)


         

    100мин (от нач)


         

    перекаты


         

    мощный перекат


         

    порог (2КС), с ходу, слив ближе к ЛБ


         

    Перекатов так много, что они не упоминаются отдельно.Ближе к концу
          "каньона" слева в кустах хорошо слышен приток-водопад. Начиная с него
          нужно озаботиться поиском стоянки (см 30А).


         

    30А


         

    Конец "каньона"


         

    -


         

    66.0


         

    240


         

    Хорошие стоянки на ЛБ


         

    Перед песчаным обрывом на ЛБ еть неприметная стоянка на ПБ, у заросшей
          колеи


         

    Эта стоянка - последняя до Алакурти, а на ЛБ приезжают на пикники из
          города (дорога)


         

    -


         

    Мост, Алакурти


         

    -


         

    72.0


         

    90


         

     


         

    Плес


         

     


         

    31


         

    "Первенец"


         

    4


         

    72.5


         

    5


         

    Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ.


         

    Три протоки. Центральная удобна для прохождения "мягких" судов - кривой
          трек справа налево по мелким плитам. Правая удобна для обноса главного
          слива, который проходим, но очень неприятен. В обоих случаях далее мощная
          выходная шивера.


         

    Осмотр с ПБ - правой и с острова - центральной протоки. Слева -
          непроход (водопады).


         

    32


         

    "Падун"


         

    4


         

    73.3


         

    10


         

    Сразу за левым поворотом


         

    Островок. Слева две мощные бочки. Справа - несколько сливчиков. Проход
          байд - справа, катов - слева


         

    Просмотр для катов - по ЛБ, для байд - по ПБ. На ПБ над порогом -
          погранзастава - нужно зайти отметиться


         

    33


         

    Перекат


         

    2


         

    74.0


         

    5


         

    По правой протоке


         

    Валы


         

    С ходу


         

    34


         

    "Двойной"


         

    3


         

    74.3


         

    5


         

    Сразу, на правом повороте


         

    Валы, камни, косые бочки. С ходу


         

    Желательно просмотреть заход с ПБ


         

    35


         

    "Каменистый"


         

    3


         

    75.3


         

    10


         

    На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост.


         

    Камни, маневр, с ходу.


         

    Желателен осмотр с ЛБ. Моста мы лично не видели (построен примерно
          1996-97).


         

    36


         

    Порожек


         

    1


         

    75.6


         

    5


         

    Две протоки


         

    Сливчик в обеих


         

    Слева интереснее


         

    Справа (говорят)- стоянка на ПБ.


         

    37а


         

    "Водопадный-1"


         

    3


         

    76.6


         

    15


         

    Валы, шум.


         

    Проход в центральный слив.


         

    Перед порогом - стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.


         

    37б


         

    "Водопадный-2"


         

    3


         

    76.7


         

    1


         

    Сразу


         

    По струе, осмотр с ЛБ обязателен.


         

     


         

    38


         

    "Кривой"


         

    4


         

    85.0


         

    100


         

    Остров. Слева - входная шивера. Главный слив - за крутым левым
          поворотом


         

    Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр с ЛБ.


         

    Стоянка на ЛБ сразу за сливом.


         

    За час до порога - мост.


         

    39


         

    Перекат


         

    1


         

    90.0


         

    40


         

    -


         

    -


         

    -


         

    40


         

    Перекат


         

    1


         

    91.0


         

    15


         

    Ветвление


         

    Слева мощнее


         

    Шли справа.


         

    41


         

    "Юрьев день"


         

    3


         

    92.0


         

    15


         

    Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах


         

    Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.


         

    Просмотр. За сливом на ЛБ - неплохая стоянка.


         

    42


         

    Шиверы


         

    2


         

    92.2


         

    Сра-зу


         

    -


         

    -


         

    -


         

    43


         

    "Скалистый глаз"


         

    3


         

    93.5


         

    5


         

    Последняя шивера - справа от островка


         

    Мощные валы, просмотр слева.


         

    Можно с ходу.


         

    44


         

    "Надежда"


         

    3


         

    94.0


         

    5


         

    Остров.


         

    Слева - мелкая шивера-канализация. Справа - бочка. Просмотр с
          острова.


         

    После бочки и слияния проток - еще один небольшой слив около
          ПБ.


         

    45


         

    "Подкова"


         

    1


         

    95.0


         

    15


         

    -


         

    Перекат


         

    Хорошая стоянка в конце.


         

    46


         

    "Март"


         

    3+


         

    96.5


         

    15


         

    Остров, большие камни. С воды слив не виден.


         

    Слив с косой бочкой. Просмотр слева.


         

     


         

    47


         

    Перекат


         

    1


         

    96.8


         

    10


         

    Остров, слева - мелко, справа - перекат


         

    -


         

    Вскоре после него - правый приток, при этом впереди на горизонте -
          сопка


         

    48


         

    "Кошмарики"


         

    3


         

    101.0


         

    35


         

    Каменный остров


         

    Слева - шивера, справа - два сливчика. Просмотреть заход у обеих
          проток.


         

    Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах


         

    49


         

    Перекат


         

    1


         

    102.4


         

    10


         

    Ветвление


         

    Везде справа


         

     


         

    50


         

    Слив с плит. Есть не во всякую воду (!)


         

    1


         

    103.9


         

    20


         

    Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы
          (после слива).


         

    С ходу


         

    Перед поворотом - хорошо заметная стоянка на ПБ


         

    51


         

    "Красивый"


         

    5


         

    104.0


         

    Сразу(!).


         

    Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ). См. также ориентиры
          П50.


         

    Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево.


         

    Просмотр по ПБ.


         

    Возможен обнос по ПБ.


         

    52


         

    "Вечерний"


         

    3


         

    108.0


         

    45


         

    Остров, камни.


         

    Заход справа с уходом к центру. Валы.


         

    Просмотр с воды.


         

    53


         

    "Узкий"


         

    2


         

    108.7


         

    10


         

    Бочка.


         

    С ходу.


         

     


         

    54


         

    "Яма"


         

    5


         

    109.0


         

    5


         

    Сужение реки.


         

    Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников.
          Просмотр с ЛБ.


         

    Удобен для катания на байдарках.


         

    За порогом на ЛБ - хорошая стоянка.


         

    55


         

    "Котел"


         

    4


         

    109.8


         

    5


         

    Виден от "Ямы" на горизонте.


         

    Слив,пена, просмотр и проход слева. Отличная стоянка на ЛБ.


         

    Байдарки проходят по левому краю слива. Через 10мин - приток Кутсайоки
          справа.


         

    56


         

    "Ночной"


         

    3


         

    113.0


         

    40


         

    -


         

    С ходу у ПБ


         

     


         

    57


         

    "Карниз"


         

    5


         

    113.3


         

    5


         

    Каменный остров ближе к ЛБ.


         

    Слева - слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится
          на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в
          центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы.


         

    Катамараны - проход везде. Байдарки - проход по языку в центре, но
          страховка затруднена. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева над
          порогом хорошая стоянка.


         

    58


         

    "Каньонный"


         

    2


         

    119.0


         

    60


         

    Высокие скальные стены


         

    Валы. Можно с ходу


         

    Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ.


         

    59


         

    "Змея"


         

    3


         

    119.5


         

    5


         

    Сразу за левым поворотом


         

    Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ


         

    До левого прижима - держаться правее, после - левее.


         

    60


         

    "Шляпа"


         

    4


         

    122.0


         

    15


         

    За левым поворотом.


         

    Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень - сливы,
          бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.


         

    Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок
          лесорубов. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье - на
          любителя.


         

    -


         

    пос. Зареченск


         

     


         

    180.0


         

    12-16


         

    часов


         

    по карте


         

    Плесы, озера, волна.


         

     

     

    Михаил Афанасенков, http://www.afanas.ru/

    Примечания.



          Откровенных болот немного, поэтому слово "стоянка" в лоции означает хорошо заметную или проверенную на собственном опыте (т.е. другие стоянки тоже есть).
          На участок до Алакурти нет карты, поэтому ориентиры описаны более подробно, чем далее.
          В Алакурти населенка от пп. 30А до 35-36 (см. таблицу).
          Примерно в 9 км от "Шляпы" река делает левый поворот на выходе в безымянное озеро. После поворота нужно держаться левого заболоченного берега. Господствующая асимметричная сопка долго будет видна за спиной (до середины Тумчозера она должна быть видна сзади). Вход в озеро четко не выражен.

    Примечания от Алексея Руднева


    > 1) Какие документы желательно иметь, чтобы погранцы в Ковдоре пропустили? >
          Мы ехали из Аллакурти. У нас был пропуск в погранку, но у меня осталось впечатление, что можно было бы просто иметь паспорта и список группы. Там не погран зона, а зона _как то там сказано хитро, в смысле что зона контролируется погранвойсками_, а табличка про необходимость пропуска завалена в кювет (на месте старой заставы).
    > поезд из ковдора в кандалакшу уходит примерно 15:00
          В Аллакурти сильно быстрее машиной, поезд ходит 2 раза в неделю и идет с 17 до 23 часов. Машина едет часа 2. В этом году ходил во вторник и среду.
    Обойдется примерно в 1 Млн с группы.
    > 4) Не осталось ли у кого-нибудь из вас расписания движения поездов из > кандалакши до Ковдора и Алакурти?
          Позвонить туда надо. Заказываешь по телефону справочную Кандалакши (они дадут), в ней узнаешь телефон вокзала, заказываешь вокзал. У нас заняло около 1 часа по заказу Молния (за 10 минут).
    > 5) Если идем от Ковдора, то разве нужно отмечаться у погранцов в Алакуртти? > > отмечается "выход" из погранзоны. По идее нужно. Хотя когда > отмечались мы, было видно, что если б мы и не отметились, никто > бы этого не заметил. По моему, не нужно. Хотя и не вредно.
    > группой официально не оформит :( > путей таких мне неведомо. Что посоветовать, не знаю.
          Пишешь письмо от ЛЮБОЙ конторы, с печатью - просьба разрешить СПИСОК посещение района г. Аллакурти для туристского похода по реке Тумча (список_пунктов). По идее в милиции пропечатают.
    > Кстати, в наших двух группах на Тумче кнб и кнк имели 1-3 > обноса, а "таймени" - 6-8
          А галоша у fsi - ни одного (у нас байда КНБ - 1 обнос, каты - естественно - 0), и воды было больше чем у fsi.
    > ему не классно получиться:) ) > > С уважением, Пасынков Евгений.
          Это какой же Пасынков? Не сын igp?

          Ох, везде Пасынковы (Вадимы, Юли, Игори, ... -:)).

          Да, мы обратно автобус заказали заранее (в Кандалакше), так как в группе было много детей - и выбирались вообще роскошно -
          До 13 отдыхали. В 14 пригнали автобус. Прямо к лагерю перед плотиной. В 15 поехали. В 17 приехали. В 23 сели на поезд в хорошие купе (билеты через групповую заявку брали, там обычно очень хорошие места дают).

          Обошелся автобус почти в лимон, что для 15 рыл не особо много... Рейсовый уходит в 6:30 утра, машину в выходной там не найти. Лесоучасток закрыт,


    Схемы.

    Имеется подробнейшая схема участка от границы и почти до Алакуртти (1см=500м), а также отсканированные двухкилометровки остальных участков. Все это лежит на сайте автора, а точнее на www.afanas.ru/myreport/tumcha/

    Фотографии.

    Так же на сайте автора...