---------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 300 Kb
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb
---------------------------------------------------------------
Тех, кому требуется техническое описание реки и препятствий,
заброски, выброски и пр., я отсылаю к документу, который в 94-м
году подготовил Михаил Афанасенков:
ЛОЦИЯ РЕКИ ТУМЧА
---------------------------------------------------------------
КАК Я ПРОВЕЛА ЛЕТО. Дневник Ани Самаровой.
Список участников и транспортных средств
КНБ "Зорька"
Михаил Афанасенков,
он же адмирал, он же завхоз, он же финансист, он же
видеооператор, он же видеомонтажер...
Аня Самарова
старшая "сестра Uppsala"
"Егеря"-каноисты
Сергей Федотов,
он же fsi, он же прибивал дискеты с надписью Релком
ко всем заметным деревьям на стоянках
Настя Самарова
младшая "сестра Uppsala"
см. "Сестры Uppsala"
"Моя старушка Таймень"
Андрей Смирнов,
главный рыбак
Лада Денисова.
"Ласточки" Ровинские.
Андрей Ровинский.
Наташа Ровинская.
Каяк одиночка "Соло"
Максим Мошков
он же - Макс
17-го числа мы, наконец-то сели на поезд, идущий в Ковдор!
Поезд был 182 - похоже, "я приговорен пожизненно к нему"
(ББС-93, Льняная-94 и вот теперь - Тумча-95, а следом
Варзуга-95). По мере нашего продвижения на север температура
неуклонно понижалась, погода портилась, а лето сменялось самой
настоящей весной. Шортики и футболочки постепенно заменялись на
тельняшки и камуфляжные штаны (% и того и другого необычайно
высок).
13:00. Ковдор. В Ковдоре было безнадежно пасмурно. Мы
загрузились в поразительно чистый и пустой вокзал, и стали
ждать Мишу и Андрея Смирнова, которые, лишив нас паспортов,
пошли отмечать погранзону и искать машину ( до реки ~30 км ).
Так прошел час, два, три (далее везде). Макс периодически
разгонял облака особенно вызывающими песнями про погоду, но в
общем-то фон оставался серым. Он хорошо дополнялся безрадостным
индустриальным пейзажем, открывающимся из окна вокзального зала
ожидания. Часа в 4 ввалилась куча местного народа, но вскоре
уехала на электричке в цивилизацию, т.е. в Кандалакшу. Ковдор -
боковая ветка, от московского поезда сюда приехала только пара
вагонов. Вспоминается уральский поход этой зимой (см. выше): "И
что это мы тащились в такую глушь? Поехали бы на Кольский!"
Оказывается, и здесь такая же глушь.
К 18:00 мы почти сошли с ума от безделья, но тут нас выгнали
из зала ожидания - приятное разнообразие! И стоило нам вытащить
шмотки на улицу, как к вокзалу подьехала машина системы
"вахтовка" с Афанасом и Андреем в ней. Оказалось, что в связи с
с упоминаемыми событиями в Буденовске, расположенном в 3000 км
отсюда, местное начальство испугалось, что туристы косяками
побегут через границу, и в погранзону их пускать никак нельзя.
Если бы не сила убеждения, пришлось бы нам идти на С.Шую.
Некоторые сложности возникли так же и с машиной. Однако в шесть
с чем-то ехали по ужасной дороге ( ничего ужасного - только и
делов, что временами уклон до 15 градусов. Макс ) мимо уранового
рудника и других местных достопримечательностей. С нами до реки
ехал местный (ковдорский) турист Слава, который был здесь на
Тумче в этом мае. Паводок был +2.5м, у них разобрало в пороге
кат, утопило видеокамеру, а сам Слава сломал себе на каяке 2
ребра. Дорога пошла вдоль колючей проволоки. Финландия всего в
6 км. Погранзастава с толстыми и жизнерадостными неслужебными
собаками. И, наконец, река! Вода чистая и холодная. Комары
вьются стадами, но мы их морально превосходили диким
количеством разных буржуйских мазей, лосьонов, карандашей,
аэрозолей, присыпок и притирок.
Вечерний стапель. Мишина КНБ - как кубик Рубика. Кругом бродят
пьяные рыбаки и пограничные собаки. ( Рыбак то был один, но он
действительно был кругом и повсюду. М. ). Расселение по
палаткам окончательно оформилось: Барак No 1 и Барак No 2 -
он же "Порхалище".
Сегодня встали в 8:00. Сборы продолжаются. Удивительное дело,
но сплыли всего в одинадцать, это рано, если учесть, что
укладка вещей была непростым делом. В конце-концов все лишнее
запихали в каное-Егерь к Насте и Сереже. "Егерь", похоже, будет
грузовым судном. Плесы, плесы, плесы... Кругом расстилаются
болота, на горизонте - сопки с заметными нерасстаявшими
снежниками. Разнообразие судов: КНБ, Таймень, вышеупомянутый
"Егерь", каякер одиночка (на одиноком каяке) и две птички -
"Ласточки" ("Кто они, первые ласточки, в небе твоем?"). Почти
из той же песни Ященко: "Там, за кремлем, в огородах, течет
река Тумча". Плесы слабо разбавлены перекатами и перекатиками.
В прошлом году Миша писал очень подробную лоцию с ориентирами в
минутах. Теперь вот сверяли. На плесах - явное преимущество
каркасных судов над надувными. "Егерь" и "Ласточки" гребли не
покладая весел, а остальные разлагались, лениво сплывая и
подставляя солнцу открытые части тела. Обедали на отметке 3:00
(там в прошлом году Марч & Co уже ночевали - халява!)
Встали на стоянку после "порога-переката II к.с" (6:00) на
чудесном пригорке прямо над ним. Барак No 2 проявил
удивительное единодушие и мужественно искупался в речке в
полном составе и дезабилье. Дежурим мы с Мишей. Готовился
извечный "Дядя Бэнс". Погода идеально, даже эталонно хорошая.
Вода холодная, камни на дне скользкие, комары кусают, но не
очень.
Сегодня во чтобы-то ни стало мы должны были дойти до
условленной стоянки в 1 часе гребли (именно гребли по плесу) от
Алакурти. Это встало нам в 10 часов сплава "грязными" ( 8 часов
"чистыми"). Ох, ноги мои, ноги! ( А мои!.. М. ). Афанас загнал
нас до такой степени, что не только есть, а даже купаться не
хочется, однако же дошли же как-никак! Все с обгоревшими
физиономиями. Хочется лечь и расслабиться. Подробности позже.
День был испытанием на прочность. На самом деле ярких
воспоминаний нет, кроме, пожалуй, каньона. Точнее не каньона, а
довольно узкого ущелья между сопок, иногда со скальными
"каньонистыми" стенками. Все очень красиво, хотя вода очень
простая и гладкая. Даже скучно - перекаты, перекаты,... А под
конец дня, на закуску - 2.5 часа чистого плеса. На последнем
"пороге 2 к.с." (выше него) Миша забыл свою "революционную
кепочку"-бейсболку и возвращался за ней пешком, преодолевая
заросли и бурный приток вброд. Вообще, забывчивость в этом
походе уникальная: к настоящему времени уже посеян один из двух
топоров, мишина анорачка и фляжка с коньяком.
Шедевр дня. "Егерь" отныне называть "Авианосец класса Сникерс"
- полон мешками, сел - и порядок! А "Ласточки" таком случае -
"Milky Way" - не тонут даже в молоке.
На тему сникерсов продолжаются непрерывные приколы: вчера
вечером снимали на видеокамеру, как нам якобы раздают к чаю по
два "сникерса" на человека, а мы возмущаемся - надоело, опять
эти сникерсы!
Сегодня, после уже вошедшей в привычку гребли (не 1 час, а
целых полтора) мы наконец-то вьехали в город Алакурти, что
означает начало сплошных порогов. И действительно, первый из
них (тавтология, но уж извините) - "Первенец" производит с
непривычки даже жутковатое впечатление. 3 протоки. В правой и
левой при нашей малой воде - непроход. "Егеря" плюхают по
средней, на зависть всем остальным, которые обносятся. Миша
отмечается у пограничников.
"Падун" (4 к.с.) - тоже две условные протоки - все кроме
"Егеря" и "Тайменя", идут по правой (Таймень идет еще правее.),
и все, кроме Наташи, благополучно. Праздник первого киля: и
"ласточку" и ее хозяйку успешно вылавливают в плесе за порогом.
"Егерь" шел собственно "падун", - т.е. "водопад" - то самое
страшное место, где у ПАЮ погиб человек. Настю все зауважали, а
капитан (Сережа) вообще хвалит все время. Но и справа на КНБ
ощущений хватает. Мерзкая цивилизация - по реке плавают трупы
собак в мешках, а в сам "Падун" сливается натуральная
канализация. (не "канализация", а именно та самая серая
гадостная жижа). Еще два порога - 3 к.с. ("Двойной" и
"Каменистый") - в черте города. Запомнились тем, что я
проходила их с видеокамерой, привинченной к голове (т.е. на
каску) и среди других команд Миши было: "Ниже голову, смотреть
прямо перед собой!.." А вы не пробовали ходить по порогам с
кувшином на голове?..
Встали перед порогом "Водопадный". Прощай, Алакурти! Все таки
цивилизация, это зло. Купались между двумя ступенями
"Водопадного". Солнце палит, как в Сочи (22:35). Сегодня -
самый длинный день в году.
В прошлом году Миша с Леной Афанасенковой пошли "Водопадный"
без просмотра и кильнулись в I ступени. Вчера, во время
купания, Макс изрек что-то типа того, что сегодня купание будет
"техногенным", т.е. результатом технических причин. Сегодня я
сказала сакраментальную фразу "Мы сегодня не киляемся!" Эти 3
роковых события суммировались, и мы кильнулись в примитивно
простой (при правильном заходе) II ступени "Водопадного". Нас
положило в бочке, причем не в ту сторону, куда велит
гидродинамика (уж не обошлось ли тут без злых сил?) Дальше мы
выбрались на мелкое место, Миша титаническими усилиями
перевернул байду обратно, и мы дочапали до плеса на полной
водой байдарке, впрыгнув в нее на ходу. Вот так! Было жарко и
солнечно, и "техногенное купание" не (о)казалось катастрофой.
После длинного плеса располагался страшный порог "Кривой", где
в прошлом году лег Северин на "двоечке" и его долго "варило в
бочке", и т.д. и т.п. Этот самый жуткий слив был пройден
вначале смелыми "ласточками", а затем каяком и КНБ (правда с
"Зорька" в Кривом
Максом вместо меня. Мне что-то не захотелось прыгать с
вертикального 1.5 метрового слива). "Егерю" же, поскольку ему
все по фигу, пришлось идти под правым берегом - по основной
воде. Северину эти кадры на в/фильме будут как острый нож в его
самолюбивую душу (или сердце?). Там и пообедали. Хочется пить,
а не есть (жара!), поэтому чая перерасход, а на сахар и сухари
- "коммунизм". Еще один здоровый плес до порога "Юрьев день".
Товарищи! Настойчиво овладевайте техникой гребли на гладкой
воде! (А уж пороги как-нибудь прошлепаем). В "Юрьевом дне" у
меня опять на голове была камера. Сняли небо и брызги при
прохождении центрального слива с бочкой.
Потери продолжаются: Миша потерял солнечные очки, Макс -
ксивник с часами и лоцией, а я - гидроштаны! Как? Очень просто
- они были засунуты под обвязку и не привязаны. В бочке такую
"халяву" смыло в два счета. Встали мы на том же пороге.
Продолжим по порядку. День был богат порогами. Сразу после
выходной шиверы "Юрьева дня", (на котором мы стояли, и были
зверски покусаны мошкой и разбужены ночью ревом трактора и
мотоцикла) начинался несложный порог с красивым названием
"Скалистый глаз", про кототрый кроме названия ничего не
запомнилось. Далее подряд шли "Надежда" и безымянный до
прошлого года "Марч" (с нынешнего года - "Март"). Удивительно
похожие "симметричные" пороги. Ключевое место - косой слив с
бочкой. На "Надежде" она косила вправо, а на "Марче" - влево
(или наоборот, не помню?). В пороге "Марч" в прошлом году
кильнулся Марч на КНБ, а в этом году очень пытался это сделать
Макс... "Но что-то его держало. Может быть хвост каяка?.." Все
тоже неубиенное солнце, с лиц некоторых участников кожа
слезает, как старая шкурка у змеи, и вырастает новая, которая
тут же опять обгорает. "Группа туристов доставлена из заполярья
в больницу с тяжелыми солнечными ожогами". Долго ли еще
продержится эта благодать?.. В этот день Зыков выехал из
Москвы, а ему всегда, говорят, с погодой не везет. Ну, ничего,
ему до Ковдора еще 2 дня ехать, да день стапелиться, а пока
погода на НАШЕЙ стороне.
Очередной часовой плес - и мы у порога "Кошмарики". Там мы
обедали (я нашла умирающий от жары подосиновик), а потом шли -
все по левой протоке, а "Таймень" по правой. Везде было не
страшно, никаких кошмариков, а тем более кошмаров.
Порог "Красивый". И вправду очень красиво, но для байдарок и
"ласточек" - лотерея: влететь в огромную бочку на сливе слева,
бульники через несколько метров справа, или валы в центре. Миша
прошел с Максом, ничего из вышеперечисленных призов не выиграв,
а у меня уже второй прогул. Андрей на "ласточке" кильнулся,
соскользнув с одного из валов прямо в бочку, и уплыл дальше на
спасжилете, а "ласточку" затащило в улов посреди порога, и ее
спасали на КНБ-шке, что оказалось нетривиально. Потом все
стояли на берегу и со злорадством наблюдали, как Андрей
Смирнов протаскивает "старушку Таймень" слева по канализации,
проваливаясь в воду по грудь, а местами раскидывая в стороны
огромные камни.
После плеса с несколькими небольшими порогами (в т.ч.
"Вечерний", где все кроме нас вползли в канализацию, и "Узкий",
в котором мы - халявщики - нырнули в бочку без юбок и касок)
добрались до "страшного ужастного" порога "Яма". М-да...
Треугольный слив метров 5 шириной, через который устремляется
вся река - горка с падением 2 метра на десять метров. А ведь на
плесах Тумча шириной с Оку в Пущино. Слив окружен косыми
валами, но самая гадость чуть дальше - все это дело "ухает" в
этакую огромную бочку, благодаря которой, видимо, порог и
назвали "Яма". Все поужасались, заглянув туда, в глубину, а
"Егерь" взял да и прошел прямо по бочке, причем его там
остановило, развернуло на 180 градусов, наплескало внутрь воды
"по самые уши", постояли они там, подумали, и поплыли дальше.
Ни забот, ни хлопот. Потом под бурные аплодисменты
прошел Макс, проскочив сквозь страшную бочку с правого края.
Кстати, он до сих пор утверждает, что пошел туда сразу, только
потому, что ему было лень тащить вещи до стоянки.
Стоянка на левом берегу очень живописная, с пляжем из белого
песка и здоровенными бульниками на берегу, где дуют ветра и нет
комаров. Там, (то есть здесь, где мы сейчас сидим)
народ вьет гнезда и отягивается.
Сегодня дневка! Поздний подъем, хорошая погода, вымытые
головы, и, конечно же, "поедем, красотка, кататься!" Сразу
после завтрака народ начал нервно переглядываться: кто, мол,
первым пойдет? У Миши, похоже, бронхит, вчера была высокая
температура, а сегодня просто канонический бронхитный кашель.
Он решил поправить свое здоровье хорошей дозой адреналина и
стал с целеустремленным видом загидриваться, поддувать
спасжилет - в общем, мне ничего не оставалось, как к нему
присоединиться. Затем были долгие томительные обсуждения с
почесыванием в затылках и осмотром порога с разных ракурсов.
Как лучше - делать маневр, но терять скорость, или тупо
"рубиться" через бочку? Порешили на втором. Мы разогнались,
"рубанулись" ... я уже увидела за сплошной пеной чистое
небо..., но тут нас все же положило. Видимо не хватило
какого-нибудь одного гребка. Обидно, да! Первый Мишин вопрос,
когда нас вымывает из бочки и я показываюсь из под байды:
"Весло есть?". Хозяйственный, бережет снаряжение! В магическом
составе "Макс+Афанас" зловредная бочка была наконец побеждена.
Но спортивный пыл нашей группы еще не угас. Андрей Смирнов все
с тем же Максом удачно прогнали "старушку Таймень", а Сережу с
трудом отговорили идти на "ласточке". Наконец, апогеем катания
стало повторное прохождение героического "Егеря". На него
уселись: впереди Макс, далее Андреи Ровинский и Смирнов с
половинками весел и Сережа на своем месте. Уже с самого начала
все было прекрасно: когда они стали выгребать на слив,
оказалось, что у Сережи не подтянуты упоры и он стал их
перевязывать. Чуть позже Андрей Ровинский заметил что у него
упоров совсем нет, и ему не за что держаться. На что Макс
ответил: "Держись за мои кеды!" - и добавил,- "только когда
будем киляться, не забудь их отпустить." Когда эта посудина,
груженная 4-мя мужиками, показалась над сливом, все уже
корчились от смеха. А когда их (само собой) положило в бочке, и
трое поплыли дальше, чуть не передравшись
из-за того, кому грести "целым" веслом, а Макс выполз в улов на
перевернутом "егере", лениво подгребая веслом - тут на берегу
народ так хохотал, что даже если бы надо было кого-нибудь
спасать, никто не смог бы. Макс у нас сегодня герой дня -
прошел порог на 4-х видах судов.
Мыли головы и ходили смотреть следующий порог ("Котел") - он в
500 метрах ниже. Красота обалденная! Наши горячие головы
задались идеей прыгнуть в самую "чучу" и с этой целью вяжут
сейчас кат-двоечку. Ну, флаг им в руки! На обратном пути наш
"барак" купался - конечно же, опять в голом виде. Возможно,
наши белые тела приманили рыбу со всей рек:
Смирнов поймал огромную щуку и форелей (тоже здоровых).
Сейчас ругаются, кому их жарить (никто не хочет). Интересно, а
будут ли так же спорить, кому их есть?..
P.S. Рыбу ели все (кроме самого А.Смирнова). Было очень вкусно,
особенно форель и кумжа.
Стоим на пороге "Карниз". Вчера утром все же погода
испортилась. Ну и кто после этого будет отрицать, что Зыков
несет с собой плохую погоду? По этому поводу все загрустили,
впали в тоскливое состояние, и не смотря на ранний подъем в
7:30, барак No 1 бессовестно проспал в палатке часа два после
завтрака. Потом, наконец, Сережа и Макс, преодолев хандру и
апатию, вызваную плохой погодой и недосыпом (вязали двоечку до
двух часов ночи) "прокатили" ее по порогу "Яма" и остались,
естественно, недовольны. Я подписалась на добровольное
самоистязание - перегнать катамаран вместе с Максом чрез плес
от "Котла" до "Карниза" (~5км). Поэтому в виде тренировки я
села на двоечку и на участке между порогами с похожими
названиями "Яма"-"Котел". Бедную двоечку то и дело заносило из
стороны в сторону, и вообще, 500 метров показались очень
длинными ( Позор на мою седую голову. Заносило нас в основном
налево, как раз на тот борт, на котором сидел я. М. ).
"Котел". Сережа с Максом дорвались таки до самой "задницы",
где их благополучно кильнуло под проливным дождем и сильным
ветром. После этого Макс на каяке и мы на КНБ "всосались в
дырочку" под левым берегом, обойдя все ужасы. ( Я бы сказал,
обойдя их частично по этому самому берегу. М. )
Погоду бросало из крайности в крайность - наше прохождение
было встречено ярким солнцем. Мучительно (причем страдали не
только мы, но и Миша, оставшийся на байде один) преодолели
плес, обнаружив непосредственно перед ним простой порог
"Ночной", который на кате вообще не показался.
"Карниз - самый сложный порог на Тумче" (цитирую лоцию).
Падение в главном сливе метра два,
слева все падает по камням ступеньками градусов под 45,
и внизу большая бочка. Под правым
берегом - сливы типа водопадных - 1.5-2м, и только в центре
чистый трек, но в который очень извилистый заход. Макс
бесшабашно прыгнул на каяке слева и закономерно кильнулся,
изобразив внизу безуспешную попытку "эскимоса", за что был
обозван "Mad Max". После этого решили, что килей на сегодня
хватит, тем более, что кругом холод, ветер, и (временами)
дождь, и остаток дня был проведен в основном в горизонтальном
положении тела у источников тепла (костер, теплые соседи по
палатке). Вечером опять с наслаждением ели рыбу.
Принята новая классификацция (водных препятствий в частности и
всех жизненных явлений вообще) - все делится на "фенечки" и
"задницы". Первое обозначает положительное явление (например
чистый слив, хороший проход или радикальное средство от
комаров), второе - отрицательнные (в основном в пороге).
Используются эти термины почти всеми и постоянно.
Сегодня утром был ветер и жуткий "дубильник". Я держалась в
палатке до последнего, (т.е. до остывания каши и угроз вылить
"кофе в постель") Следующую пару часов "спустили на тормозах".
Потом из палатки вылез Афанас и стал уговаривать броситься в
"Карниз" с ним на КНБ-шке. (Вчера они с Сергеем ходили и слева,
и справа на кате, и Миша со жлобским видом говорил "Фи! Что
Северин тут делал на двоечке? Это даже не халява, это просто
скучно")
Для начала мы с Максом "прыгнули" слева на двоечке. Мне было
очень в кайф: никакой борьбы за жизнь, но "горка" довольно
крутая, и я не пожалела о подтянутых упорах. Здорово! Андрей
Смирнов и Макс прошли сразу после этого все на той же двоечке
справа. Ну а дальше пошли приключения с элементами драмы.
Афанас (как вы думаете, с кем?) пошел вправо на КНБ, но они
перегребли и врубились в правую "задницу", где судьба их
решилась мгновенно. Интересная картина наблюдалась, когда байда
еще стояла на боку, а из-за нее уже синхронно показалось две
головы и две руки, хватающиеся за днище. Далее была борьба со
стихией и друг с другом - кому плыть дальше с байдой, а кому
без, благополучно закончившаяся для Макса в ближайшем улове, а
для Миши вылившаяся в самосплав по 1.5-2 ступеням с байдой в
обнимку, и затем попытками подгрести к берегу на плесе против
ветра. Макс победил таки правый проход на каяке, а у Миши
энтузиазма на вторую попытку не хватило.
И, наконец, заключительным номером были "егеря". Сережа
(вероятно уверовав в то, что "егерь" - это тот же катамаран,
только лучше) решил прыгнуть слева, ничего радикального при
этом не предпринимая. Ну что же, под сливом их развернуло,
сложило под острым углом почти пополам (так что Сережа оказался
совсем близко к Насте), медленно и постепенно завернуло винтом,
начиная с носа, и кильнуло. Настя каким-то образом потеряла и
каску и весло. Поплыла догонять именно каску (наверно, Лени
боится больше, чем Сережи). Самым драматическим в этой истории
было спасение весла Андреем Смирновым на "ласточке", на которую
он сел впервые в жизни. Еще чуть-чуть, и пришлось бы спасать
его самого. А самым обидным было то, что это не снимали на
камеру. "Егерь" прошел со второй попытки, дубль киля сделать
почему-то не захотели.
Потом все лениво валялись под вновь возникшим солнцем, и
только часов в шесть вечера наконец сплыли. После длительного
изнурительного перехода в 45 минут по плесу доплыли до
классного места - порога "Каньонный", где встали над ущельем с
"Каньонный"
абсолютно отвесными каменными стенами метров на 20-30. Далеко
внизу бурлит река, а наверху дует ветер и нет комаров. Ночью
надо будет пристраховываться к дереву, чтобы по ошибке в
приступе лунатизма не упасть в пропасть.
P.S. Эти пернатые твари все же прилетели.
Сегодняшнее утро началось с того, что дежурный А.Смирнов
пытался выманить нас из палатки, громко чавкая перед входом
кашей, подкапывая веслом под дно и, наконец свалив палатку на
нас. Но даже это не сработало! В конце концов, лениво выползли
к остывшей каше. Когда уже собрались сплывать, появился Андрей
Смирнов и, потрясая огромной щукой, радостно заявил: "Все таки
победил я ее, гадину!" Погрузили зверюгу под фартук "егеря".
Пороги "Каньонный" и "Змея" - не очень сложные, но безумно
красивые. В первом из них Миша вертел головой с привинченной на
каску камерой, снимая скальные виды (но так до самого верха и
не достал). К полудню зачалились на последнем пороге Тумчи -
"Шляпа". Это такой шляпообразный изгиб реки, где надо сначала
прыгнуть в "задницу", потом убежать от прижима и от следующей
бочки за почти 180 градусным поворотом струи. "Егеря" прошли
"Ok", хотя и слились лагом в первую ступень. Сережа все
технические недостатки прохождения списал на то, что в самый
ответсвеннный момент щука выпрыгивала из под фартука и "мешала
спокойнно работать". Макс кильнулся на каяке (5 килей на 4-х
разных судах - это не каждому дано!). Мы прошли. Ласточки
прошли ("всосавшись в дырочку" второй ступени). Макс прошел.
"Таймень", как обычно, избрал свой собственный путь, и поехал
обноситься на противоположный скальный берег. Пороги кончились,
ах! Раньше отсюда ходил катер до Зареченска, а теперь халява
кончилась, и 60 километров плеса предстоит плестись своими
силами.
Озеро - не озеро, а лабиринт проток и островов.
Обедали на том же самом месте, где в прошлом году у группы
Марча был поздний ужин в 2 часа ночи, и вперед, заре навстречу!
Мы на КНБ делаем всех, кроме, пожалуй, Макса. Долго и
придирчиво выбираем место для ночевки на островах. В итоге
встали на "Сникерсном острове" - не то чтобы совсем уж хорошее
место, зато это "веха" - здесь в прошлом году стояли после
ночного перехода (2 ночи - 8 утра). (Кстати, эти крутые люди
шли сюда сразу от "Ямы", а Северин с Корнетом, как самые
"крутые", на этом не остановились, и погнали свой катамаран
дальше - до самого Зареченска.) Кроме того, на пригорках здесь
наблюдались месторождения прошлогодней брусники и черники,
которой мы радостно объедались под прицелом видеокамеры, и пока
не расчистили от ягод площадку, палатку не ставили. Теперь еще
жарят рыбу. В еде "коммунизьм" почти на все, кроме чая. Макс
оттягивается на сахаре.
С утра проснулись от мерзкого мелкого дождика, который
пропитался насквозь через нашу обвисшую палатку и прилепил к
ней тент. Лениво позавтракав, опять обнаружили, что хитроумный
Барак No 1 залез в палатку, и там релаксирует. Но как только мы
во главе с Максом и гитарой последовали их примеру, они вдруг
решили, что срочно надо собираться и стали наводить шухер. Мы
держались стойко ( Мы держались вместо стоек. М. ), однако,
сопротивление было сломлено, и мы все же сплыли в 14:10
Ну как не вспомнить наши выходы выше Алакурти в пол-десятого!
Проплыв где-то час по пасмурному озеру, решили провести смелый
эксперимент: что будет, если посадить нас с Настей в КНБ, а
Мишу к Сереже в "егерь"? Результат превзошел все ожидания.
Следующий час мы, несчастные, корячились, пытаясь обеспечить
прямолинейное движение; но байда никак не могла понять, куда
нам надо, и ее носило по озеру в лучшем случае зигзагами, а то
и вовсе телемарками. "Большая земля" была где-то далеко
впереди, а на крики "Help! Trouble!" никто не отзывался. Когда
мы поменялись обратно, то счастью всех 4-х участников
эксперимента не было предела.
Обедали на очередном мысу ЛБ в 16:30-17:30, с ужасом наблюдая,
как прямо на нас надвигается грозовая туча. Сплыли уже под
дождем в новом варианте: Макс на "егере", Настя на КНБ,
Наташина "ласточка" на буксире у КНБшки. Дождь, радуга, солнце
и несильный (слава тебе господи) ветер "мордевинд". Я на каяке
ловила кайф, в последний час войдя в состояние, близкое к
медитации, и возглавив флотилию.
Встали в 19 часов на мысу. Поставили палатки, и тут же хлынул
дождище. Ну и погода!
А в нескольких км светит солнце, и голубое небо.
Сейчас (после ужина) ловим минуты солнца и тепла.
Витают мысли о купании. По берегам валяются деревяшки очень
нетривиальной формы, оббитые водой, похожия на рога, кости,
колья и весла. Завтра - последний день.
Проснулись солнечным утром, хотя еще вчера по всем признакам
ожидался дождь. Впрочем, на этом самом Иовском водохранилище
"очаги" хорошей и плохой погоды очень локальные, и бродят в
непредсказуемых направлениях. С точки нашей ночевки
просматривались и далекие бархатистые сопки, освещенные
солнцем, и страшного вида грозовые тучи с косыми "занавесками"
дождя, и облака, облака... кучевые, пухлые, как куски ваты;
подсвеченные по контуру; похожие на маленькие летающие тарелки,
на КНБшку с двумя "очками", на нас с вами, и на все, что только
можно придумать.
15-километровый переход до дамбы (перед Зареченском)
показался очень коротким; возможно, это субьективное ощущение
человека, который прошел их на КНБ и каяке. (Макса мучали
сначала "ласточкой", а потом - "егерем"). Перед дамбой, куда мы
приплыли абсолютно мокрые от дождя, но освещенные солнцем,
берега завалены сплавными бревнами, "растут" какие-то
разваливающиеся строения. На ЛБ валяется ( иначе не скажешь)
куча старых кораблей, которые ходили раньше отсюда до поселка
лесорубов на "Шляпе". Было очень грустно, и хотелось оттянуть
момент "финиша". Однако, зачалились на ПБ среди бревен, и
поволокли суда и шмотки наверх, по глинистому грязному крутому
берегу.
Антистапель. As usual
- многие метры веревок с мокрыми шмотками, жуткий бардак,
дохлые шкурки разделанных судов и эротическая выставка
разнокалиберных баллонов. В этом месте не было даже ягеля,
чтобы разжечь костер. Пришлось впервые за весь поход достать
плекс (или гекс?) (Плекс.) После каяка почему-то подгибаются
ноги (вероятно, по форме упоров). А все же вирус "каякерства",
по-моему, проник в мою душу. Кто знает...
Вяло отбивались от настойчивых приглашений местных пьяноватых
"оперуполномоченных" выпить с ними водки. Удалось отбиться
почти всем, лишь Андреем Ровинским пришлось пожертвовать.
Миша нашел укромное местечко чуть в стороне от дороги, где мы
встали на последнюю "полуночевку". Удивительно ровная
каменистая площадка. Выключите шум проносящихся по дороге
мотоциклов, не поднимайте взгляд, чтобы не видеть ЛЭП - и
лучшей стоянки не найти. Установили систему систему дежурств
(only for men) около костра. ( Пошедший в час ночи проливной
дождь смыл эту систему спать по палаткам. М. )
Началось очень рано - для дежурного Макса в пол-четвертого. Все
встали в начале пятого, проглотили по кружке чая с куском сыра
и целым (!) "сникерсом". Природа прощалась с нами слезами
беспробудного дождя. Дочапали до автобусной остановки. Путь в
Кандалакшу начался точно по расписанию, в 6:00. Ехали туда 3
часа, сперва по грунтовой дороге, потом по асфальту. Мокро и
ужасно холодно. Речки выглядят очень неприветливо. Бедные Зыков
& Co!..
В Кандалакше дожидаясь поезда No 343 (16:45) шатались в
верхних гидрах под дождем, изредка отогреваясь в многочисленных
здесь продуктовых магазинах. Похоже, кроме еды, в "промозглой
Кандалакше" ничего не продается. Тепло посидели в кафе за кофе,
мороженным и "Монастырской избой", обсуждая судьбу, в основном
нашу с Настей, на ближайшие 2-3 года. Мне напророчили диссер, а
Насте семью. Похоже, не меня, ни ее, такой прогноз не
устраивает. На вокзале неожиданно встретили Галкина &
Есаловича, возвращающихся с ББС. Мир тесен!
Надо сказать, что в последние 2 суток не радует почти ничего.
Пожалуй, кроме того, что в такую погоду лучше ехать в поезде,
чем плавать по порогам.
Ваши милые чумазо-облупленные лица выделяют вас в толпе серых
пассажиров, дорогие "согруппники". Лучше думать не о том, что
будет через сутки, а о том, что через год, иначе легко впасть в
депрессию.
P.S. Пора начинать избавляться от паталогической привязанности
к "Сникерсам". До следующего похода в этой кампании.
1. "Падун". Наташа на "ласточке"
2. "Водопадный-II". Мы с Афанасом на КНБ
3. "Красивый". Андрей Ровинский на "ласточке"
4. "Яма". Мы с Афанасом на КНБ
5. "Яма". Макс, оба Андрея, Сергей на "егере"
6. "Котел". Макс с Сергеем на катамаране
7. "Карниз". Макс на каяке
8. "Карниз". Афанас с Максом на КНБ
9. "Карниз". Настя с Сережей на "егере"
10. "Шляпа". Макс на каяке
Итого килей:
Макс - 5 (2 каяка, 1 КНБ, 1 "егерь", 1 кат)
Сережа - 3 (2 "егеря", 1 кат)
Афанас - 3 (3 КНБ)
Аня - 2 (2 КНБ)
А.Ровинский - 2 (1 "ласточка", 1 "егерь")
А.Смирнов - 1 (1 "егерь")
Настя - 1 (1 "егерь")
Наташа - 1 (1 "ласточка")
Приложение 2. Список утерянных вещей
1 день, обед. Топор.
2 день, утром. Анорачка Афанаса осталась на берегу.
днем была забыта кепочка Афанаса, но ее спасли.
3 день забыта на берегу фляжка с коньяком, которую, впрочем,
почти никто не видел.
пропала Большая Наташина Иголка.
4 день. п. "Ю.День". Афанасовы солнечные очки, ксивник Макса с
заржавевшими часами и оберткой от "Сникерса",
в бочке уплыли навсегда мои гидроштаны и пояс от них
8 день. Потеряна для общества Ксюхина каска - сломалась под
весом груженого каяка (35 кг)
неизвестно где потеряна чудесная жидкость для мытья посуды и
сопровождающие ее тряпочки.
Лада потеряла капюшон от своей анорачки
Еще один эпилог. Год прошел
Все кончилось. По Тумче с тех пор прошли десятки групп, многие
- прочитав этот отчет. Думаю, всем понравилось, хотя, было ли у
них так хорошо, как у нас? Who knows? Ах, как хочется вернуть
это лето и вернуться в него самому...
"Так чтож так грустно, слышишь?.."
Максим Мошков.
---------------------------------------------------------------
Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
From: fsi@kiae.su [ Sergey Fedotov ]
Subject: [News] Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
Date: Thu, 06 Jul 95 11:00:41 GMT
Приветствую Всех !
Только-что вернулся с Тумчи (Кольский полуостров) и хочу
поделится некоторыми наблюдениями. Не буду останавливатся на
техническом описании, поскольку в архиве есть отличная лоция.
По моим личным впечатления речка очень интесна для легких
судов, но в мае она превращается в ОЧЕНЬ серьезную катамаранную
реку. Со слов местных туристов и по личным наблюдениям в
паводок вода поднимается на 2-3 метра и пороги становятся
ничуть не слабее Кавказских 4-6 КС. Впрочем сейчас там группы
Зыкова и Руднева (последний с детьми) рубятся на четверках и
мне их искренне жаль. Обилие плесов и около 60-и км. по озеру
превращают их заплыв в героизм. Следует еще отметить наличие
элитарных сортов рыбы (форель, кумжа) и обычной щуки. Много
хороших стоянок, особенно на порогах. Достаточно несложная
заброска через Алакурти (поездом от Кандалакши), хотя мы ехали
до Ковдора, а уже там после долгого препирательства с
пограничниками забрасывались на границу 8-ми километровой
приграничной полосы. Оказывается в Заполярье может быть очень
жарко - первые полторы недели мы обгарали на солнце, зато
последние дни было мокро, промозгло и противно. Комаров на
удивление немного, в подмосковье больше. Впрочем их колличество
сильно зависит от погоды и места стоянки.
Теперь о судах.
В группе был Таймень, Егерь, каяк, КНБ и две Ласточки-11. Еще
на Яме и Котле (см. лоцию в архиве) собирали кат-двойку и
устраивали катания. Сравнительный анализ показал, что
оптимальное судно все-же КНБ. У Егеря обносов вообще не было,
прошли все почти по максимуму. На плесах вперед вырывался
Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в хвосте.
Таймень как водидится отлично вел себя на озере и плесах, но
на шиверах и каменистых порогах дело часто доходило до обносов
и регулярных пробоях.
Каяк везде каяк и коментариев не требует. Легко прошел везде,
но из осторожности имел несколько обносов. КНБ имела несколько
обносов в местах, где перед и после интересного слива во
множестве торчали обливники.
Ласточка - вообще скорее похожа на огромный гребной спасжилет.
Из деки выступает только грудь и голова, почти не управляема,
но абсолютно нечувствительна к камням и феноменально устойчива.
Боится в основном силных косых струй, которые вызывают
немедленный киль. В перевернутую Ласточку залезть на воде
практически невозможно.
Егерь в целом показал себя очень неплохо. Совершенно
пофигистичен к камням и может пройти практически везде. Обносов
мы не делали и прошли практически все пороги в самых стремных
местах. Особенно рекомендую использовать Егерь на реках, где
много мелких каменистых шивер и перекатов, которые для обычных
судов опасны пробоями и повреждениями шкуры. При наличии упоров
исключительно удобной оказалась коленная посадка.
Грузоподьемность практически на порядок превосходит Таймень,
причем лишний вес только увеличивает устойчивость в порогах.
Много проблем принес родной фартук - его однозначно надо
переделывать и сажать юбки на кольца. Без фартука можно
обойтись, но валы выше 1.5 метров заливают судно, и оно
становится почти не управляемм. Но если всю внутренюю
поверхность забить вещами или поддувными емкостями, то для воды
практически не остается места. На плесах приходится много
работать, но угнатся за Тайменем практически невозможно. Есть
некий пороговый предел, за которым любые усили не приводят к
заметному увеличению скорости. Хотя в общем идется не так-уж и
медленно. На удивление очень легко крутится сзади, причем
гораздо легче КНБ и тем-более Тайменя. В коленной посадке
вообще очень хорошо управляется. В общем Егерь вовсе не
спортивное судно и валы до 2-х метров просто давит, а бочки на
удивление легко проскакивает. Без особых проблем вытаскивается
из бочки усилиями одного матроса. В общем ведет себя иногда
лучше ката-двойки. В качестве судна сопровождения это идеальный
вариант. Вообще известно всего два киля на Егере. Один был
вызван искуственно, путем сажания в судно четырех человек и
усиленного дураковаляния в пороге. Второй раз я поленился
поддуть балоны, после солнца в холодной воде они здорово осели.
В итоге когда мы свалились с двухметрового слива в бочку, нас
сложило пости пополам, капитана нагло разложило "загарать"
верхом на деке, а матросу (нежное и беззащитное создание) не
хватило сил в одиночку вытащить судно из бочки. Потом нас
месило лагом в бочке, матроса смыло, капитан некоторое время
(пока не надоело) удерживал судно от киля, упершись веслом в
какой-то камень на дне, а потом все. Собственно от обычного
молниеносного киля КНБ-шки это отличалось величествнной
медленностью и сосикообразным извиванием. Кстати когда мы
поддули судно и попробовали сделать дубль-2 перед камерой,
ничего не получилось. Крепко подкачаный Егерь со свистом
выкинул нас из бочки. В общем это судно из категории "задавим
массой", но многое выигрывает за счет своих хитрых обводов.
Пожалуй идеальный вариант для каменистых рек, ленивого экипажа
или как судно поддержки. Что касается самой реки, то мне она
очень и очень понравилась.
Fsi.
--
Serge
From moshkow Fri Jul 7 01:53:15 +0400 1995
To: fsi@kiae.su
Newsgroups: relcom.rec.tourism
Subject: Re: Тумча, Егерь, впечатления и рекомендации
> катания. Сравнительный анализ показал, что оптимальное судно все-же
> КНБ. У Егеря обносов вообще не было, прошли все почти по максимуму.
еще бы - груженый "егерь" - 100 кг - попробуй, обнеси
> На плесах вперед вырывался Таймень, каяк и КНБ. Ласточки плелись в
> хвосте.
Пожалуй, справедливей было написать так:
кнб, каяк, таймень, егерь, ласточки. Многие удивятся, но факт остается
фактом - именно так мы и шли все время - Такая у нас в команде кнб была.
а что еще примечательней - когда Аня Uppsala пересела из кнб в каяк, то каяк
стал САМЫМ быстрым судном в группе.
Скажем так - обычно вперед вырывалось судно, на котором сидела Аня.
Впрочем и Настя кажется на каяке шустро плыла.
Мда - UUUpsala однако. Уважаю.
Правда при попытке пройти Яму матросом на Егере сыграла отбой, но
как выяснилось полноценным матросом на Егере может быть только
Настя. Никто из мужиков не сравнился, по крайней мере с точки
зрения капитана ;)
> Каяк везде каяк и коментариев не требует. Легко прошел везде, но
> из осторожности имел несколько обносов.
чтоб быть точным каяк обнес 2, а сам каякер - 1 порог
(посчитав, что ему достаточно прохождения "Красивого" в адмиральской кнб
> КНБ имела несколько обносов в местах, где перед и после интересного
> слива во множестве торчали обливники.
один там был у кнб обнос - "Первенец" - два перекошенных метровых
слива подряд.
> Ласточка - вообще скорее похожа на огромный гребной спасжилет.
> Из деки выступает только грудь и голова, почти не управляема, но
> абсолютно нечувствительна к камням и феноменально устойчива.
> Боится в основном силных косых струй, которые вызывают немедленный
> киль. В перевернутую Ласточку залезть на воде практически невозможно.
согласен, окромя того что залезть в воде каякеры могут на что
угодно, а по поводу феноменальной устойчивости - это резко
выраженное егерестическое заблуждение.
> Егерь в целом показал себя очень неплохо. Совершенно пофигистичен к
> камням и может пройти практически везде. Обносов мы не делали и прошли
> практически все пороги в самых стремных местах. Особенно рекомендую
> использовать Егерь на реках, где много мелких каменистых шивер и
> перекатов, которые для обычных судов опасны пробоями и повреждениями
и при условии наличия матроса, который не знает, что такое каяк или кнб,
и потому не сбежит туда при первой возможности.
Ну тут еще многое зависит от личности капитана.
Вот от меня Настя в итоге кажется убежала :[
Или от Егеря ?
> шкуры. При наличии упоров исключительно удобной оказалась коленная
маленькое уточнение: посадка коленная, но весла - ОБЯЗАТЕЛЬНО - байдарочные,
причем неукороченные.
> посадка. Грузоподьемность практически на порядок превосходит Таймень,
где порядок равен 20 кг
> На удивление очень легко крутится сзади, причем гораздо легче
на удивление ВООБЩЕ не крутится с носа
> управляется. В общем Егерь вовсе не спортивное судно и валы до 2-х
> метров просто давит, а бочки на удивление легко проскакивает. Без
> особых проблем вытаскивается из бочки усилиями одного матроса.
при том, что на всей Тумче не было НИ ОДНОГО вала выше 0.5 м,
утверждение это оставим на совести автора.
Со своей стороны замечу, что "Егерь" действительно запросто взял на Тумче
все катамаранные пороги 4-й категории, и категорически не в состоянии
пройти НИ ОДНОГО 5-й и выше.
> поленился поддуть балоны, после солнца в холодной воде они здорово
> осели. В итоге когда мы свалились с двухметрового слива в бочку, нас
> сложило пости пополам, капитана нагло разложило "загарать" верхом на
> деке, а матросу (нежное и беззащитное создание) не хватило сил в
> одиночку вытащить судно из бочки.
Как в известной истории: "... было тому 9 причин, 1-я - не было пороха..."
Грести надо! До бочки, да и в ней тоже не мешало бы :)
> Потом нас месило лагом в бочке,
А какое было зрелище - "егерь" скрученный винтом, матрос "уже", капитан -
"только начал". Черт бы побрал этого видеооператора - все пропустил...
> не получилось. Крепко подкачаный Егерь со свистом выкинул нас из
Значит гребли :^
> бочки. В общем это судно из категории "задавим массой", но многое
> выигрывает за счет своих хитрых обводов. Пожалуй идеальный вариант
> для каменистых рек, ленивого экипажа или как судно поддержки.
Классная баржа, что и говорить, но все равно:
"Только каякеры не тонут!"
-------------------------------------------
"... мы сегодня ме киляемся ..."
----------------.
Mad Max. "Третий киль"
> Что касается самой реки, то мне она очень и очень понравилась.
P.P.S. fsi, а какие там были девушки ;)
Золото - а не девушки ! Я давно теоретически верил в
существование таких, но живьем встретил в первый раз.
Ничего. Скоро - скоро настанет 20-е.
P.P.S. Леша Красноперов рассказал свой сон, который приснился
ему по дороге домой - про доставку сплавных кедов Юрию
Алексеевичу Гагарину из Ижевска в Москву самосплавом по крутой
равнинной реке, я его попозже обязательно запишу.
Популярность: 18, Last-modified: Mon, 15 Dec 1997 20:13:42 GmT