душа, а только некоторая ее часть, которая, будучи погружена в этот мир и... засоряясь и омрачаясь, препятствует нам воспринимать то, что воспринимает высшая часть нашей души". Человек, еще живя на земле, связан в двумя мирами. Апостол Павел писал о "человеке внутреннем" и о "человеке внешнем". При умирании духовное зрение часто открывается еще до смерти. Все ощущения, идущие от земного мира, постепенно слабеют и угасают. Одновременно начинают восприниматься образы духовного мира -- сперва как неясные отблески, а потом все реальнее и ярче. Умирающий может видеть умерших, с кем он был близок на земле. Господь дарует эти видения, чтобы объяснить умирающему, что мир, в который он вступает, не совсем чужой. Душа покидает тело, когда оно еще живет. Об этом пишут многие, в том числе и православный богослов А. Н. в "Сергиевских листках" 1930 -- 1931 годов. Вот его слова: "Тело еще борется со смертью, а душа уже свободна, она уже вне тела и парит вблизи... Это объясняет те нередкие случаи, когда душа, в форме земного тела, появляется вдали от тела своим любимым людям". Душа умирающего стремится к близким, и тогда муж может ощутить присутствие любимой жены или мать -- присутствие сына, умирающих в это время вдали от них. "Это происходит перед наступлением смерти", -- пишет А.Н. Сознание умирающего постепенно отрывается от нашего мира. Слабеет зрение, слабеет слух, все вокруг становится неважным и неинтересным. Внимание все больше обращается к новым образам, он видит и воспринимает что-то нездешнее. Он уже примирился и готов покинуть этот мир и перейти в другой. Книга Мертвых советует в это время не бороться, не стараться что-то делать, а спокойно наблюдать, как умираешь, и ждать появления света. Христианство советует молиться. При спокойном ожидании и наблюдении не будет неразумного страха смерти. В это время чрезмерно шумная печаль родных может помешать ему или ей тихо и спокойно перейти в вечность. Есть сообщения, что больные, бывшие близко к смерти и несколько раз возвращенные к жизни усилиями врачей, просили больше не делать этого. "Там" хорошо, и они просят отпустить их. Одна из умиравших просила больше не молиться о ее выздоровлении. Несколько раз дыхание ее останавливалось, но ее возвращали назад к жизни. Наконец пришел день, когда она очень спокойно попросила родных перестать молиться; родные перестали молиться о сохранении ее жизни, и она скоро умерла. Сам переход неощутим и безболезнен. Нам известен только один случай, в котором упоминалась боль. Смерть наступила в результате тяжелой травмы головы. Была мгновенная боль, но затем она исчезла, и появилось чувство парения в темноте, удобства и тепла. Некоторые люди слышат легкий шум в голове, как бы звон колокольчиков или тихую музыку. Может быть мимолетная потеря сознания, а затем вдруг умерший начинает очень ясно воспринимать окружающее, но уже совсем по-иному. Самые первые восприятия души после ее выхода из тела не всегда одинаковы. Очень скоро появляется яркий свет. Иногда первым восприятием бывает выход души из тела. Кюблер-Росс пишет, что все мы, умирая, почувствуем отделение нашего бессмертного "Я" от его временного дома - - физического тела. Одна из умиравших женщин сказала: "Я выхожу, а тело -- пустая оболочка". И эта женщина и все другие никогда не говорили, что из тела вышла их личность или душа. Из тела вышло "Я", и "Я" потом наблюдало со стороны свое тело и все, что с ним делали врачи и сестры. Однако про выход души из тела говорили далеко не все возвращенные из загробного мира к жизни на земле. Иногда переход настолько незаметен, что умерший может некоторое время не понимать, что происходит. Он все еще продолжает считать себя живым. Некоторые слышат, что врачи объявляют их мертвыми, но в их сознании это не фиксируется. Живя на земле, мы представляем себе смерть либо как небытие, либо как какую-то мгновенную и радикальную перемену, а умерший продолжает видеть и слышать, как и прежде. Его душа, выйдя из тела, оказалась не в "другом мире", а в той самой знакомой обстановке, в которой ее застала смерть тела (операционная, поле сражения, разбитый автомобиль). Неудивительно, что мысль о собственной смерти в голову не придет. Однако скоро он начнет замечать, что происходит что-то странное. { Восприятия души после перехода были описаны в первых главах этой книги: аутоскопические, пока душа находится еще в обстановке земного мира, и трансцендентальные, когда душа, покинув землю, познает новое в духовном мире.} Сам он не стоит на земле, а парит в воздухе, видит в стороне, отдельно от себя, свое собственное тело... и постепенно приходит подозрение: "А не умер ли я?". Он не пугается. Иногда может быть минутный страх или чувство одиночества, но они быстро проходят. Одиночества в смерти нет. Его встретят умершие родные и другие духи. Очень скоро появится его ангел-хранитель, который может сказать: "Я помогал тебе до этой стадии твоей жизни, а теперь я передам тебя другому". Доктор Кюблер-Росс в одном из своих докладов рассказывала о своих наблюдениях над возвращенными к жизни пациентами. Она пришла к тем же выводам: "Мы не можем быть одни: ангелы-хранители, "помощники", умершие любимые, бывшие с нами при жизни на земле, встретят нас и помогут нам. Все мы пройдем через это. Это должны будут пережить все люди. Эти ощущения появляются тогда, когда уже нет никаких признаков жизни". Умерший, переступив порог, видит людей, слышит их слова, может попытаться помочь им или что-то сказать, но скоро убеждается, что его не замечают. Войти в контакт с живущими он не может. Скоро он увидит свет, а затем перейдет дальше, в другой мир. После перехода меняется не только отношение души к окружающему. Какие-то изменения происходят и с ней самой. В мифах Древней Греции Харон перевозил умершего через реку забвения -- Лету, и, вступая в царство теней, умерший забывал все, что случилось с ним за время земной жизни. Теперь мы знаем, что это не совсем так. Душа теряет не все; все вечное и главное сохраняется. Но мы знаем также, что душа теряет интерес ко всему материальному. Этому есть много свидетельств. Душа, вышедшая из тела во время хирургической операции, смотрит "как незаинтересованный наблюдатель" на то, что делается с ее собственным телом. Такую незаинтересованность отмечали многие из вернувшихся. Кюблер-Росс тоже говорит об этом угасании эмоций. Не только умерший теряет интерес к окружающему, но и люди, бывшие вблизи него, тоже иногда теряют эмоциональную связь с ним. Кюблер-Росс часто присутствовала при смерти детей. "Я была близка к моим больным, -- говорит она, -- и через минуту после их смерти я больше не чувствовала к ним ничего, это была только пустая оболочка. И они больше не нуждались во мне. Любимого больного в теле не было". Когда умерший понял, что он умер, он все еще смущен, он не знает, куда идти и что делать. Некоторое время его душа остается вблизи тела, в знакомых ей местах. Согласно христианскому учению первые два дня душа сравнительно свободна. Потом она перейдет в иной мир, но в эти первые минуты, часы и дни она может посетить дорогие ей места на земле и людей, бывших ей близкими. Перешедший в загробный мир скоро начнет видеть, что у него все еще есть тело, хотя и совсем иное, чем то, которое он покинул. Рассказы вернувшихся отрывочны и иногда не очень ясны. "Это было, ну как облако". "Выйдя из тела, я будто вошел во что-то другое. Я не думаю, что я был ничем. Я имел другое тело... оно имело форму, и я имел что-то, как руки". "Мое "Я" имело плотность почти физическую, но не совсем... как что-то волнистое... как облако... веса не имело... Это очень трудно описать..." Некоторые видели себя в их обычном земном облике, иногда в более молодом возрасте. Некоторые не видели себя вовсе. Почти все воспринимали вышедшего себя как нечто неосязаемое, нематериальное. "Себя я не чувствовал". Всем, пытавшимся рассказать свои переживания, было трудно описать себя, будто материи почти или вовсе не было, но было легко говорить о том, что они могли делать. Протоиерей Сергий Булгаков поясняет, что в загробном мире нет лиц и тел, как это было на земле; есть только души. Но они показывают свои внутренние качества; души как бы одеты ими, и по этим качествам умерший узнает тех, кого он любил при жизни. Душа встретит также существа, похожие на нас, но гораздо более могущественные -- светлые и темные. У души восприятия и мысли яснее, чувства острее, она ближе к божественной природе. Такая ясность восприятия существует с первого момента жизни "там". В загробной жизни исчезнут все физические недостатки, дефекты ума и все временное и ненужное. Туша сохранит все то, что достойно сохранения в вечности. Останутся и все ее основные качества; не бывает двух совершенно одинаковых людей, как не бывает и двух одинаковых снежинок. Индивидуальные черты сохраняет и душа. В загробном мире душа будет развиваться в том направлении, которое она начала на земле -- к добру или злу. Непосредственно после перехода личность имеет тот же уровень знания, как при умирании тела, но рост ее в Божественном Свете будет идти с большой силой. Об этом пишет архиепископ Лука: "Наш внутренний трансцендентальный человек, освобожденный от уз плоти, может достигнуть высшего познания всего сущего во всей его широте, глубине и долготе. То, что непостижимо земным умом, станет понятно озаренному Христовым Светом трансцендентальному сознанию внутреннего человека". ГЛАВА 16 О скоропостижной смерти. Как умирать легче -- скоропостижно или после болезни. Причины смерти. Внутренние причины смерти. Предчувствие или желание? Смысл смерти. Почему и когда? Страх смерти и предчувствие смерти. Большинство людей умирает после более или менее длительной терминальной болезни. Постепенно угасая, человек имеет время подумать, понять и в какой-то степени подготовиться. Однако смерть может быть и неожиданной -- скоропостижной -- например при столкновении автомобилей или при острой сердечной недостаточности (то, что раньше называли "разрыв сердца"). Люди, верящие в Бога и в бессмертие души, боятся скоропостижной смерти или, говоря точнее, боятся не столько самой смерти, сколько последствий ухода души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом. Во все века христианства, кроме самых последних, люди всегда старались дать умершему отойти достойно, по-христиански. М. Лодыженский пишет в своей книге "Свет Незримый": "Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием из всего... Смерть - это, в своем роде, главнейший экзамен человеку... насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти... сделало его легким или даже радостным..." Люди, верящие в Бога и в загробную жизнь или хотя бы серьезно думавшие об этом, обычно умирают легко. Иное с человеком совсем неверующим. Автор этой замечательной книги продолжает: "Что может представлять собою смерть человека, в коем внедрено сознание, что смертью он совершенно уничтожается? Такая смерть -это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния". Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Вот как выразил свое желание один из них: "Если уж нужно умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться". Они хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя -- был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится ее. В этом их желании -- большая ошибка, такой смерти - без мыслей и каких-либо ощущений -- они не получат. Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если он умрет во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и при желании ничего не чувствовать эти беспомощные люди, полные страха, теряют весь период терминального роста души, полного радости и примирения. Те, кто думали об этом серьезно, в частности многие врачи, изучавшие проблему смерти, хотят другого. Мы уже писали о Елизавете Кюблер-Росс, которая не хотела бы умереть скоропостижно и лишиться периода роста, познания и приближения к Богу. Нужно поблагодарить Бога, если смерть не застала нас врасплох и нам дано время подумать и приготовиться. Прежде чем писать о причинах смерти человека, нужно оговориться. Душа бессмертна, поэтому говорить можно только о причинах смерти тела и, что не совсем одно и то же, о причинах выхода души из тела. Нет, конечно, смысла упоминать тяжелую травму или перечислять разные болезни, разрушающие какой-либо жизненно необходимый орган; здесь причина смерти ясна. Но бывают случаи, когда тело выглядит здоровым и жизнеспособным и когда кажется, что умирать нет никакой причины, а человек, тем не менее, умирает. Многие хирурги смогут припомнить больного или больную, которые перед неопасной операцией вдруг говорят: "Я операции не перенесу". Это не страх. Говорят они это естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Больной был перед операцией обследован -- сердце, легкие, кровь и все прочее в порядке, -- и тем не менее осторожный хирург оперировать не станет, особенно если когда-то в прошлом он встретился с подобным случаем. Молодой и здоровый австралийский абориген, на которого злоумышленник, умелый в таких делах, "нацелил кость" ("Pointing of the bone"), впадает в депрессию, худеет, слабеет и через некоторое время умирает. Русский крестьянин прошлого века, обычно старик, но без какой-либо опасной болезни, решает, что его время пришло, и говорит об этом родным. Он надевает белую рубаху, его укладывают на лавке под образами, дают в руки горящую свечку, и он вскоре умирает. Что это было? Предчувствие? Только предчувствие? Скорее всего, это было желание и призыв, подсознательный призыв, смысл которого: "Я уже готов, хочу перейти туда, прими". Можно вспомнить много подобных случаев и ситуаций. Знает это и художественная литература, даже и нашего безбожного века. Есть рассказ Федора Абрамова "Последний старик деревни". Автор после многих лет приезжает в свою деревню. Встречает знакомого старика. "...Похудел, высох... да ты ли это?" -- спрашиваю. "Я, парень, я... на другую фатеру приказано перебираться". Слов утешения старик не принял. "Нет, нет, не утешай - - отгулял свое. На почту это ходил. Деньги на похороны сымал. Было 600 рублей накоплено, все снял. Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придет, были угощены". Старик умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце... Спал он обычно на своей кровати, а тут вдруг запросился на пол. Взрослые дети устроили его на полу. "А теперь Матрена (жена) пущай ляжет рядом со мной". Дети пытались отговорить - - "нехорошо ведь", но он настаивал. Матрену, уже три года бывшую не в своем уме, положили рядом с ним. К ней, видимо каким-то чудом, в эту минуту вернулся рассудок, и она неловко охватила мужа суковатыми руками. "Вот и ладно, -- прослезился старик. -- А теперь оставь меня одного, я помирать буду". И вскоре на глазах у всех умер". Смерть, когда не видно никакой физической причины, ученые называют "психологической смертью". Причины они не нашли, но название придумали, и все выглядит объясненным. Хорошо известно, что в критическое время тяжелой болезни исход -- жить или умереть -- во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрет, и спокойно говорит об этом, как о чем-то очевидном, он, вероятно, скоро умрет. Достоевский утром 28 января 1881 года спокойно сказал: "Я знаю, я должен сегодня умереть". Вечером он умер. Желание и готовность перейти в другой мир, сознательные или бессознательные, чаще возникают у старых людей, но бывают и у молодых. "Природа" часто идет навстречу такому желанию. Уныние, депрессия, потеря интересов и энергии, разочарование, бесцельность жизни рождают желание "уйти от всего этого" и приводят к появлению и развитию разных болезней, включая и рак. Наполеон, еще далеко не старый и недавно бывший полным энергии, в ссылке на острове Св. Елены теряет всякую надежду, скоро заболевает раком и умирает. Солженицын, имея раковую опухоль, знает, что должен еще много сказать всему миру, хочет сделать это и выздоравливает. Сильное желание рождает в человеке и в природе какие-то силы, которые способствуют осуществлению его желания. Другим источником жизненной силы, еще более могущественным, чем желание, может быть вера в Бога и понимание, что наша жизнь и смерть в Божьей воле, а нам нужно просто делать на земле то, к чему мы призваны. Такие люди часто доживают до глубокой старости. У людей без веры часто появляется ощущение бесцельности существования и желание уйти; в результате возникают какие-либо психологические, а потом и физические болезни. Смерть имеет не только внешние, Но и внутренние причины. У физической смерти часто есть внутренняя психологическая причина. О роли депрессии и чувства бесцельности жизни мы уже писали. Есть, однако, много и других причин. Любое сильное неожиданное переживание может повести к моментальной смерти. "Умер от испуга" -- не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Люди умирали в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости. Пишут, что смерть может быть результатом мысленного внушения, посланного врагом, внушения, о котором его жертва ничего не знала. В древности и в средние века верили в действенность заклинаний и проклятий. Причина смерти может быть совершенно тривиальной и непонятной. Смерть может наступить в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием неприятного. Один из таких очень горьких случаев произошел в моей практике. Мой пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шлепок не сильный, должен быть очень острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть. Мой пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был беспокоен, ожидая этого безобидного укола. При его последнем визите ко мне, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Я в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы делать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут мы мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Я не придал всему этому никакого значения простой обморок. Через два дня я уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал мой заместитель. Произошло то же самое, что и после моей инъекции. Больной упал, но на этот раз жизнь не вернулась. Он умер. В известной книге "Откровенные рассказы странника" описан следующий случай. Крестьянский обоз. Подъехали к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин испытывает желание выкупаться. Начинает раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается "Ах так, ну вот тебе!" -- и, шутя, обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: "Ах, как хорошо", спокойно ложится на землю и умирает. Было вскрытие -- ничего не нашли. Душа может выходить из тела не только перед смертью. О поднятии на небо в духе пишут христианские подвижники. Астральные полеты йогов широко известны. Современная наука тоже изучает этот феномен. Выход души из тела может достигаться известными приемами или происходить сам по себе, при усталости, стрессе, во сне и так далее. Такие случаи нередки. Целия Грин, директор психологических исследований в Оксфорде, на свой запрос получила 400 положительных ответов. Восприятия были аналогичны с наблюдавшимися при умирании -- чувства сохранялись, слепые видели и память о происшедшем оставалась. После первого эпизода повторные выходы души из тела происходят легче и быстрее. Доктор Сабом (с. ! 62) сообщает, что у трех пациентов при состоянии, близком к смерти, бывали повторные выходы души из тела, а у одной женщины - многократно и по ее собственному желанию. Сабом считает, что происходит пробуждение латентной способности: "Я предполагаю, что аутоскопический эпизод зависит от неизвестного нам механизма (trigger), нейрохимического или другого, который включается на какой-то стадии процесса умирания и в других ситуациях". О существовании "механизма", который служит для отключения души от тела, пишут и другие ученые. Существование какого-то физиологического фактора кажется несомненным. Как можно иначе объяснить моментальную смерть при испуге, при бурной радости, неожиданную смерть от какой-либо ничтожной причины? Конечно, обычно тело умирает от тех или иных физических причин, от патологических изменений в тканях и органах. Но есть и какой-то психологический механизм, включение которого ведет к выходу души из тела и к остановке жизненных функций. Этот фактор (слово "механизм", употребляемое некоторыми исследователями, мало подходит к живому организму), существуя в латентном состоянии от рождения, активизируется каким-либо психологическим воздействием. Душа может отделиться от тела под влиянием желания, сильной эмоции, каких-то нейрохимических процессов, иногда связанных с близостью физической смерти, может быть предчувствием ("не зови смерть -- придет"). Нельзя исключить априори и возможность внешних воздействий на психику человека (внушение, "нацеливание костью"). Видимо, этот фактор более чувствителен у старых людей. У них он более готов "сработать" в критической ситуации, чем у молодых. Старики хуже переносят болезни и любой стресс, чем молодые. Психологическая настроенность имеет громадное значение. Были проведены интересные опыты на крысах. Если обрезать крысам усы, их сопротивляемость падает, и в воде они тонут быстрее, чем неоскорбленные крысы. Смерть, а также и жизнь, какими мы их знаем на земле, могут показаться бессмысленными. Родился ребенок, его воспитывали и учили, а он умирает, не успев ничего сделать в жизни. Беспомощный старик живет, а юноша умирает. Невеста умирает сразу после венда. Солдат идет домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл может быть только в том случае, если смерть тела не конец существования личности. Смерть солдата может показаться бессмысленной и несправедливой. На войне он подвергался опасности и жил безрадостно и трудно. Ночи без сна, иногда в холодном и мокром окопе, приходилось и голодать, усталость, грязь, окрики начальства. Без женщин, без радости. Был ранен и намучился немало. Было, конечно, и хорошее: тесная дружба с товарищами, о себе не думал, делился иногда последним куском хлеба, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из зоны огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать потерянное -- пожить в свое удовольствие -- есть, ну и выпить, и хорошо провести время. Думал о еще молодой и любимой жене, но... на селе много одиноких женщин, и они истосковались. Есть много и других соблазнов, а он еще молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Что ждет его? Как сложится его жизнь? Каким станет он сам? Полный радужных надежд идет он со станции домой, и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенес бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и такая смерть? Что было бы, знает Господь, и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда это ему лучше всего. Прочитайте теперь еще раз в восьмой главе, что пишут архиепископ Лука и святой новомученик Герман о значении земной жизни и смерти для души и тела. Жизнь человека на земле нужна только для формирования духа, поисков того пути, по которому душа пойдет в жизни вечной. Это дает ответ на все наши недоумения и объясняет раннюю смерть праведников, длинную жизнь плохих людей (которым, значит, Господь дает время понять и изменить свои пути) и все те смерти, которые нам могли казаться бесцельными и ненужными. , Важны не дарования и способности, которыми мы владеем, а то, как мы ими пользуемся. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: "Физическая смерть имеет для своего наступления внутренние времена и сроки". У смерти есть свои внутренние причины; внешние факторы - болезни и несчастные случаи - ведут к смерти человека тогда, когда дальнейшее земное существование уже не имеет смысла для жизни души. Время нашей жизни и смерти в руках Господа. Час смерти очень часто связан с духовной миссией человека. Праведник иногда хочет умереть и просит об этом, но Бог может оставить его жить дольше. Отец Матта эль Мескин пишет в "Вестнике РХД" (No 44, 1985) про Антония Великого, который услышал голос Господа: "Ты как благая мать... и Я оставлю тебя добре воспитывать твоих чад". Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти, если помышление о ней столь благотворно. Святоотеческие писания поясняют, что это нужно для нашего спасения: "Ибо... человек, задолго предузнавший время своей смерти, проводил бы жизнь свою в беззакониях и на самом исходе из сего мира приходил бы к покаянию. Но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления". Предведения смерти нам не дано, но предчувствие смерти бывает нередко. Предчувствие - это не страх смерти, в известной степени они даже противоположны друг другу. Страх смерти чаше всего бывает у нераскаянных людей плохой жизни, отвергающих Бога. Для них смерть означает потерю всего, что они знают и любят. Они ее боятся и не хотят, предчувствие смерти у них бывает очень редко. Может быть предчувствие и боязнь чего-то плохого после смерти, но ее близости они не чувствуют. Даже наоборот, до самого конца они могут не видеть явных признаков ее приближения, как у Солженицына в "Раковом корпусе": "Уж кислородную подушку сосет... а языком доказывает "не умру" ". Человек праведной жизни часто предчувствует свою скорую смерть. Он не боится, просто спокойно ждет, а иногда даже хочет ее прихода. После естественной и неисковерканной жизни он и смерть принимает как что-то естественное и нормальное. Вероятно, это похоже на то, как человеку, уставшему от дневных трудов, хочется заснуть. Его смерть будет мирной и легкой, как засыпание, как успение. ГЛАВА 17 Смерть детей. Дети знают, что они умирают. Эпизоды выхода души из тела. При переходе дети не одиноки. Есть ли смысл в смерти ребенка. Горе родителей. Изживание горя. Сейчас вышло уже немало богословских и медицинских книг о смерти детей. Описан ряд наблюдений, и ученые стараются оценить их. Много делают доктор Кюблер-Росс и другие. Елизавета Кюблер-Росс -- по специальности детский врач, психиатр. Она пишет, что дети знают, что они умирают, но знают это сердцем, а не головой. Они говорят об этом, не боятся и умирают очень хорошо. Чем младше ребенок, тем больше он знает. Дети от двух лет и старше во время тяжелой болезни становятся более духовными и серьезными, как бы сразу повзрослевшими. Врачи, сестры, санитарки и другие люди, видевшие, как умирают дети, свидетельствуют, что у детей, как и у взрослых, черты лица незадолго до смерти принимают выражение покоя и будто внимания к чему-то. Кюблер-Росс считает это состояние покоя и отвлеченности роковым признаком, предвещающим близость смерти. Дети в это время могут видеть уже умерших, особенно тех, кого они любили. Кюблер-Росс была не только врачом, но и другом своих маленьких пациентов. Сидя у постели тяжелобольного ребенка, она разговаривала с ним. На свой вопрос часто получала ответ: "Нет, мне теперь хорошо, папа и Петя ждут меня". Отец и брат больной девочки Петя умерли раньше. Архиепископ Лука тоже пишет об этом. Маленький брат видел и слышал своего старшего, уже умершего брата, который звал его к себе. Маленькая девочка видела и слышала свою умершую тетю Луизу, много раз являвшуюся ей и звавшую ее в загробный мир. Есть много и других подобных сообщений. Дети часто видели, что их ждут родные и всегда только те, кто уже умер. В последние часы своей жизни они никогда не видели, чтобы их встречали еще живущие на земле родственники. Но они могли видеть "там" умерших, например во время автомобильной катастрофы, о смерти которых еще не знали. Кроме родных, они могут видеть других умерших детей, с которыми они играли, ангелов-хранителей, "помощников". Детям это помогает ознакомиться с местом, куда они идут. "Мама, все в порядке папа ждет меня". У тяжелобольных детей, в возрасте от двух до семи лет, бывают эпизоды выхода души из тела не только при умирании тела, а иногда и раньше, например в полузабытьи и во сне. В одном из медицинских журналов описан следующий случай. Девочка, после нескольких эпизодов выхода из тела, рассказывала, как хорошо было все то, что она видела. Ее маме это не нравилось, "потому что матери не любят, когда их детям другое место нравится больше, чем их дом". Наконец девочка рассказала отцу, как она встретила брата и какой хорошей была их встреча. Кончив рассказ, она добавила: "Только ведь у меня никогда не было брата". Ее отец начал плакать и сказал ей, что у нее действительно был брат, но он умер за три месяца до ее рождения, и они никогда не говорили ей о нем. Больные дети обычно очень боятся одиночества. Они просят маму или медсестру не уходить. А потом вдруг ребенок говорит маме с заботливостью взрослого человека: "Мама, пойди домой, отдохни, я теперь не один" Может быть, ребенок видит умершего отца или брата и знает, что они ждут его и помогут ему. Известно, что и больные и здоровые дети, а иногда и взрослые летают во сне, чувствуя себя в это время легко, хорошо и очень реально. Ребенок уже знает, что он может в любое время сам прийти к маме и побыть с ней, где бы она ни была. Он вдруг перестал бояться одиночества. Если мать или отец больного ребенка уже умерли, скажите ему, что они ждут и встретят его. Может иногда случиться, что родители старались ни на минуту не оставлять больного ребенка одного, но он умер, когда они отлучились на короткое время, а их известили из больницы по телефону. Родители будут чувствовать себя виноватыми -- ребенок был покинут в самое трудное для него время. Вы можете облегчить их горе, объяснив, что он ни на секунду не оставался одиноким, что он все время был окружен заботой и любовью. Смерть близкого человека всегда приносит горе, но особенно трудно бывает родителям, потерявшим ребенка. "Почему он, а не я?". "Он был так молод, он только начинал жить". Это может повести к кризису веры. Родители могут считать Бога несправедливым и обвинять Его. Смерть молодого существа была бы не только несправедливой, но и бессмысленной, если бы она была концом его существования. Но бессмыслицы в природе нет, а воля Бога нам часто неизвестна. Ребенок умирает, не успев нагрешить, и в загробном мире его душа должна быть счастлива. Люди простой естественной жизни чувствуют это. Неверующего интеллигента может удивить спокойное отношение крестьян к смерти ребенка. "Что же ты не плачешь? Не жаль ребенка?" "А о чем плакать? Он был чистый, ведь не успел нагрешить, а мы в нем имеем своего родного молитвенника". Эта беседа взята из книги А. Н. "Смерти нет" (изд-во "Христианская жизнь", 1957). Автор описывает еще один случай. В 1919 году, во время гражданской войны, он встретился с вдовой, недавно потерявшей своего единственного 12-летнего сына. Его поразило спокойное отношение матери к ее потере, и она рассказала ему о том, как это произошло. Сын тяжело заболел, и был момент, когда мать поняла, что ребенок умирает. В отчаянии она вспомнила про великого старца иеромонаха В., жившего в монастыре, на краю города. Она нашла старца в церкви, бросилась к нему и стала умолять его спасти ее ребенка. Старец ответил: "Я могу его вымолить. Но возьмешь ли ты на себя все те грехи, которые совершит твой сын потом? А вдруг он станет разбойником или душегубцем?" Эти слова поразили ее и открыли ей то, о чем она раньше никогда не думала. Мать мальчика и старец несколько минут молча, как бы испытывая, смотрели Друг на друга. Потом старец ушел в алтарь, а она вернулась домой, где застала мальчика уже мертвым. Женщина закончила свой рассказ словами: "Эта смерть дорогого для меня существа раскрыла для меня двери вечности. Вот почему я так спокойна. Я поняла милосердие Бога". Как и чем можно облегчить неутешное горе родителей? Как это ни трудно, горе нужно принять и изжить. Другого пути нет. В одном из сборников статей Кюблер-Росс приводится рассказ мудрого старого человека. Двухлетний мальчик, его внук, утонул в бессейне соседа. Тело отвезли в покойницкую ближайшей больницы. Через 24 часа после смерти ребенка старик посетил родителей мальчика. Его сын и невестка сидели за столом, курили и молча смотрели на стоявшие перед ними стаканы остывшего кофе. Они буквально онемели от горя и сидели неподвижные и без мыслей. Пришедший понял, что происходит, и обратился к ним: "Ребенок в морге. Отнесите туда одежду и оденьте его. Сами оденьте, не поручайте другим". Родители послушались, и это было началом изживания их горя. Может, конечно, облегчить горе сочувствие и хорошая теплая беседа. А если родные смогут понять истинный смысл смерти ребенка, им станет легче. ГЛАВА 18 Уход за неизлечимо больным. Где умирать -- в больнице или дома. Чем можно помочь ему. О чем говорить. Молитвы. Эта глава о том, что могут сделать родственники и друзья тяжелобольного человека, чтобы облегчить его страдания и помочь ему, насколько это возможно, примириться с неизбежным. Предсмертная болезнь длится некоторое, иногда продолжительное время. Это не только процесс слабения и умирания. Мы уже писали, что терминальная болезнь может быть периодом роста личности и развития духовности. Тем не менее она приносит с собой душевные и телесные страдания. Трудно больному, трудно и его родным. Следует сделать все возможное, чтобы как-то помочь. В прошлом смерть часто принималась как явление естественное, ее знали и делали все так, как нужно. Сейчас все это изменилось. Смерть стараются не видеть и ее не знают, а когда она все-таки подходит близко, то становится особенно трудно не только больному, но и его родным. Мы часто считаем, что умирающему нужны только уход и комфорт; это не так. Случается, что, когда заболел немолодой человек -- отец, мать, муж или жена, родные, поняв, что болезнь неизлечима, быстро отправляют его или ее в больницу или другое учреждение. Раньше такие убежища называли "дом для неизлечимых" или еще хуже, теперь им дают другие, более гуманные названия. Об ужасных условиях существования в таком доме для престарелых, безнадежно больных, пишет Людмила Медведева в статье "Прииде кротость на ны" в журнале "Знамя" (1988. No8). Она описывает один из сравнительно хороших домов для престарелых, и все же: "Живут в этаже... без ботинок и верхней одежды... их мир -- кровать и тумбочка. Дверь на лестницу заперта. Персонал бедный, тяжело работает -- злятся, ссорятся... нужно льстить, угождать... одиночество". Говорить не о чем и не с кем. "Ссоры у телевизора, доходит до драки -- полуслепые, глухие, злые". Старые люди, мужчины и женщины, подходят к самому важному часу своей жизни без любви, не успокоенными и не примиренными, а униженными, несчастными и иногда озлобленными. Родственники считают, что там ему будет лучше, там знают, что делать. Время от времени жена или муж навестят больного и думают, что сделали все, что нужно и можно. Но видеть больного человека им трудно, и чем дальше заходит болезнь, тем труднее. Визиты делаются короче и реже. Дети тоже заняты своим; думают, конечно, и о больных отце или матери, но в общем, все это воспринимается, главным образом, как осложнение их собственной жизни. О таких ситуациях мы писать не будем, здесь ничего изменить нельзя. К счастью, такое встречается не часто. Даже в наше время, когда семейные связи слабеют, больной чаще всего не останется одинок. Его или ее горе разделят жена, муж, мать, дети. Скоро все же придется решать вопрос -- где умирать, в больнице или дома. Умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома, когда около тебя те, кого ты любишь и кто тебя любит, легче. Подумайте каждый и каждая о себе; когда придет ваша очередь -- где? Больница может быть неизбежной и необходимой для обследования и для технических лечебных процедур. Но когда эта стадия уже позади, больному лучше быть в знакомой обстановке, у себя дома, в окружении любящих родных. Больница обеспечивает порядок, эффективность, стерильность и квалифицированный уход, но есть в ней бюрократизм и связанное с ним безразличие. Мы молимся в церкви о даровании "кончины непостыдной, мирной". Человек хочет сохранить свое достоинство до самой смерти. В безличной обстановке больницы это особенно трудно. Вот терминально больную женщину, жену и мать, отправляют в больницу. В приемный покой ее вносят на носилках. Перед этим могла быть спешка в автомобиле "скорой помощи" с воющей сиреной. Суета, шум, яркий свет. Перевоз в больницу часто дает первое серьезное ощущение близости смерти. Процесс обезличивания начинается с момента прибытия. Ожидание приема, заполнение разных формуляров, раздевание - даже если это не необходимо. А затем больничные правила, которым она должна подчиняться. Ее лишают индивидуальности, свободы, права решать и поступать по-своему; ею командуют, как ребенком, и притом без любви и каких-либо эмоций, выполняя холодную рутину власти над ней. Из жены и матери она превращается в больную на койке номер 4 в палате номер 6. Все время что-то происходит: врачи, сестры, лаборантки, насосы, трубки, рентген и так далее. Она может хотеть покоя, мира, какого-то уважения, а получит: вливания, переливания, аппараты и уколы по графику. Развивается угнетение, подавленность. "Я должна вести себя примерно, иначе за мной не будут хорошо следить". Больная все время на людях, но чувствует себя одинокой. Обход больных обычно происходит таким образом: впереди профессор или заведующий отделением, за ним - - врачи, сестра и группа студентов. Подойдя к кровати больного неизлечимым раком, профессор спросит: "Как себя чувствуете? Аппетит? Действовал ли кишечник?" Пощупает пульс, беглый осмотр и назначения сестре. Профессор тут же объяснит студентам, что могут наступить такие-то осложнения. Неизлечим, но продлить жизнь можно. И пошли дальше. Все нормально, очень по-деловому, но у больного после обхода настроение хуже, чем до него, и чувство одиночества еще острее. Чем ближе смерть, тем холоднее в больнице. Вокруг чужие и часто безразличные лица и неуютные стены. Последние часы жизни умирающего не освящены любовью, а он хочет быть с близкими, почувствовать их любовь и дать им свою. Находясь у себя дома, больной сможет дольше сохранить свой обычный образ жизни. Кое-что придется менять, ему нужно научиться принимать опеку без огорчения, а родным суметь так ухаживать за ним, чтобы он не очень сильно заметил перемену и не почувствовал свою беспомощность и зависимость от других. Дайте ему возможность продолжать трудиться, заботиться о семье и участвовать в решениях вопросов, касающихся его самого и его семьи, возможно дольше. Нужно обеспечить больному максимально возможный физический комфорт. Болей быть не должно. Теперь есть средства, которые могут устранить любую боль. В основном, это, конечно, дело врача, но также и родственников. Врач видит своего пациента не каждый час и даже не каждый день. Он обеспечит нужные обезболивающие средства -- не инъекции, а таблетки или микстуры, но умелое пользование этими лекарствами -- дело семьи. Не нужно навязывать их больному и давать регулярно, скажем, четыре раза в день. Если боль совсем легкая и больной не хочет лекарства, то и не нужно. Больной часто боится, что, если боль станет сильнее, он будет очень страдать. Он должен быть уверен, что в любой момент, как только он попросит, его боль будет устранена, и притом полностью. Не нужно слишком бояться привыкания к лекарствам. При внимательном пользовании и смене лекарств можно не допустить серьезной зависимости от них, а если и привыкнет немного, не такая уж беда. А заставлять человека, близкого к смерти, страдать от болей из боязни, что он привыкнет к лекарствам, жестоко и не нужно. Внимательный доктор может сильно уменьшить опасения больного и его семьи, если он скажет: "Я вас не оставлю, я вам помогу". Выписав рецепт, он уйдет, но вернется через несколько часов, а потом снова вернется, чтобы установить дозу и длительность действия лекарства. Часто первая доза бывает недостаточной, и ее нужно будет увеличить. Раньше в больницах или на дому за больными иногда ухаживали монахини. Можно было услышать мнение, что, раз боль послана Господом, ее не следует заглушать. Сейчас, конечно, никто так больше не думает. Лекарства тоже даны нам Господом. Все, что было сказано о болях, относится и к другим неприятным симптомам болезни. Мы уже писали, что можно применять болеутоляющие средства, но не следует давать никаких успокаивающих (транквилизаторов), голова больного должна оставаться ясной. Снотворные средства допустимы, но не злоупотребляя ими и только в случаях действительной необходимости. У больных иногда бывает чувство беспокойства и даже вины. "Я затрудняю моих близких". Сделайте так, чтобы это чувство ушло. Если в другой мир уходит глава семейства, его будет тревожить многое. Что потом будет с его семьей? Сможет ли жена (или муж) хорошо воспитать детей? Как будут вести себя дети? Сохранится ли мир в семье? Дружный уход всех членов семьи облегчит сомнения умирающего. Его душе и мыслям нужен покой. Если нет земных тревог и забот, легче уйти с миром. О чем говорить с безнадежно больным? Можно ли говорить о болезни? Можно ли говорить о смерти? Конечно, можно, но не всегда. Ему самому трудно начать такой разговор, но он часто хочет. Пустые разговоры друзей и посетителей его только тяготят. Если удастся нарушить заговор молчания, и ему и родным станет легче. Но как это сделать? Здесь нужен большой такт и понимание настроения и состояния больного. В сфере эмоций безнадежно больные часто становятся почти как дети; они ищут у других понимания, сочувствия и любви. Дайте им это, если сможете. Состояние больного хорошо описал Лев Толстой в "Смерти Ивана Ильича": "Главное мучение Ивана Ильича была ложь, -- та, всеми почему-то признанная ложь, что он только болен, а не умирает... он же знал, и его мучила эта ложь... и заставляла его самого принимать участие в этой лжи. Он видел... что никто не хочет даже понимать его положение. Один только Герасим понимал это положение, и потому Ивану Ильичу было хорошо только с Герасимом... Ивану Ильичу очень хотелось, чтобы его жалели... чтобы его приласкали, поцеловали и поплакали бы над ним. Он знал, что он важный член, что у него седеющая борода... но ему все-таки хотелось этого". Одна из больных доктора Кюблер-Росс незадолго до смерти написала письмо ухаживавшим за ней больничным сестрам. "Я умираю, и я боюсь. Вы приходите, меряете мое кровяное давление, и я чувствую, что вы, зная, что я скоро умру, боитесь, и это делает мой страх еще сильнее. Вы боитесь и не знаете, что делать. Но просто признайтесь, что вы думаете, и заботьтесь обо мне. Это то, чего мы ищем". Постарайтесь облегчить страх человека, близкого к смерти. Это может быть трудно, но если есть искренее желание, поможет ваша интуиция. Больному раскрыться не так легко. Часто лучше не говорить, а слушать. Ему хочется рассказать о себе, встретить понимание и поделиться своими чувствами. Нередко они любят вспоминать свои молодые годы. Попросите его рассказать о себе, о том, как он раньше жил, о его друзьях и интересах. Если вы близки ему, напомните о важных событиях его и вашей жизни, вспомните с благодарностью о трудном и счастливом, пережитом вместе. Спросите, как он спит, видит ли сны, и какие. Иногда легче написать, чем разговаривать. Если так -- напишите больному о вашем сочувствии. Это будет оценено, а потом он останется с вашим письмом один на один и получит облегчение. Написанное иногда доходит лучше сказанного. Иногда, особенно в начале терминальной болезни, узнав о ее неизлечимости, больной находится в состоянии шока. Он отказывается понимать, он еще не способен видеть ужасную для него правду. В это трудное время больной нуждается в помощи и сочувствии больше, чем когда-либо. Здесь говорить о смерти нельзя. Наоборот -- согласитесь с ним: "Да, это не то, на рак не похоже". Всегда нужно стараться сохранить у больного надежду на выздоровление, а если сумеете, даже укрепить ее. Желание выздороветь и вера в это иногда делают чудеса. Известны случаи выздоровления больных с запущенными раковыми заболеваниями. Расскажите об этом больному. Трудной для больного бывает также стадия протеста и гнева. Больной раздражителен, требователен и может стать неприятным. Если вы поймете его состояние, вы и здесь найдете нужные слова. В более поздних стадиях, когда больной уже хоть частично принял неизбежное, можно и нужно говорить открыто, он ведь все время думает об этом и многое его тревожит. Можно рассказать ему про то, что сейчас известно науке о жизни после смерти тела, дать ему прочитать книгу об этом или, если возможно, познакомить с человеком, имевшим личный опыт выхода души из тела. Мы уже писали, что Кюблер-Росс говорила больным, что она пишет научную работу о смерти и просит его или ее рассказать об их переживаниях и ощущениях. Она пишет, что больные не пугались, а, наоборот, охотно соглашались, рассказывали и получали облегчение. С людьми, знающими, что их болезнь неизлечима, можно говорить не скрываясь. Спросите у них, что они чувствуют, чего они хотели бы? Что еще хотят успеть сделать? К больному могут прийти мысли о других, забота о них, и ему станет легче. Иногда можно спросить и прямо: "Ты боишься?", "Ты молишься?" Один из больных сказал, что, когда он узнал, что его рак неизлечим, ему стало легче. Неизвестность до этого вызывала колебания, смену надежды и отчаяния, и это было хуже всего. Американцы, как обычно, не только советуют, а идут дальше. В Соединенных Штатах есть специальная организация, название которой в переводе на русский язык "Рак это не конец". Члены этой организации - больные и их семьи - собираются вместе, рассказывают о своих мыслях и переживаниях, дискутируют. Принимают участие и врачи, те из них, которые поняли, что традиционное отношение медиков к смерти (замалчивание) их пациентам не помогает. Цель этой организации помочь неизлечимым больным преодолеть стремление уйти от людей и продолжать жить полноценной жизнью как можно дольше. Теперь такие организации есть и в других странах. Откровенность может помочь и больному и его родным. Я знаю случай, когда муж и жена страдали отдельно, а начав говорить без утайки, оба получили облегчение. Когда больные слабеют, их начинает тяготить одиночество. Это еще одна из причин, почему им бывает так трудно в больнице, особенно ночами. Будьте с ними. Здесь уже не нужно много слов. Не призывайте больного стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным. Ему не нужно стараться быть сильным; лучше признаться в своих опасениях и страхах. Это рождает взаимное доверие, и он примет ваше сочувствие, которое ему очень нужно. Хорошо, если больной поплачет. Не мешайте ему в этом, а, наоборот, -- помогите. Иногда больному полезно и рассердиться на кого-нибудь, даже на вас. Не обижайтесь. Не оставляйте его или ее надолго одних. Просто будьте в одной комнате, посидите рядом. Молча. Касайтесь его руки, плеча, волос. Контакт, когда он не только эмоциональный, а и физический -- полнее. Если вы его жена -- спите в одной кровати или хотя бы в одной комнате. Когда он спит, он тоже чувствует, что вы близко. Даже если он забылся или без сознания, он все равно чувствует; говорите с ним, даже если он не понимает. Есть еще одна причина не оставлять умирающего одного. Предугадать время смерти трудно. Больной может умереть, когда вас не будет, и вы потом будете упрекать себя -- сделали не все, что могли. Когда больной начинает чувствовать, что смерть не за горами, его мысли становятся глубже и серьезнее. Теперь ему нужно понять то," о чем он раньше не думал. Помогите ему. Прочитайте ему письмо Феофана Затворника к его умирающей сестре. Мы уже приводили выдержки из него, а сейчас даем его полностью: "Прощай, сестра! Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в иной мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы и попроси попещись о нас. Тебя окружат твои дети со своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить -кайся во всех- и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее восставь в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой, и мы с тобою. Поэтому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!" Много нужного и утешительного можно найти в христианской и в хорошей светской литературе. Последнее, но и самое важное. Нужно молиться и, если можно, молиться родственникам и больному вместе. Вот несколько молитв об исцелении: "Господи Иисусе Христе, на одре болезни лежащего и страждущего раба Твоего (имя) посети и исцели: Ты бо еси недуги и болезни рода нашего несомый и вся могий, яко Многомилостив". "Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Его (имя)". "Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя)". Бывают обстоятельства, когда нужно молиться не о выздоровлении, а уже о другом. Можно молиться об избавлении больного от страданий, о прощении ему грехов, о мирной и спокойной кончине и о даровании его душе Царствия Небесного. Несколько молитв было приведено в 14-й главе. Можно молиться и своими словами. Постарайтесь обеспечить умирающему исповедь и причастие. Если он достиг мира душевного, попросите его молиться за вас в загробном мире. ГЛАВА 19 Родственники умершего. Горе потери. Опасности сильного горя. Изживание горя. Горе после смерти любимого человека, если оно очень глубоко и продолжительно, может омрачить всю последующую жизнь остающихся жить. Его последствия могут отразиться на их психическом равновесии и подорвать здоровье. Нам бывает так трудно еще и потому, что современный общественный уклад старается смерти не видеть, и когда она приходит, мы не готовы и не знаем, что делать. Теперь родные обычно с телом не остаются. Умершего как можно скорее отправят в морг. Потом -- короткая церковная служба, а то и вовсе без нее, быстрые похороны или кремация. Кладбище теперь посещают не так часто, как раньше. Знакомые иногда советуют родственникам: "Не нужно идти на похороны". Последние соглашаются, тоже думая, что чем меньше видеть, тем легче перенести потерю. Это неверно. Плакать при посторонних почти что неприлично, а горевать открыто и вовсе не принято. Я видел, как любящую старушку-жену, счастливо прожившую с мужем 50 лет, друзья уговорили не провожать его тело на кладбище, считая, что этим они избавляют ее от излишних переживаний. Такое отношение к смерти близкого человека неправильно и нехорошо и по отношению к нему и для оставшихся жить. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Здесь есть, однако, две возможности -- горе может быть коротким или продолжительным. Горе нужно принять и глубоко пережить; потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, не только интеллектуально, но и эмоционально. Без такого полного переживания горе будет очень продолжительным и может повести к хронической депрессии, потере радости жизни и даже всякого желания жить. Могут развиться тяжелые болезни, включая такие, как колит и рак. Известно, что неизжитое горе чаще всего бывает у тех, кто не мог хорошо проститься с умершим: не видел мертвого тела, не был на похоронах; например, у любящей жены солдата или офицера, получившей официальное извещение о геройской смерти мужа и больше никогда ничего не узнавшей. Она не видела мертвого тела, и у нее появляется желание отрицать реальность смерти. Ее неизжитое горе будет тяжелым, продолжительным и опасным. Ей будет очень трудно вернуться в русло нормальной ежедневной жизни. Медицина обозначает это состояние такими словами: "Неизжитое горе создает психологический дефицит". Эти слова очень сухие, но верные. Изживание горя делает человека способным вспоминать умершего без эмоциональной боли и сохранить живые чувства для других. Люди, испытавшие горе, становятся лучше, они взрослеют. Всякая встреча со смертью, с чужой или близкой своей, делает людей серьезнее и глубже. В горе может быть чувство протеста и всегда есть чувство подавленности и стремление что-то исправить. Если умер близкий вам человек, вы много плачете, вы беспомощны и чувствуете себя виноватыми, вы огорчаетесь, что сделали для него не все, что могли. Вы одиноки, и это может быть самым трудным в вашем горе. Первая стадия горя -- шок, бесчувственность. Осознать потерю еще невозможно. Все, что нужно сделать, делается автоматически. Нет сна, нет аппетита; рассеянность и уныние; все пусто и ненужно. Но подумайте о том, что ведь умерший не хотел бы, чтобы вы все время горевали. Постарайтесь молиться за душу умершего -- это нужно и ему и вам. Надейтесь на встречу за гробом. Пройдет некоторое время, и постепенно эмоциональный баланс начнет восстанавливаться. Первые сутки или двое нужно целиком посвятить умершему, видеть его, даже говорить с ним, а после этого и дальше горевать и молиться, но начинать работать и быть с людьми, а не уединяться. Иногда может помочь записать пережитое. Записывая, вы еще раз испытываете то, что было, и немного утоляете ваше горе. Есть мудрость в том, как раньше прощались с умершим близким человеком. Не скрывали своих чувств, плакали и горевали открыто. Тело держали в доме, проводили ночь у тела, читая Псалтирь или молясь, или просто сидя возле. Церковные службы, панихиды, достойные проводы и похороны. Последнее целование, участие в засыпании могилы. Поминки, даже плакальщицы -- все это помогало родственникам в изживании горя. Подумайте и о том, что душа умершего продолжает жить, что она в это время находится вблизи тела и видит вас и все, что происходит. Сейчас мы далеко ушли от этих старых обычаев. Менее цивилизованные народы, с естественным образом жизни, все еще соблюдают старые разумные обряды, а нам следовало бы вернуться к христианским обычаям, связанным со смертью и похоронами. После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если при умирании вы были с ним, закройте ему глаза, подвяжите челюсть и сложите руки на груди. Тело нужно убрать, но не торопитесь отправлять его в морг или в похоронное бюро. В бюро тело покойника оденут, а лицо иногда подкрасят, чтобы смерть выглядела как сон, но хотите ли вы этого? Если можете, сделайте все сами, в последний раз. Если слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом пробудьте у тела, вспомните его и себя и вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Попросите его приготовить место и вам. Церковь учит, чтобы над телом покойного был прочитан Канон на исход души, а затем как можно дольше читалась Псалтирь. Ушедший от вас не умер, его душа с вами и думает о вас. Она близко, и ей не все равно, видит ли она свое тело замороженным в ящике морга или любимых людей, молящихся около тела. Дети тоже непременно должны видеть умершего и проститься с ним. Примите активное участие в выполнении всех формальностей: заполнение разных бумаг, организация похорон на кладбище, извещение в газеты и друзьям, просьбы о панихидах и так далее. В церкви дайте последнее целование. Попросите отслужить панихиду. Гроб должен быть простым. Дорогой гроб иногда служит искуплением вины у родных. Если есть такое чувство, его нужно искупить иначе -- участием в погребении, молитвами. Умершего нужно хоронить в земле, а не сжигать. Огонь -- символ ада. Православная церковь порицает сожжение, тело следует возвратить земле. Помогите нести гроб, опускать гроб в могилу. Бросьте горсть земли или поработайте лопатой. Советуют не закрывать цветами сырую землю возле еще открытой могилы. Смерть нужно принять. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, возьмите немного земли с могилы и принесите ее в церковь или просто священнику для совершения отпевания, а после этого верните землю на могилу. Похороны -- это последнее прощание, но они должны быть и началом преодоления горя. Они должны сделать смерть реальностью. Смерть близкого человека должна быть принята не только головой. Это трудно, но и обязательно нужно. Запоздалое горе очень трудно и вредно. Похороны -- христианские или гражданские -- должны быть достойными проводами с уважением к умершему и его близким. Есть люди, лишенные всякой духовности, которые даже эти последние проводы близкого человека могут превратить в грубую и унизительную процедуру. В сборнике "Русское возрождение" (No 35) помещена статья Кирилла Головина о том, как прощались с умершими и как хоронили в 1986 году. Статья называется "Непостыдно и мирно". Головин с горечью пишет, что на Западе существуют все внешние условия, чтобы достойно умереть и быть погребенным, но часто не хватает внутренних предпосылок. В России же "положение для христиан обратное и трагичное. Для безбожников проблемы нет -- хоронят близких хуже, чем язычники или дикари". В России большинство людей умирает в больницах. Исповедаться и причаститься перед смертью трудно и не всегда возможно. "К праву достойной кончины относятся с пренебрежением... Умер. Прежде обмывали, обряжали и оплакивали. Сейчас спешат, завернув в простыню, отправить в морг. Мужики, не снимая шапок, волокут, как куль, бросают в грузовик... часто по принципу -- отработал и на свалку... В морге вскроют..." "Если умер дома, тело тоже отправляют в морг. Это легче всего. Там знают, что нужно делать. Не нужно обмывать... думать... не нужны в доме гроб в цветах... чтение Псалтири. В обезбоженной стране все это стало обременительным и ненужным... Хоронить -- не печально-горестный обряд, а суетливо-хлопотное дело... не катафалк, а автобус на полном ходу". Автор, продолжая, пишет, что в России все это есть результат неофициального запрета. Так нужно властям. Там признано, что смерть -- это конец. Батюшка на кладбище не пойдет. "Растерянно стоят близкие у разверстой могилы и не знают, с какой молитвой опускать в нее покойника. Могильщики--задорные хапуги -- без смущения поторапливают... курят, лениво переругиваются между собой". Проще всего, конечно, сжигание, поощряемое властями. "Над пеплом молитва не рождается. Могилки, креста -- нет... удобно... и не надо над дорогим холмиком проливать слезы, ибо над урной они почему-то не льются". "Траура почти не носят -- поскорее забыть". После этого горького описания Головин кончает свою статью фразой: "Но есть и христианские семьи еще". А в последнее время таких семей становится больше. Особенно много есть молодых людей, которые хотят более достойно проститься с умершим и принимают участие в церковных проводах и похоронах.{ В 1988 году в журнале "Новый мир" помещена повесть Сергея Каледина "Смиренное кладбище". Автор рисует картины похорон еще более безотрадными и горькими красками, чем Головин.} Можно надеяться, что в связи с перестройкой многое изменится к лучшему. После похорон возвращение в опустевший дом может быть очень горьким. Одиночество. Жизнь кажется пустой. Хочется уйти от всего и зарыться в себя. Может облегчить молитва и мысль о том, что смерть -- это только переход и что вы снова встретитесь. Кроме того, у всех есть друзья, и они в это время помогут разделить горе. У евреев был хороший обычай. После похорон, время от времени, у родственников умершего собираются друзья и побуждают их вспомнить и рассказать о нем. Много не говорят -- слушают, а если родные не хотят рассказывать -- не настаивают. Просто посидят молча, так тоже хорошо. Поминки тоже иногда могут быть уместны. До сих пор горюющий уединялся в горе, теперь он возвращается к жизни общества. Нехорошо смягчать горе лекарствами, его нужно изжить. Неизжитое горе уходит вглубь. Не нужно превращать умершего в фетиш, хранить его вещи, одежду и прочее. Ему нужно дать умереть. Это не безразличие и не эгоизм. Не нужно забывать умершего, наоборот, нужно сохранить светлую память о нем до конца своих дней, но жить нужно без депрессии, без постоянного "горького горя", сохранив себя для жизни с другими. Забывать вовсе не нужно Траур имеет смысл -- есть обязанности и по отношению к умершему. Важно это и для себя -- горевать лучше открыто. Посещайте кладбище. У могилы поставьте крест, а не какой-нибудь языческий символ. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о духовном и о смысле смерти и в какой-то степени успокаивают. Время от времени просите священника отслужить панихиду, особенно на 3, 9-й и 40-й день, а затем в каждую годовщину смерти. Если вы молитесь утром или вечером, поминайте ваших умерших родных. Архиепископ Антоний Женевский пишет: "Душа умершего в ином мире сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле... Для ее изменения необходима помощь извне". Душа может соучаствовать в наших молитвах за нее и может и должна молиться вместе с нами. Это помогает ей очиститься и ускорит ее развитие. Она может молиться и за нас, живущих. Отец Сергий Булгаков пишет: "Молитвы действенны, умершие нуждаются в наших молитвах". Может быть, вы не верите в действенность молитвы за умерших? Но подумайте о том, что она им нужна и они ждут ее, пока вы тут сомневаетесь. Есть много свидетельств тому, что умершие являются живым в их снах или видениях и просят молиться за них. Есть сообщения и в Житиях святых и в наше время, говорящих о том, что душа умершего после молитв и церковных служб за нее обретала покой. Феофан Затворник умел послать слова утешения не только умирающим, но и их родственникам. Матери, недавно схоронившей дочь, он написал: "Милость Божия да будет с вами. Плачьте, плачьте. В этом нет ничего неестественного и укорного. Диво было бы, если бы мать не плакала о смерти дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством. Умерла! Не она умерла, а умерло тело; а она жива, и так же живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, когда ей лучше. Тот образ бытия выше нашего. Если бы вы могли поговорить с ней лицом к лицу и попросить ее опять войти в тело, она ни за что не согласилась бы... Ну вот и поплачьте. Только все немножко... Благослови вас, Господи, и утеши!" А мужу своей умиравшей сестры он пишет: "...Что судил Бог, тому надо покориться... Вашей жене нужна помощь. Вот на что надлежит нам устремить все внимание и всю любовь к умершему. Я думаю, самый действительный показатель любви вашей к усопшей будет то, если вы с минуты отхода души погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии и новых неожиданных нуждах. Начав так, непрестанно молитесь Богу о помощи ей, особенно в продолжение шести недель да и далее... не забудьте сделать так -- вот и любовь! А слишком горевать и убиваться -- мало имеет смысла". Молясь за умерших, мы говорим: "Упокой, Господи, душу раба Твоего". А веря, что при нашей помощи может молиться душа умершего, мы произносим и другие слова: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, нами Тебе молящегося". Вот еще две короткие молитвы за умерших: "Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (рабы Твоея), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". "Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися души его". Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: "...Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами... просто думай об умерших, это поможет и им и тебе... беседуй с ними во имя Божие..." Особенно действенны молитвы за умерших, творимые в церкви, во время Божественной литургии. Вы подаете просфору за упокоение души и с ней записку с именами тех, за кого вы просите священника помолиться. Из поданных молящимися просфор священник вырезает частицы и, опустив их в чашу, молится об упокоении усопших. Это самое большое, что вы можете сделать для умерших дорогих вам людей. Христианство учит: "Души святых и праведных и любящих нас умерших родственников молятся за нас, как и мы им и за них. Общение в молитве между живыми и умершими никогда не прекращается". Просите умершего приготовить место и вам. Сохраняйте любовь к умершему. Как жизнь вечна, так вечна и любовь. "Она никогда не отпадет", -- учит апостол Павел. "Любовь, вместе с душой, переходит за гроб, в царство любви, где без любви ничего не может быть". Протоиерей Путятин пишет: "Связанных союзом любви не разлучит Бог. Бог есть беспредельная любовь. Неужели, научая здесь нас любить друг друга, Бог будет по смерти отлучать нас от этой любви?" Чтобы помочь душам умерших, Церковь советует не только молиться, но и делать добро во имя их. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Душа и тело Наука о смерти -- молодая наука, но она уже принесла в мир новое понимание процесса умирания и самой смерти. Наука подтвердила учение христианства. При умирании какая-то часть личности переходит в новые условия реальности и продолжает сознательное существование. Человек имеет душу и тело. В земных условиях они соединены и живут вместе, но они не неразделимы. После смерти тела душа продолжает жить в загробном мире. Она может жить вне тела и в земном мире. В наше время этот факт подтвержден объективной наукой. Научно-исследовательские институты разных стран теперь изучают условия жизни души вне тела. Душа нуждается в теле для ее деятельности в материальном мире, но не для жизни; душа может жить и без тела. Возникает встречный вопрос -- может ли тело жить без души? В природе какой-то низший уровень существования возможен и без души, или, во всяком случае, без того, что мы обычно называем душой. Однако сознательной человеческой жизни без души не существует. При умирании душа покидает тело раньше, чем наступает смерть последнего. После ее выхода тело становится неподвижным и теряет все признаки жизни, но в тех случаях, когда душа возвращалась в тело, человек оживал и все жизненные функции восстанавливались. Следовательно, и при отсутствии души тело может сохранять некоторое время потенциальную способность жить. Смерть не "момент", а процесс перехода, занимающий известное время, и до какой-то стадии перехода Душа иногда может вернуться в тело и в жизнь на земле. В то время когда душа и тело существовали раздельно, жила и сохраняла контакт с окружающей средой Душа, а не тело. Если душа и тело во время их раздельного существования пребывали в разных местах, возвращенный к жизни человек помнил обстановку, в которой была его душа, и описывал события, происходившие с его душой, а не с телом. Его тело в это время ничего не видело, не слышало и не воспринимало. Мозг, видимо, не функционировал или, во всяком случае, не реагировал на контакт с окружающим и не фиксировал восприятий, если они были. Все происходившее с телом не оставило никаких отпечатков в памяти человека, вернувшегося к жизни. Провала в памяти тоже не было, в ней сохранилось то, в чем принимала участие его душа. Воссоединение души с телом возможно, конечно, далеко не всегда. Душа может жить только в способном функционировать теле. После разрушения какого-либо жизненно важного органа телесная жизнь больше невозможна. Попытки реанимации бывали успешными, как правило, только в первые минуты, может быть, 1 -- 2 часа после угасания жизненных функций, до тех пор, пока не началось структурное разрушение тканей. Существуют отдельные свидетельства и о более длительных сроках. В Евангелии и в Деяниях описано много чудесных случаев воскрешения мертвых Иисусом Христом и апостолами. Иисус Христос воскресил Лазаря на третий день после смерти, когда уже началось разрушение тела. Такие же случаи приводятся в книгах других религий. Есть подобные описания и в светской литературе. Тело Икскуля вернулось к жизни из состояния трупного окоченения. (У многих такие сообщения вызовут только ироническую усмешку. Однако "есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам" (Шекспир), а предвзятый скептицизм не говорит о ясности мышления. Конечно, трудно поверить в возвращение к жизни из трупного окоченения или при запахе начавшегося тления, и я колебался, нужно ли упоминать об этих сообщениях. Но замалчивание было бы равнозначно отрицанию не только описываемых событий, но и самих сообщений. В мир входит новое понимание смерти и жизни души. Данные и сообщения о них настолько новы, что утверждать или отрицать что-либо еще не время.) Мы не будем обсуждать их; важно то, что в наше время наука подтвердила учение христианства о продолжении жизни после смерти тела. Выйдя из умершего тела, душа человека переходит в другие условия существования и продолжает жить там Значит, кроме знакомого нам материального мира существует другая реальность, которую мы, живя на земле, не постигаем. В этом другом мире тоже есть жизнь. Мы знаем теперь об этом нездешнем мире немного больше чем раньше. Христианство и все великие ученые всегда учили, что во вселенной существует всеобъемлющий разум, много выше человеческого разума, и всегда прозревали существование высших условий жизни духа. Нам было показано, что смерть не разделяет два мира непроходимой стеной. В этой стене есть дверь, и закрыта эта дверь не совсем наглухо. Смерть -- это только переход из одного мира в другой. Кант писал: "Человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно личное целое, воспринимает ясно только мир материальный". Мы знаем также, что души умерших людей и другие духи, живущие в "том" мире, могут иногда посещать и наш мир. Нам было дано посмотреть сквозь приоткрытую дверь и увидеть то, что нам нужно знать о другом мире. За последние 10--20 лет все больше людей получают личный опыт загробной жизни и убеждаются в существовании загробного мира. Господь дал нам это знание и возможность рассеять сомнения объективной проверкой в самое темное время в истории человечества. Для каждого из нас, в плане личной жизни, этот успех науки важнее, чем все остальные научные и технические достижения. Все больше людей убеждаются в существовании потустороннего мира. Сейчас значение этих открытий осознано еще далеко не всеми. Радикально новое всегда принимается людьми не сразу. Однако описанные выше феномены уже и сейчас более широко известны, чем иногда кажется. Люди, имевшие личный опыт, рассказывают неохотно, боясь недоверия и насмешек. Были случаи, когда рассказывавшие подвергались принудительному психиатрическому обследованию. Однако о пережитом никогда не забывают. Новое понимание смерти меняет характер и образ жизни людей. "Это было самое большое событие моей жизни". "Что сделал я в моей жизни? Я должен теперь жить иначе" Узнав, что жизнь продолжается за гробом, люди переставали бояться смерти. Исчезали мелкие тревоги, жизнь делалась серьезнее, глубже и духовнее, появлялась энергия и росла жажда жизни. Доктор Карлис Озис сообщил о трех тяжелобольных, которые, пройдя через эпизоды временной смерти, стали выздоравливать. У людей, увидевших свет, меньше себялюбия и больше любви к людям. Они хотят помогать другим и служить им. Многие чувствуют, что их вернули на землю для того, чтобы дать им закончить жизнь более правильно. Новый свет, входящий в нашу жизнь, делает людей лучше. Он пришел в темное время почти полного преобладания материального над духовным. Казалось, что жизнь духа загнана в тупик и на нашей планете торжествует зло. И вдруг наука показала нам яснее, чем когда-либо раньше, что все материальное временно, а духовное живет вечно. Каждому из нас, как и всегда, оставлено право самому увидеть или не увидеть, принять или не принять. Но новое знание здесь, с нами. Доктор Кюблер-Росс, оценивая последние открытия, пишет, что сейчас происходит возрождение идей о смысле жизни и смерти, о творении и о Творце и о Его присутствии в каждом из нас. "Я думаю, что мы подходим к новой эре в жизни человеческого общества". ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 1. Библия. Новый завет. Вашингтон: Русское Библейское Общество, 1955. 2. Добротолюбие. Джорданвилль: изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1963. 3. Абрамов Ф. Рассказы. Сов. писатель, 1984. 4. А. Н. Смерти нет. /Сергиевские листки. Льеж: изд-во Христианская жизнь, 1963. 5. Архиепископ Антоний. Что мы можем знать о загробной жизни души человека. /Русское возрождение. No 24. Нью-Йорк. 1953. 6. Булгаков С. Жизнь за гробом. Париж: изд-во Церкви Пресвятой Богородицы, 1935. 7. Булгаков С. Невеста агнца. Париж, 1945. 8. Грефф Ж. Ж. Жизнь после смерти. /Надежда, вып. 3. 9. Ершов Г. Г. Критика в атеистической литературе религиозного учения о бессмертии. /Академия наук СССР. Л.: Наука, 1967. 10. Жуковский В. А. Собр. соч. Л.: Сов. писатель, 1956. 11. Зайцев А. Письмо солдата. Самиздат. 12. Зандер Л. А. Бог и мир. Париж: ИМКА-Пресс, 1948. 13. Заречняк Г. Н. И. Пирогов. Человек, врач, мыслитель. /Русское возрождение. 1988. No 44. 14. Икскуль К. Невероятное для многих, но истинное происшествие. /Православная жизнь. 1976. No 7. 15. Иннокентий Святитель. О смерти и грехе. Мюнхен: изд-во Обители Иова Почаевского, 1957. 16. Лодыженский М. Свет незримый. Петроград, 1915. 17. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, Душа и Тело. Изд-во Жизнь с Богом, 1978. 18. Матта эль Мессии. Смерть, где твое жало? /Вестник РХД. No 144. Париж, 1985. 19. Медведева Л. Прииде кротость на ны. /Знамя. 1988. No 8. 20. Порш Т. Жало смерти. /Русское возрождение. 1988. No 44. 21. Потапов В. Исследования о клинической смерти. /Русское возрождение. 1988. No 44. 22. Рогожин П. И. Существует ли загробная жизнь. Сан-Франциско, 1968. 23. Солженицын А. И. Раковый корпус. Собр. соч. Т. 2. Изд-во Посев, 1969. 24. Трубецкой Е. Смысл жизни. Берлин: изд-во Лев, 1922. 25. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. Джорданвилль: изд-во Свято-Троицкого монастыря, 1982. 26. Епископ Феофан Затворник. Письма. /Надежда, 1985--1986. 27. Откровенные рассказы странника. Париж: ИМКА-Пресс, 1948. НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 1 Green Celia. Out of body experiences. Ballentine books. N. Y 1975. 2. Kubler-Ross E. Dr. Death does not exist. The Coevolution Quarterly. Summer. 1977. 3. Kubler-Ross E. Dr. On death and dying. MacMillan Publishing Co. N. Y. 1969. 4. Kubler-Ross E. Dr. Articles and lectures. 5. La Haye. Life in the afterlife. Tindale. Wheaton. Illinois. 1980. 6. Malz Betty. My glimps of eternity. Croosen books. Waco. Texas. 1977. 7. Maximovitch John Archbishop. Life after Death. Orthodox World. N4 1971. 8. Moody Raymond A. Junior. Dr. Life after Life. Bantam books. 1976. 9. Moody Raymond A. Junior. Dr. Reflections on Life after Life. Bantam books. 1983. 10. Osis and Haraldson. Doctors. At the hour of death. Avon books. N. Y 1976. 11. Rawlings Maurice. Beyond the death door. Thomas Nelson Inc. Nashville. 1978, 12. Rawlings Maurice Dr. Before death comes. Sheldon Press. London. 1980. 13. Ritchie George. Dr. Return from tomorrow. Fleming H. Revell Co. Old Taspan. New Jersey. 1978. 14. Rose S. Fr. The Soul after death. St. Herman of Alaska Brotherhood. 1982. 15. Sabom Michael B. Dr. Recollections of Death. Corgi books. 1982. 16. Vastian E. A. Dr. Spiritual aspects of the care of cancer patients. Ca-A Cancer Journal. Vol. 36, N2. 1986. 17 Went Evans. The Tibetan book of death. Oxford Univercity Press. 1960. 18. Young Karl Gustav. Memories, Dreams and Reflections. НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 1. Hildebrand von Dietrich. Uber den Tod. Eos Velrag. 1980.