сть причина того, что некоторые небесные существа настолько погружаются в бессознательный транс, что сознательные ощущения вместе с сопутствующими факторами перестают возникать. Далее, многие медитирующие, которые ощущают чистое сознание в течение некоторого времени, которое протекает между предшествующей и последующей мыслью, ошибочно принмают его за медитацию. Отсутствие определенного осознания прозрения есть просто нераспознающее состояние, подобное глубокому сну, бессознательности, оцепенению пьяного, или уму во внезапном шоке. Даже если такой ум кристаллизуется или становится устойчивым, это все еще не может быть медитацией, сфокусированной на внутренней пустотности ума. Медитирующий может ощутить определенное осознание прозрения, но в отсутсвие надежного спокойствия это состояние может стать подобным такому, где ум насильственно подавлен, что делает его легко восприимчивым к разрыву или раздражению даже слабой мыслью или явлением. Тогда ему окажется трудным продолжать медитативное погружение. Это можно рассматривать как медитацию начинающего, но нельзя считать медитацией на установление внутренней природы ума. Дже Гампопа дает такую инструкцию: Когда ум сохраняется установленным, следует поддерживать состояние неразличения. Но применять и поддерживать неразличение по отношению к сущностной природе ума означает демонстрировать непонимание коренного положения дхармы. Он также говорит: Некоторые другие [медитирующие] подавляют каждую возникающую мысль по мере того как они фокусируют ум на неразличающем состоянии. Они рассматривают это как положительное качество, но оно не может помочь им продвинуться на пути медитации, так как это есть состояние "искалеченного осознания". Без поиска определенного осознания прозрения не следует искать ни одного из следующих медитативных состояний: медитации в которой (1) ум установлен в блаженстве (2) ум остается тихим в пустом состоянии без чувства прошлого, настоящего, будущего или (3) спокойный ум воспринмает ясное состояние с такой четкостью, как будто он отражает все внешние и внутренние явления. Такая медитация может вызвать внутреннее ощущение блаженства, ясности и пустотности по отдельности или одновременно. Дже Гампопа; описывает эти медитации, известные как "неопределенные явления". Вероятно, они становятся причиной непознающего поглощения. Последствия этих ошибочных медитаций могут сделать тип перерождения медитирующего неопределенным. Определенная система медитации; защищает применение неразрывного ментального овладения нереальности и пустотности по отношению к каждой возникающей мысли, явлению или даже к непознающему осознанию. Это не та медитация, которой следует искать здесь, поскольку такая медитация на устойчивую осознанность внутренней пустотности по-видимому не содержит определенного осознания прозрения. Даже если она содержит его, она оказываетется поддерживающей ментальное цепляние за нереальность и пустотность. Таким образом, она становится выраженным нигилистическим воззрением. Нагарджуна объясняет следующим образом: Тот, кто держится за пустотность, Не может завершить внутреннего развития. Итак, он проклят. Далее он сообщает: Ошибочно рассматривая пустотность, Непонимающий ум вызывает свое собственное разрушение. Определенная [критика]; утверждает, просто основываясь на наборе цитат без их критического исследования: Невежественные, медитирующие на махамудру, Порождают причину животного существования, Или перерождения на плане без форм, Или вырождения в Слушающих в трансе поглощения. Это утверждение крайне ошибочно и было сделано просто из желания критиковать [систему махамудры]. Почему оно так ошибочно? Потому что оно подразумевает, что медитация на махамудру должна быть причиной животного перерождения. Оно также подразумевает, что невежественные люди не могут быть достойны медитации. По той же логике невежественные люди не должны заниматься тройным обучением через слушание, исследование и медитирование. Далее, это означало бы существование общей причины для животных, чувствующих существ плана без форм и слушающих в трансе поглощения. Это бы неизбежно означало, что все они находятся на одном уровне. Далее этот критик заявляет: Махамудра в нашей традиции заключается в осознании, Которое возникает из передачи. Если бы это было так, невежественные не могли бы даже медитировать на такое осознание и не были бы "достойными получателями" такой передачи. Тогда ссылка в Hevajra-tantra на "невежественных и плохих людей" как достойных получателей была бы неверной. Кроме того, невежественные, которые медитируют на осознание, достигнутое через передачу, могли бы порождать причину животного существования, так как этот критик утверждает, что медитация невежественных людей на махамудру может быть причиной их [перерождения] как животных и что само первоначальное сознание есть махамудра. Возможно, этот критик хотел сказать, что недостаток знания о медитации махамудры может привести к таким [нежелательным] результатам. Это все еще остается ошибочным утверждением. Чтобы проиллюстрировать этот факт, можно было бы сказать, что невежество относительно медитации махамудры может привести к приверженности Хинаяне. Однако нельзя сказать, что эта медитация на Махаяну породит такую причину. Подобным образом, возможно переродиться в любых нижних областях вследствия неведения дхармы, но ни в коем случае нельзя сказать, что практика дхармы порождает причину для чьего-то перерождения в нижнем царстве. Более того, с целью реализации плана без форм медитирующий должен достичь не только устойчивого погружения с ясным ощущением созерцательного спокойствия всех четырех тонких образов восприятия, но также и прозрения с его поверхностными и тонкими уровнями, причем все это составляет [зенит созерцания] в мирском состоянии. Утверждается, что этого не просто достичь даже [устремленным] архатам. Со стороны этого критика весьма неспрведливо приравнивать это состояние к причине животного существования. Если под утверждением "деградируя в слушающих в трансе погружения" он подразумвает глубокое погружение, реализованное архатами вообще и невозвращающимися архатами в частности, он никоим образом не может приравнять его к причине животного существования, поскольку оно необходимо должно содержать прозрение бессамостности личности. Еще более трудно заключить, что "глупый, медитирующий на [махамудру], причину транса поглощения" обязательно глуп, как хочет уверить нас критик. Своим аргументом критик вступает в противоречие с утверждением третьего Bhavanakrama, что медитрующий, не реализовавший четвертого созерцательного спокойствия, никак не может достичь транса погружения архата. Если под этим термином он подразумевает "архата", фигурирующего в некоторых популярных анекдотах, то это не больше, чем обычная словесная история. Итак, этот термин не означает и не может означать архата в истинном смысле. Из тщательного изучения этого вопроса следует, что критик лишь выразил самого себя. Нкоторые критковали метод Кагьюпа для указаний по медитации махамудры, используя следующий отрывок: В наше время некоторые [медитирующие] отождествляют опыт махамудры С кратковременным состоянием неразличения, Которое возникает силой веры в их гуру. Этот [опыт] может быть либо действием препятствующих сил, Либо результатом соединения психофизиологических энергий и элементов. Выдвигать такое возражение - полная бессмыслица. Это означало бы предполагать, что благословления их гуру и действия препятствующих сил идентичны. Такой в высшей степени несправедлив. Как объяснено выше, любое неразличающее состояние, лишенное прозрения, не считается медитацией махамудры. Также огромное преувеличение говорить, что медитативное состояние, возникшее от соединения энергий и элементов в человеческом теле, означает, что все методы поднятия осознания направлением и поглощением ментальной энергии в вагус центральной неравной системы неправильны. И наконец, подразумевается, что они отвергают медитацию махамудры, которую они уже приняли. НЕДОСТАТКИ ЧАСТИЧНОЙ МЕДИТАЦИИ Есть некоторые, признающие медитацию махамудры, как ум, который безмятежно установлен в неразличающем состоянии, кристаллизуя свою врожденную ясность. Это ни что большее, чем погружение в спокойствие, омраченное потоком мысле, а не медитация махамудры. Кроме сокровенного ощущения ясности и пустотности, здесь не хватает прозрения с осознанием определенности. Если различающие мысли естественно успокоены, осознание кристаллизует свою присущую ясность и с определенностью распознает свое неопределимое переживание. Такая медитация может рассматриваться как медитация начинающего. Поскольку такое неразличающее состояние по-видимому зависит от подавления мыслей или явлений, не есть вполне медитация на необусловленное естественное осознание. Следовательно, самим этим методом трудно достичь распознания после погружения. Некоторые [медитирующие] подавляют или контролируют каждую возникающую мысль или явление с целью установить ум в соединенном состоянии ясности и неразличения. Другие полагают, что необходимо сохранять живую осознанность с целью установить ум в состоянии ясности и пустотности. Такие медитации могут рассматриваться как [правильные] медитации для начинающих, если они подкрепляются неуклонной осознанностью или осознанием внутренней природы ума, который исследуется так же, как кость, разрушаемая камнем. Многим начинающим не удается прояснить свои сомнения и предположения относительно сущностной природы мыслей или явлений. Следовательно, мысли или явления могут привести к возникновению помех. Все они представляют собой фрагментарный опыт, обусловленный неспособностью медитирующего раскрыть естественно освобожденный ум и перенапряжением. Однако, будучи выполняем умело, этот вид медитации будет непрерывно прогрессировать по направлению к мастерству. Постепенно возникающие мысли и явления будут естественно успокаиваться, так что в конце концов медитирующий уничтожит сомнения и предположения о них. Еще вначале некоторые могут испытывать ясные и отчетливые проявления ума. Если они не смогут достичь более глубокого ощущения бесконечной природы этих мыслей, наиболее вероятно, что медитирующему будет трудно сохрнанить созерцание и поэтому он может испытать беспокойство от практики. в любом случае медитирующий должен распознать и определить природу трех видов возникновения, именно, возникновения неразличающего состояния, различения и явлений. Если [руководя своими учениками учитель] отождествляет [сущностную природу разума] с неразличающим состоянием, многие медитирующие могут истолковать это как образец для своей медитации на все времена. Это сильно ограничит медитрующих и поэтому не является хорошим методом. Что наиболее важно, так это иметь внутреннее ощущение понимания тождества возникающих мыслей и явлений. КАК РАЗЛИЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПУТИ [ПРОСВЕТЛЕНИЯ] ДОСТИГАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЙОГИ Я не нашел пояснений ни Гампопы, ни его племянника [Гомцюла] о приспособлении различных оснований и стадий реализации, установленных в писаниях колесниц логического определения [т.е. Хинаяны и Махаяны] к четырем йогам махамудры. Однако великий святой Шанг, который был учеником Дже Гомцюла, поясняет следующим образом: Великая печать достигается за один шаг. Ее деление на основания и пути - Обман и невежество. Однако, чтобы только воодушевить сердца запутавшихся, Я разделю ее на основания и пути, Приспосабливая ее к системе логического определения. Великая печать [махамудра] есть сама сущность реальности и всеобъемлющий путь [чикчо]. Поскольку сущность реальности недифференцирума, ее разделение на основания и пути не может быть приемлемым с запредельной точки зрения. Комментарий к Madhymakavatara говорит об этом так: Потому что это есть внутренняя природа сознания и потому что это не может быть разделено с точки зрения ее сущности. И продолжает: Точно так же как никакой мастер не может ни увидеть, ни описать путь птицы по бесследному небу, никто не может ни описать, ни услышать [объяснения] оснований, на которые ступали сыновья победоносного Будды. Sphutartha подтверждает это: Благодаря прямому восприятию того, что неотделимо от бесконечной природы реальности, не существует разделения путей на пути прозрения и истинной медитации. Поэтому отдельный путь медитации не может быть описан. Однако считается, что духовное основание и путь колесницы логического определения должен быть приспособлен к четырем стадиям йоги, только лишь для пользы тех невежд, которые могли бы желать узнать, как определить свои медитативные достижения через духовные основы и пути. Drelpa Donsal (Sphutartha) поясняет: Ясное просветление реализации Есть радостное основание, путь прозрения;; Совершенное господство реализованного состояния одного привкуса Есть путь истинной медитации. Так как последний не требует медитации, Он есть запредельный путь. Как явно сказано в этой цитате, первое основание, путь прозрения, есть просветление недвойственного сознания и его внутренней пустотности. Расширение этого прозрения есть истинный путь медитации, который включает основания от второго до десятого уровня. Йога немедитации описывается как запредельный путь и основание буддовости. Таким образом, она не содержит явной ссылки к йоге неразличения. Я мог бы представить, что это состояние можно рассмотреть как [свермирской] путь прозрения и первое основание. Итак, подразумевается, что однонаправленная йога сдвигается к [мирскому] пути правильного погружения. Дже Дьяре описывает пять путей просветления так: Хотя основания и пути и несущественны, Я рассматриваю их следующим образом: Символическое подношение вселенной Представляет собой [мирской] путь духовных заслуг; Приобретение опыта представляет собой [Мирской] путь правильного погружения; Реализация неразличающего осознания Представляет собой [сверхмирской] путь прозрения; Завершение этой реализации Представляет собой путь истинной медитации; Реализация йоги одного привкуса Представляет собой восьмое основание [т.е. путь истинной медитации]; Достижение йоги немедитации Представляет собой одинадцатое основание запредельного пути. Соответственно все практики накопления духовных заслуг и очищения ментальных загрязнений, начиная с подготовительных упражнений, представляют собой путь духовной заслуги. Однонаправленная йога представляет собой путь правильного погружения. Йога неразличения представляет собой путь прозрения. Переживания одного привкуса, которые начинаются с просветляющим прозрением союза [явления и пустотности], представляют собой путь истинной медитации. Нижний и средний уровни немедитации представляют собой девятое и десятое основания, в то время как ее высший уровень представляет собой запредельный путь, одниадцатое основание. Дже Гоцангпа описывает их так: Накопление духовных заслуг есть путь духовных заслуг и основание для начинающих. Опыт однонаправленной йоги есть путь правильного погружения и основание блаженства. Опыт неразличения есть путь прозрения и первое основание. Опыт одного привкуса составляет основания со второго по седьмое. Нижний и средний уровни немедитации суть последние три основания [т.е. с восьмого по десятое] и путь истинной медитации. Высший уровень немедитации есть запредельный путь и основание буддовости. Некоторые тексты упоминают подразделение четырех йог на двенадцать и далее на двадцать четыре согласно уровням внутренних чувств и переживаний. Двадцать уровней внутренних чувств и переживаний представляют собой четыре уровня пути правильного погружения. Из двадцати уровней реализации три уровня однонаправленной йоги представляют собой четвертое, пятое и шестое основания. Три уровня йоги неразличения представляют собой четвертое, пятое и шестое основания. Три уровня йоги одного привкуса представляют собой седьмое, восьмое и девятое основания. Три уровня йоги немедитации представляют собой десятое, одинадцатое и двенадцатое основания. Согласно моей собственной идее, последовательное продвижение на пути, описанном в этих трактатах колесницы логического определения, основано на великих качествах, которые должны приобрести медитирующие. Согласно традиции махамудры та же самореализация может быть достигнута мгновенно через "путь изначальной одинаковости и всеобщности";, так как он основан на природе самореализации. В запредельном обе системы могут быть тождественны, хотя они и протворечат друг другу с обычной точки зрения. Первая предполагает возможность космических эонов, в то время как последняя не требует многих жизней, если имеются необходимые условия. Итак, разница в эффективности этих двух систем подобна разнице длинной и короткой дороги. Я сделаю поверхностное сравнение между основаниями и путями этих двух систем. Три уровня однонаправленной йоги, включая подготовительные практики, представляют собой [мирской] путь духовных заслуг. Три уровня йоги неразличения представляет собой [мирской] путь правильного погружения и основание блаженства. Три уровня йоги одного привкуса и нижний и средний уровни немедитации представляет собой [сверхмирской] путь прозрения и истинной медитации, а также основания с первого по десятое. Высший уровень немедитации представляет собой запредельный путь, основание буддовости. Это распределение путей и оснований кажется отличной идеей. Однако трудно разделить уровни реализации между высшим уровнем неразличения и нижним уровнем одного привкуса, а также между высшим уровнем одого привкуса и нижним уровнем немедитации. Я дам описание, следуя порядку двенадцати уровней четырех йог, которому учат в настоящее время. Высший уровень неразличения не есть полное прозрение одного привкуса явлений и пустотности. Без него реальность не может быть постигнута. Рассматривая это обозначение первого основания и пути прозрения для йоги неразличения как нечто неподходящее, я умоляю знающих учителей пересмотреть этот вопрос. Хотя некоторые считают, что это приписывание [первого основания] неразличению согласуется с Дже Дьяре и Дже Гоцангпа, эти два учителя думали о совершенном уровне неразличения как исходном пункте первого основания и пути прозрения. Этот уровень не загрязняется никакими внутренними чувствами и привязанностью к коцепции пустотности, так как он есть трансцендентное основание одного привкуса [явлений и пустотности]. Поэтому он должен быть признан йогой одного привкуса. Я считаю неправильным приписывать первое основание нижнему и среднему уровню йоги неразличения в свете их настоящего описания и несовместимости между так описанным основанием и уровнем внутренних чувств и переживаний, связанных с этим основанием. Некоторые отвершали эти связи [оснований и путей] с четырьмя йогами махамудры, как противоречащие всем священным сутрам и тантрам, цитируя их следующим образом: Одно направление, неразличение, Один привкус и немедитация Суть четыре йоги. Иога однонаправленности Есть путь прозрения; Йога неразличения составляет основания С первого по седьмое; Йога одного привкуса Составляет три высших основания; И йога немедитации Есть основание буддовости. Я сам не видел таких слов знаменитых древних святых Линии Медитации. Возможно, они на самом деле существуют. Даже если так, я не вижу противоречия с сутрами и тантрами в приприсывании оснований и путей четырем йогам пустотности, не говоря о других наборах четырех йог. Более того, сутры и тантры не содержат утверждений, запрещающих использование такого приписывания. Такой путь выражения ими своего мнения плохо согласуется с соврменной терминологтей, потому что нет [четырех йог, представляющих все] сутры и тантры одновременно. Некоторые предлагают следующее замечание: Только невежественный может делать ложное утверждение, Что реализовавшие путь прозрения в этой жизни Достигнут великих качеств в будущей. Они высказываются с целью критики. Без определенного знания они говорят, что ложно то, что реализовавший путь прозрения в этой жизни достигнет двадцати четыре великих качеств в будущей жизни. Нигде в писаниях конкретно не утверждается, что реализовавший путь прозрения мгновенно достигнет всех высших качеств не умирая. В то же время утверждение, что такой реализованный переродится как всеобщий царь, господствующий над миром с помощью штурвала мистической силы, относится к следующей, а не к этой жизни. Например, женщина-йогин, реализовавшая путь прозрения, не превратится физически во всеобщего царя без ухода из этой жизни. Более того, если некто, достигший на этом пути прозрения, должен буквально продемонстрировать все великие качества, которые представляют собой первое основание просветления, так ясно описанные в трактатах, критик вынужден отрицать достижения не только ученых и святых Тибета и древней Индии, но даже бодхисатв, учеников Будды. Это противоречило бы историческим событиям. По-видимому эти критики не сумели исследовать объяснения сутр. Dasbhumika утверждает: Достигший первого основания вероятно переродится как всеобщий царь. Если он [в будущей жизни] погрузится в лесное уединение, отвергнув свою мирскую жизнь, он вероятно достигнет двадцати четырех великих качеств, включая сто различных форм погружения. Термин "вероятно" указывает, что нет абсолютной уверенности по отношению ко всем этим возможностям. Подразумевать, что Dasabhumika- sutra есть источник "ложного утверждения" - большой позор. Некоторые трактаты утверждают, что даже полностью постигнув ум как аспект запредельной реальности [дхармакайи], можно не приобрести великих качеств просветления в этой жизни из-за того, что не достигнуто освобождение от тройной обусловленности, такой как тело. Физическое препятствие сравнивается с оболочкой яйца орла, которая держит в ловушке орленка. Однако такой устремленный в процессе своей смерти поднимется в иллюзорную форму совершенного блаженства [самбхогакайа], ощущая светоносное осознание. По поводу запаздывания реализации великих качеств другие выдвигали критику, используя пословицу: удивительно, что солнечный свет появится завтра, когда солнце уже поднялось сегодня. Это абсолютно неправильно. В самом деле, они игнорируют мистические трактаты [мантраяны], которые провозглашают, что мистики реализуют просветление дхармакайи через процесс умирания и самбхогакайи через промежуточное состояние [бардо]. Трактат, озаглавленный Caturdevipariprccha, заявляет: Когда чье-то физическое колесо кармы распадается, То через его духовную мощь Он достигнет такого тела, к которому он стремился. Это тело будет проникать через все статические и динамические явления, Так же, как пространство охватывает все. Пойми, что это так. Samputa подтверждает: Когда чье-то физическое колесо кармы распадается, Он достигает наивысшей формы. Принмая во внимание этот факт [приобретение некоторых великих качеств значительно позднее реализации духовного пути, Дже Шанг утверждает: Несчастье не может полнстью исчезнуть Сразу после постижения [истины] недвойственности. Кто может отрицать, что некто достиг на пути прозрения, Хотя он еще и не осуществил всех качеств? Солнце раннего утра не может ни растопить замерзшую воду, Ни сразу согреть землю и камни. Но все же кто может отрицать существование солнца? Такие высказывания согласуются с человеческим опытом. Например, молодая луна может быть неполной по своей форме, но все же это луна. Ребенок может быть не полностью выросшим, но все же это человеческое существо. Как бы ни был неразвит львенок, все же это лев. В этой связи Дже Дьяре замечает: Даже среди архатов Есть два типа: Украшенные и неукрашенные;. Даже среди бодхисатв Есть два типа: Знаменитые и незнаменитые. Даже в мистической традиции Есть два типа мистиков: Практикующие тайно и делающие это посреди общества. Даже в знании Есть два типа: Описываемое и демонстрируемое. Даже хотя великие качества прсоединяются как цель К основаниям и путям реализации, Некоторые великие медитирующие достигают сил сверхтрансформации, В то время как другим не удается достичь этого; Некоторые из них удовлетворяют потребности чувствующих существ, В то время как другим не удается удовлетворить их. Это обусловлено различием в качестве практики. Теперь я обобщу эти высказывания. Согласно трактатам колесницы диалектики, великие качества, связанные с основаниями и путями, опытно раскрываются исходя из некоторых более высоких побуждений. Пути [четырех йог] отличаются от этих путей. Даже внутренние признаки реализации на этих путях различны. Точно так же, как есть украшенные и неукрашенные архаты, pнаменитые и незнаменитые бодхисатвы, существует несколько типов великих медитирующих. Некоторые из них обладают высшей силой трансформации, а у других ее нет, что в основном связано с разницей в качестве их практики. Было сказано, что с целью достичь высшей силой трансформации и других великих качеств следует быть упорным на пути преходящего мира и высшем пути Мантраяны. На этом я закончил разъяснение медитации на махамудру запредельной реальности, в частности, разделения всех четырех йог и методов сопоставления оснований и путей просветления.