Маски, которые мы выбираем,
                       Маски, которые нас выбирают

     В этой "зарисовке" речь пойдет о том,  какие маски мы выбираем, обща-
ясь друг с другом,  откуда они берутся и как они влияют на наше поведение.
Маска - это некий образ,  которому мы стараемся соответствовать для созда-
ния определенного имиджа,  маска определяет ту роль,  которую мы играем  в
коллективе.  Маску  составляют выражение лица,  одежда,  интонации голоса,
употребляемые наиболее часто слова, жесты. Основу маски составляет выраже-
ние лица и одежда,  а все остальное в большей или меньшей степени является
их производными, например: озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровями
может означать заботливого отца семейства,  решающего семейные проблемы, а
если добавить строгий костюм и  обстановку  шикарного  офиса,  то  получим
портрет  бизнесмена,  решающего проблемы своей фирмы.  Не трудно заметить,
что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми,  ко-
торые желают его избежать. Маска является своеобразной защитой, которую мы
часто используем,  попадая в новый коллектив, знакомясь с новыми людьми. У
каждого человека в запасе несколько дежурных масок, которые он применяет в
случае, если основную маску срывают или она не подходит. В постоянном кол-
лективе,  как правило, маски и роли не повторяются, т.е. они могут перехо-
дить от одного человека к другому,  но двух идентичных масок не будет. Это
похоже на то,  что две женщины в одинаковых платьях в одной компании будут
чувствовать себя не очень удобно.  Работает тот же механизм,  т.е. вознаг-
раждение, которое "выделяется" этой маске, делится на двоих.
     Лишь в некоторых случаях наши маски слетают,  открывая наше  истинное
лицо.  Один  из  способов "сорвать маску" заключается в том,  что человека
нужно поставить в непривычную для него обстановку,  причем это сделать без
предупреждения  и  быстро,  только  в этом случае он не успеет подготовить
надлежащие маски, итак маску срывает неожиданность.
     Знакомые знают  друг друга по тем маскам,  которые они друг другу де-
монстрируют,  приятели знают уже почти весь арсенал масок друг  друга,  но
лица  пока  в  тени,  друзья видят лица друг друга и часто помогают менять
маски.
     Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отраба-
тывем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх ти-
па "дочки-матери",  и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми во
время этих игр.  Присмотритесь,  дети показывают то,  как они воспринимают
вас.  По  мере  увеличения практики общения появляются новые маски,  в том
случае если старые не подходят.  Часто выбор масок происходит неосознанно:
понравившееся выражения лица,  интонации или поговорка, встреченные нами в
каком-либо месте,  способны изменить нашу любимую маску или создать новую.
Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело,  этим пользуются
физиогномисты,  физиогномика может очень сильно помочь в расшифровке масок
окружающих. Очень интересно то, что каждой маске могут соответствовать оп-
ределенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фикса-
ция  взгляда,  положение тела,  жесты рук.  Маску можно раскрыть для себя,
заглянув ей в глаза.  Маска одета не постоянно,  мы одеваем ее  непосредс-
твенно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываем
ее снять,  оставаясь даже наедине с самим собой в ней.  В процессе общения
мы  бессознательно  стараемся  поддержать свою маску,  ищем постоянно свое
"отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отра-
жением  являются реакции окружающих,  на все это тратится много внимания и
энергии,  которые можно было бы использовать для того,  чтобы  постараться
понять собеседника.  Именно поэтому часто в процессе общения мы больше за-
интересованы собой, чем другим.
     Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий смены несколь-
ких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария - от ро-
лей. Сознательно меняя маски и роли, человек может познать законы общения,
и найти свое поведение в рамках этих законов.  Происходит это по  принципу
принято - не принято.  Если после общения с кем-то нам приятно, то мы ста-
раемся повторить этот вариант поведения,  эту ситуацию,  роль или маску, а
если нам не приятно, то ищем, чем же сменить, как изменить. Если у челове-
ка длительное время одни неприятности и он ничего не пытается изменить, то
вполне возможно,  что ему нравятся те выигрыши,  которые он получает в ре-
зультате них. Это, например, может оправдывать его агрессивность, лень или
раздражительность, можно сказать, что это является своеобразным психологи-
ческим мазохизмом.  Часто это приводит к тому, что человек хотел бы что-то
изменить, но уже не может и в конце концов попадает либо к целителям, либо
к психотерапевту.
     Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите
понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше по-
ловины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь по-
казать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не
увидят,  не бойтесь,  что кто-то причинит вам вред,  если будете практико-
ваться в этом.  Чем меньше масок задействовано в вашем поведении,  тем она
естественней и приятней для окружающих.  В общении старайтесь помочь собе-
седнику увидеть отражение его маски,  часто это может существенно улучшить
ваши с ним отношения.  Выявление и анализ масок,  ролей,  сценариев - вещь
трудная и интересная. Попробуйте сами и узнаете, что это так. Для тех, ко-
го это заинтересовало, могу предложить для начала небольшой список из кол-
лекции масок.  Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Кто зна-
ет, может вы найдете себя. Успехов вам.
     Коллекция масок:  "Озабоченный",  "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак",
"Принц  (Принцесса)",  "Заслуженный пенсионер",  "Крутой",  "Счастливчик",
"Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т.д.
     - Название маски часто совпадает с названием роли.
     - Маска скрывает лицо.
     - Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.
     - Маска является формой.
     - Две одинаковые маски рядом не живут.
     - Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.
     - Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.
     - Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.
     - Маска! Я тебя знаю!
     - Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на дру-
гом.
     - Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу - маска.
     - Маски снимают или меняют.
     - Без маски легче видеть.
     - Кто  хочет  изменится,  находит средство,  а кто не хочет - находит
причину.
     - Чем меньше масок, тем естественней поведение.

                                                                Ар ЮХСИ АН
                                                        Газета Филдви 5-94

Популярность: 36, Last-modified: Tue, 14 Apr 1998 12:43:46 GMT