---------------------------------------------------------------
     OCR: Руслан Календарь
     Date: 21 Sep 2005
---------------------------------------------------------------




     Рудольф  Штайнер   (1861--1925)   австрийский  философ   и   основатель
современной науки о  духе, говорил в  1919 году: "Силы,  которые  так далеко
продвинули человеческий прогресс,  истощатся к середине  этого столетия". Он
также говорил об "остром заболевании человечества" или "о настоящем  тупике,
который закончится катастрофой, началом гибели земли".
     Сегодня мы в полной мере можем  осознать истинность этих положений. Нам
ясно что мы живем в эпоху грандиозной духовной битвы за будущее цивилизации.
Материалистическое  мышление и  технологии ведут  к разрушению  нашей  среды
обитания  и вырождению человечества.  Тем  не менее, многие индивидуальности
работают над духовным обновлением, и их работа дает возможность прийти новым
силам. Если эти несущие исцеление силы использовать правильным  образом, они
смогут повести человечество и Землю к рее-пиритузлизации;  если использовать
их в эгоистических целях, они ввергнут вас  в  пучину  зла. Выбор зависит от
каждого.
     Ричард   Седдон  собрал  вместе  все  высказывания  Рудольфа  Штайнера,
касающиеся  конца  тысячелетия,  творчески переработав его указания по этому
вопросу.
     Ричард Седдон изучает антропософию  более половины века, 35 лет  из них
он является  членом Правления Антропософского общества Великобритании. Автор
многих работ по антропософии.
     Эта  публикация  адресована  всем  кого  интересует  духовное  развитие
человечества.


     Эта брошюра появилась в ответ на конкретный вопрос: "Что сказал Рудольф
Штайнер о конце этого тысячелетия и начале следующего?"
     Она адресована, главным образом,  читателям, уже знакомым с его трудами
и готовым воспринять в  самом широком смысле его книгу "Очерк тайноведения",
в которой можно  найти характеристику всех использованных  здесь терминов, и
его  лекции  "Апокалипсис Иоанна",  которые  дают весьма  обширную  панораму
будущей эволюции.  Без  знаний о  том,  что  переживается  на  Пороге  между
чувственным миром и миром духовным можно легко впасть в заблуждение.
     Брошюра задумана  как  указатель,  составленный из разных  частей,  как
материал, доступный для изучения; он дает возможность изучающим исследовать,
используя  библиографию,  интересующие  вопросы  полно  и глубоко. Очевидно,
будет признаком поверхностности  много  цитировать  указатель  без  изучения
первоисточников. Брошюра никоим образом  не  является  завершенной  сама  по
себе.
     Отрывки  были выделены в процессе обычного  чтения в течение нескольких
десятилетий и не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими. Большинство из
них  изложено  кратко, и только  отрывки, выделенные  кавычками, обязательно
передаются дословно.  Многие  отрывки располагались  в  различных работах во
времена Рудольфа Штайнера,  а здесь они собраны  вместе. Автором  брошюры не
предпринималась  попытка раскрыть  весь  антропософский  путь  саморазвития,
который является  необходимым условием познания духовного мира. Начало может
быть  найдено  в  книге Рудольфа  Штайнера  "Как  достигнуть познания высших
миров".
     Жизнь чрезвычайно изменились со времени высказываний Рудольфа Штайнера,
поэтому цитаты из его  работ могут  быть не  более,  чем опорой для развития
нашей проницательности. Все же без  стремления  к посвящению никто не сможет
развиться далее.
     Мы  всегда  участвуем,  независимо  от того,  знаем  об этом или нет, в
духовной  битве  огромных  масштабов  между силами  Христа и  прогрессивными
духовными Иерархиями, которые  руководят  духовным развитием человечества, с
одной  стороны,  и  силами  материализма  и  эгоизма,  которые  противостоят
дальнейшему  развитию, с  другой.  Быть предостереженным  -- значит  быть до
некоторой степени воорркенным.  Только через предвидение мы можем мы реально
участвовать в этой  битве ради блага будущего человечества, частью  которого
мы однажды станем.
     Ричард Седдон Михаэльмас, 1992.



     Ученые предсказывают  многие явления на  основе  законов, действующих в
неорганическом мире. Но в органическом царстве так же, как и в области малых
частиц,  имеют  место  явно  хаотичные явления,  которые  можно  постигнуть,
опираясь на  теорию  вероятности;  прогноз погоды  можно представить  лишь в
общих чертах и на короткий период времени. В социальной сфере, которая имеет
к    нам   непосредственное   отношение,    непредсказуемость   человеческих
индивидуумов   лишь  входит   в   противоречие  с   наблюдениями   последних
исследований  и прогнозами на будущее;  хорошо известна ненадежность опросов
общественного мнения,  и  каждый бизнесмен знает,  что  новые идеи  способны
полностью  расстроить  его  ожидания.  Как  же  в  таком  случае  достоверно
предсказать будущее общества?
     Рудольф Штайнер провел  глубокое исследование не только внешних событий
мировой истории, но особенно стадий  эволюции  человеческого  сознания,  что
проявилось  в философии, искусстве  и других  направлениях;  и  эти обширные
познания позволили  ему  тонко почувствовать  значимость  и  возможный исход
текущих  событий.  И как следствие  неизбежного хода  судьбы  и  длительного
сурового саморазвития,  которое он описал в  книге  "Как достигнуть познания
высших  миров",  он  становится   посвященным,   обладающим  дополнительными
способностями   объективно   постигать  духовный  мир.  Это   позволило  ему
непосредственно исследовать законы  духовного  мира  и ритмы,  которые имеют
место так же, как законы природы, действующие в неорганическом царстве.
     Посвященный  приходит к  живому  познанию тех духовных существ, которые
действуют позади  явлений, в Божественных Иерархиях, где они духовно готовят
то, что позднее спустится, чтобы  превратиться в физические события, а также
и  в  силах,  которые противостоят  им вместе  с  элементарными  существами,
являющимися  их  земными служителями  как  в природе,  так  и в человеческом
обществе;  он может видеть, как  они  действуют. [18.6.08]. Он обнарркивает,
что  поистине творящие Боги имеют  поле  деятельности в коже  человека,  его
внутренних  органах, и  то,  что  проникает туда, будет  развивать  форму  в
будущем  [18.7.20].  Он способен  видеть,  как  последние  фазы  в  эволюции
человечества вновь проявятся в метаморфизированной форме во время инволюции,
в процессе  респиритуализации Земли  [24.6.08]. И он также видит, как мы все
уже работаем с зачатками этих сил во время глубокого сна, подготавливая  тем
самым не только свою собственную следующую инкарнацию,  но и будущее Земли в
великом и космическом его масштабе, а не в деталях [27.2.17].
     Рудольф   Штайнер  видел  дальше:   как  судьба,  пережитая  Христом  в
Палестине, постепенно станет судьбой  всего человечества [7.3.11] и  как  Он
посеял  через Иисуса  космические  семена,  которые  живут  сокрытые в  воле
человечества, пока не наступит время их прорастания [6.8.18].
     Что  на этом пути есть рост, становление? Это не может  быть постигнуто
узкими   ограниченными   концепциями,    которые   базируются   на   наличии
доказательств;  они  могут  быть  применимы только к  тому,  что принадлежит
прошлому,  которое  уже  имело  место.  Способность  проникновения в будущее
должна  быть  пронизана  серьезными, фундаментальными  и  глубокими  идеями,
приобретаемыми   только   усилиями  и   активностью   души,  которая   может
приспособиться  к изменениям  в  природе  людей,  что им  необходимо  понять
[7.10.17].  Никогда  не нужно полагать, что то, что случится в будущем,  уже
предрешено, если  оно  может быть увидено заранее. Это не более  того, как в
случае, что происходящее на  улице предрешено  теми, кто  это  видит в окно.
Предвидение должно достаточно четко отличаться от предопределения [28.6.07].
Свобода человека никоим образом этим не нарушается.
     Мысли,  которые  мы  получаем  из  духовных  исследований, должны стать
реальностью,   осуществленными  идеалами,  которые   действительно  дарованы
будущему  на  Земле  [31.12.22].  Эти  идеалы  должны  быть так  же  глубоко
укоренены  в духовном  мире,  как законы природы укоренились в мире  природы
(СМ.). Знания о будущем ничего  не будут  стоить,  если они  не воплощены  в
деяниях,  в живых чувствованиях и уверенности в жизни [16.8.08]. Посвященный
уже исследует стадии жизни, которые человечество в целом  достигнет только в
будущем,  и у него  мы должны  научиться лелеять  те многочисленные  семена,
которые находятся в чреве времени и которые будут формировать человечество в
правильном направлении. Поставить  перед  собой  цели в  этом направлении --
означает  воспринять Христианство в высочайшем смысле эзотерики, так как это
понял автор "Апокалипсиса" [17.6.08].


     Существует три  обширных  аспекта,  с  которых  необходимо  рассмотреть
события ближайшего будущего.
     Во-первых,  нужно понять, что эволюция  Земли не  происходит по прямой.
Если  бы это было так, как  указывает научный закон энтропии, то повсеместно
существующие энергии окончательно превратились  бы в универсальное состояние
теплоты, и в  целом эволюция  стала  бы бессмысленной.  Разрушение озонового
слоя, уничтожение дождями лесов, загрязнение воздуха, вод и почвы -- все это
является  свидетельством  ухудшения состояния самой  Земли,  совсем  недавно
достигшего критической  стадии.  Рассматривая духовный  аспект  [29.11.18. и
7.12.18],  следует  иметь  в  виду,  что изначально  Божественные  силы  под
руководством  одного  из Элогимов или  Духов  Формы,  известного как  Иегова
(Яхве), утратили контроль в ходе XIX столетия. Но Христос принес на Землю во
время  Голгофы силы других шести  Элогимов, которые вместе с Иеговой создали
человека по их собственному образу и вдохнули в него живую душу. И первая из
этих  сил,  работая  на  будущее, сейчас  становится  активной  в  тех,  кто
воспринимает новый импульс Христа посредством духовной науки.
     Это может быть представлено другим  образом  [20.12.18]. События  нашей
современности являются частью закулисной битвы между Мудростью, всеми силами
прошлого, которые сотворили нас под руководством Иеговы, и Любовью, великими
силами  остальных шести  Элогимов, которые творчески  прокладывают  дорогу в
будущее,  И  только  через  ритмичное  качание маятника  между  Мудростью  и
Любовью,  а  не через  состояние сонного покоя  будущее  будет  сформировано
правильным  образом.  Иерархии предназначают нам  только то,  чему мы  можем
содействовать сейчас в полном  сознании; и мы должны пройти через внутренние
душевные  сражения, которые сделают нас сильнее. Но это трудный путь, и люди
не  горят  желанием встать на него. Поэтому они проецируют вовне как внешние
военные сражения то, что должно  происходить внутри каждого на поле сражения
своей собственной  души.  Все,  что мы  постигаем  в  книге "Как  достигнуть
познания высших миров?" позволит нам стать победителями.
     Во-вторых, в течение последнего столетия сознание  человечества в целом
бессознательно пересекает Порог, который  отделяет  мир природы, познаваемый
чувствами, от духовного мира, который  проявляется внутри человеческой души.
Сознанием человеческое  мышление, чувствование  и воля больше  полностью  не
управляются.  Это проявляет себя  различным образом,  например, возрастанием
количества душевных болезней и развитием психотерапевтических техник с целью
борьбы с ними; ростом ужасающего терроризма, вандализма и  наркобизнеса; и в
противовес этому сегодня открывается возможность духовного восприятия чистым
пробужденным  разумом,   который  таким  плодотворным  образом   был  развит
Рудольфом Штайнером.  Человечество сейчас вступает в  столетие,  где  вместе
существуют как злые, так и прогрессивные элементы.
     В-третьих,  с  1879  года   эволюция  человечества  осуществляется  под
водительством  Архангела   Михаила  как   Духа   Времени.  Как  Предводитель
Космической Интеллигенции, координатор Божественного разума в небесных телах
он  дает  возможность человеку,  обратившемуся  к космической интеллигенции,
воспринять его разум. Он вдохновляет  на  это волю  и распространяет импульс
космополитизма, что является столь характерным сегодня.


     Рудольф  Штайнер  уже  в  первой четверти  этого  столетия  увидел силы
вырождения (дегенерации), присущие  современной культуре. Силы,  которые так
далеко продвинули человеческий прогресс, истощатся к середине этого столетия
[14.12.19].  В другом месте он говорил об "остром заболевании человечества",
и  о "настоящем  тупике,  который  закончится  катастрофой,  началом  гибели
Земли",  и о "моральном  потопе, который поглотит Европу". Сегодня мы  можем
осознать истинность этих описаний.
     Мы должны  прийти  к заключению, что настоящее положение  дел  является
непреднамеренной кульминацией  современных способов  мышления,  ограниченных
чувством и интеллектом, ставших еще 6олее  материальными и абсолютно слепыми
к реально, ги духа.  "Это  факт" что  современное научное  мышление способно
вос-принять  лишь только труп действительности" [20.10.18], то есть лишь то,
что  мертво  и  может  быть  подсчитано и классифицировано. "Когда мы вносим
естественную  науку в вопросы социальной жизни, каждый раз мы привносим силы
смерти".  Позднее [6.2.20] он пошел еще дальше, сказав, что "все созданное с
первых Христианских  веков на  основе  старых  идей,  старой  духовности  --
включая  все,  что  позднее  было  представлено как  христианство,  все  это
приходило в упадок и не  может  быть восстановлено. Человечество устремилось
вниз по причине лености чувств и мышления".
     Но    исказилось   не   только    мышление.    "Когда   голова   занята
материалистическими  мыслями, метаболические процессы  влияют бессознательно
на  инстинкты  и  страсти,  доводя  их  до  высочайшей  степени  эгоизма,  в
результате  чего люди  лишь выдвигают  требования  и претензии, вместо того,
чтобы  развивать  социальные  импульсы братского чувства"  [6.2.21].  И  это
происходит сейчас повсеместно.
     Дело не в недостаточной помощи со стороны духовных существ,  но  в том,
что сейчас это зависит от  объединенных действий отдельных личностей. "Двери
в духовный мир сейчас открыты,  и Боги  немедленно придут к  нам  на помощь,
если мы обратимся к ним.  Но  их  законы применимы по отношению к свободному
человеку,  а не  марионеткам"  [14.12.19].  В очень важной  лекции,  которая
требует  подробного  изучения  [9.10.18],  Штайнер  описывал,  как  на  всем
протяжении этого  столетия  Ангелы,  например, стараются  передать людям три
импульса до  наступления  нового  тысячелетия,  и  как эти  импульсы  должны
обернуться злом, если не будут восприняты волей индивидуальности.
     Во-первых,  Ангелы приносят  сильный импульс  братства,  основанный  на
глубоком  интересе к  другим  людям  и  неспособности быть  счастливым, если
кто-то    рядом   несчастен.   В   противном   случае   возникают   пагубные
злоупотребления     сексуальностью,    что    противодействует     братству,
свидетельством  тому  сегодня являются рост  проституции, насилия, эгоизма и
терроризма.
     Во-вторых,  они  помогают  распознать скрытую Божественность  в  другом
человеке,  так что каждая встреча становится священным действием, когда идеи
коммуны разделяются независимо от вероисповедания и не нуждаются в церкви; в
противном  случае  развивается пристрастие к медикаментам,  которые  пагубно
влияет  на  здоровье,  а  вместе с  тем --  и  угроза  наживы на болезнях  в
эгоистических  целях,   поэтому  мы  сегодня   говорим   о  так   называемых
лекарственных магнатах.
     В-третьих,  они  несут   возможность  обрести  духовное  зрение   через
мышление, иначе непомерное  разрастание механических  сил, которые опять  же
стоят  на  службе  эгоизма,  ведет  к тому,  что  происходит сегодня в  мире
электроники и компьютерной технологии.
     Где-то  в  другом  месте  [11.4.12] Штайнер  отмечает, что  "без  новых
духовных импульсов  технология (техника)  не только  способна преобладать во
внешней  жизни, но  подавлять  и  ошеломлять нас, вытесняя все  религиозные,
философские,  художественные  и даже этические интересы в  высшем  смысле, и
человек  может превратиться в нечто подобное "живому  автомату". Многие люди
уже действительно являются невольными рабами внешних материальных условий.
     В  другой  лекции  [30.7.18]  Штайнер говорит о трех  потоках,  которые
обладают  огромной  разрушительной  силой.  Первый  -- Американизм,  который
стремится превратить мир в "физическое" жилище, где есть всяческий жизненный
комфорт. Это  не  только приводит  к игнорированию духовной реальности, но и
порождает больший,  чем когда-либо, страх  перед ней, разрушая связь людей с
духом, что, в  конечном счете способно  привести  Землю  к  краху. Второй --
Католицизм,  особенно  Иезуитизм,  распространяющий  убеждения,  ослабляющие
силы, посредством которых человек может обрести связь с духом, и оставляющий
право духовного благословения с его объединяющей силой за  своим духовником.
И в-третьих, Большевизм, несущий в себе импульс чисто животного, физического
социализма.   Это  вновь  и  вновь  будет  выходить  на  передний  план  при
неблагоприятных условиях, и это нелегко будет преодолеть.
     Сегодня  есть много  людей, хотя  и представляющих меньшинство, которые
способны распознать  ухудшение  в  окружающем нас мире  в широчайшем  смысле
слова, которые несут новый сильный  импульс с целью изменить нашу жизнь. Это
рвение во многих душах является наиболее важным моментом, так как [20.10.18]
именно оно дает возможность ощутить  разлад  в окружающем  мире  и  привлечь
внимание  индивидуумов  к созидающим духовным  силам. Ибо только лишь  через
индивидуальную  борьбу  против  падения  цивилизации  может быть  достигнута
следующая  ступень  эволюции, развития Души Сознательной,  и настоящее время
должно обеспечить нам возможность для этого. Неоспоримым фактом является то,
что [5.6.13] "растение не может дать рождение новому растению, пока не умрет
само.  Антропософия  должна  развиваться  словно  новое  зерно  внутри  нас,
сохраняя из умершей  части человечества  лишь то,  что является космическим,
универсальным (вселенским). Через смерть Христа устремились совершенно новые
силы жизни".
     "Какие бы  переживания  не  выпали  на нашу  долю, мы можем  смотреть в
будущее  с  глубокой   надеждой   и  доверием.  Как  кристалл  рождается  из
субстанции, беспорядочно  двигающейся,  так же может  нечто  развиваться для
будущего в результате могущественных перемен впереди" [5.11.05].


     Глубочайшая задача нашего  времени -- понимание различия между Ариманом
и Люцифером,  иначе  Душа  Сознательная не  сможет  развиться в  полной мере
[7.12.18].  В современном  сознании  живет контраст между Богом  и Дьяволом,
Небесами и Адом. Но стремление тотчас же попасть в рай является для человека
настолько  же  пагубным,  насколько  пагубным   является  и  противоположное
стремление. Мы  должны  осознавать,  что  наша истинная  природа может  быть
представлена  только  в виде  картины равновесия  --  с  одной  стороны,  мы
подвергаемся  искушению  воспарить  в  фантастический  мир,  мир  экстаза  и
мистики, а с  другой стороны, нечто тянет нас к прозаическому, сухому и т.д.
[12.12.19]. Эта полярность находит свое выражение во многих формах.
     Ариманические  существа  [24-25.10.15]  -- это  высокоинтеллектуальные,
сверхмудрые  существа,  которые творят  за  пеленой природы  и работают  над
разрушением человеческого физического организма. Когда мы вступаем в их мир,
внутри  нас возникает разрушение, ненависть  или  усиливаются подобные этим,
чувственные  побуждения  и  импульсы. Они  соблазняют  людей  разрушать  без
какой-либо   выгоды  для  них   самих  и  заменяют  мышление  всеми   видами
способностей  низшего организма, особенно это  касается  импульса.  С другой
стороны, люциферические существа делают все, чтобы воспитывать в нас эгоизм,
так как обладают истинной  страстью к созданию и привнесению  во  все  сущее
таких вещей. И  если эти два существа не будут распознаны, эволюция окажется
под угрозой. С одной стороны, мы должны развивать ясное, точное  мышление --
тогда Ариман  никогда не  завладеет  нашим интеллектом, который мы обратим к
духовной науке. С  другой стороны,  нужно  перестать принижать  себя в нашей
внутренней жизни, действуя исключительно из  своего темперамента или смутных
ощущений, принадлежности к некой группе,  вместо  этого  мы должны с любовью
смотреть на те глубокие жизненные. С наступлением каждого нового тысячелетия
[7.3.14], Ариман  и Люцифер в своем единстве способны совершить мощную атаку
на   человеческий   прогресс,   потому  что   тогда  события  вырисовываются
чрезвычайно  многозначительными  для космоса  и  эпохи. Прежде чем  пролетит
небольшая часть третьего тысячелетия, произойдет истинная инкарнации Аримана
на Западе [1.11.19]. Человечество должно сознательно ожидать этой инкарнацию
в потоке потрясений физической жизни, которых невозможно избежать, становясь
тем  самым  (в  результате  этих потрясений) подходящей почвой для  будущего
телесного  воплощения   Аримана  [4.11.19].   Западная  цивилизация   станет
цивилизацией в обычном понимании  этого слова  [27.10.19]. В частных беседах
Рудольф Штайнер  отмечал, что  если события  будут развиваться  так, как они
развиваются сейчас,  то  инкарнация произойдет к  концу  столетия.  С другой
стороны,  вследствие  победы Архангела Михаила  над Драконом  в  его  власти
отсрочить это до окончания эпохи Михаила, до XXIII столетия.
     Когда  Ариман  инкарнирует,  он  создаст если ему  не  воспрепятствуют,
оккультную школу, которая  магически  могла бы делать людей провидцами, хотя
это  и  преждевременно  для  них,  и  получено  без  необходимых усилий.  Но
ясновидение разных людей будет различно, воцарится замешательство, неизбежна
будет  постоянная борьба. Люди в этой борьбе могут выжить, но культура может
быть уничтожена [15.11.19]. Результат зависит от готовности людей, и  умения
противостоять этому. Многие люди  будут смеяться над идеей такой инкарнации,
что является одним из способов, которые используют Ариманические силы, чтобы
скрыть  реальность.  Это помогает  познать  те  орудия,  посредством которых
Ариман работает. Одно из них -- это математическо-механистическая иллюзорная
теория строения Вселенной, поддержанная наукой. Другой инструмент -- то, что
разбивает людей на отдельные обособленные группы, особенно то, что порождает
национализм. Но наивысшая задача этих сил -- заставить поверить в полуправду
о том, что Евангелие передает  все о Христианстве [27.10.19]. Наконец, люди,
которые стремятся преодолеть сферу влияния Христа, назовут это Ариманическое
существо  Христом.  Необходимо  будет научиться  отличать  истинного Христа,
который  не  придет во  плоти,  от этого другого  существа.  И  это поистине
борьба, а  не просто вопрос, касающийся идеологии,  это борьба, направленная
на  то, чтобы на место Христа посадить иное существо,  оставить  его  на всю
последующую   Постатлантическую  Эпоху,  то  есть  примерно   на  6000   лет
[18.11.17].


     В  настоящее  время возможно усиление сил разума. Например, способность
осознания живого мира живыми мыслями в отличие от мертвых мыслей интеллекта.
Все это даст возможности индивидуумам воспринимать Христа как: эфирный образ
на  астральном  плане  [21.9.11].  Это  то "явление в  облаках", описанное в
Библии, но это еще "не откровение или Второе пришествие".
     Рудольф Штайнер  говорил об  этом  важном событии по многим  поводам, в
частности,  представляя свою  Мистерию-Драму  "Врата Посвящения".  В  важной
лекции от 6.2.17 он сообщает  нам, что  начиная с 1909 года, стало возможным
приблизиться ко Христу, но совершенно другим путем, нежели прежде. Та  часть
человека, которая  не принадлежит  этому  миру,  должна  ясно осознать,  что
царство, о котором говорил Христос  тоже не принадлежит этому миру.  Так как
Христос не только водитель людей, но и их брат, который особенно в ближайшем
будущем стремится стать тем, к кому обращаются во всех  случаях жизни. Затем
человеческие души смогут получить от Него не только силу, но и указания, как
нужно поступать в том или ином случае. Но  это станет возможным только в том
случае, если мы выучим Его язык.  Почему же мы занимаемся  духовной  наукой?
Тем самым мы  постигаем словарь, посредством которого сможем приблизиться ко
Христу. Если  мы  делаем  умственное  усилие,  чтобы понять эти  космические
тайны, Он появится рядом с нами и поведет нас.
     Прежде  чем станет возможным  воспринимать эфирного  Христа,  мы должны
стать способными видеть природу глазами духа, это в состоянии сделать только
одна духовная наука [28.9.11]. Христос явится только тем, кто отвергнет  то,
что вносит ложь в нашу жизнь, а социальные проблемы будут разрешаться только
в той степени, которая  будет необходима,  чтобы был  воспринят Его  импульс
[31.10.  20]. Чем  больше мы  ошушаем,  что мы ответственны перед Христом за
все,  что  мы  совершаем,  тем более будут становиться видимыми  Его эфирные
очертания.  Тогда  он станет  нашим кармическим  судьей  [7.10.11]. Тогда не
нужно  будет  доказывать  су-шествование  Христа,  так  как  для  нас станет
неоспоримым  Его живое су шествование.  Сообщения об  этом  уже  существуют.
Возможно, из-за влияния материализма,  это ясновидение не будет  постигнуто,
но так будет.  Если человечество проигнорирует это явление, тогда это  будет
ограничено  теми,  кто путем  эзотерического ученичества окажется  способным
возвыситься  до него, остальным  придемся ждать до следующего воплощения  на
Земле.  Необходимо,  что бы это  было  достигнуто  всеми  людьми  [25.1.10].
Христос,  в отличие от  Иеговы, объединяется не с одним народом, но со  всем
человечеством.  Это  величайшее богохульство  в  отношении Него -- взывать к
нему  с какой-либо нуждой, кроме  общечеловеческой [6.8.18]. В  любой группе
куда мы  несем  наше  "Я", даже  если эта  группа  воюет с другой, мы должны
говорить себе "Не Я,  но Христос  во  мне". Это не способствует формированию
группы, но распространится по всей Земле триумфом человечества  как такового
[9.1.16]. "По странному парадоксу через наше внутреннее переживание  сил зла
станет возможным для Христа явиться нам вновь, как в прошлом он явился через
переживание смерти" [25.10.18].


     "Важная тенденция нашего времени, не распознанная полностью,  состоит в
том,  что  мы находимся на  наиболее  важном этапе эволюции, когда готовится
уничтожение   души...  Согласно  Марксизму,  душевные   импульсы   более  не
принимаются  во   внимание,   силы,  которые  двигают  историю   вперед,  --
материальны,  это борьба  за  материальное благополучие...Естественные науки
говорят:  лишь одно тело реально, а  все,  что касается души, --  это  нечто
иное, это сверхструктура...
     Пройдет  еше немало  времени,  прежде чем  будут преодолены убеждения о
том,  что  все,  кто  рассуждает  серьезно о  душе,  не  в  своем  уме  (это
происходило в  бывшем Советском  Союзе). Христианство должно  будет восстать
против  уничтожения  души.  И  оно  преуспеет  в  этом.  Христианство  будет
вынуждено поставить себя против уничтожения души...  Это произойдет в период
самого ожесточенного противостояния. Именно тогда Христианство разовьет свою
величайшую силу, укрепит в полной  мере  свою мощь: и эта сила будет вызвана
сопротивлением  попытке  уничтожить  душу,   что  и  послужит  стимулом  для
признания духа" [22.3.17].
     Люцифер  и Ариман  обладают особой способностью  злоупотреблять  именем
Христа,  так что  люди, которые  уже не идут по пути истинного христианства,
называют себя  христианами. И  они  будут  яростно выступать против тех, кто
следует за живыми, прогрессивными  импульсами Христа  согласно словам;  "Я с
вами  во  все  времена,  до  скончания  мира"   [7.3.14].   Постоянно  будет
проявляться вражда со стороны тех, кто придерживается  старых путей; церкви,
масонских и подобных обществ -- естественных оппонентов  всего нового. Волна
эволюции  сокрушит  тех,  кто  противостоит  этому, хотя они к  тому времени
способны нанести большой ущерб [20.12.18]. Человеческие существа стоят перед
лицом великого  кризиса  -- или они увидят цивилизацию,  катящуюся в бездну,
или  воскресят  ее  духовность в  смысле  Архангела  Михаила. Антропософское
движение  призвано  войти  в  каждую  душу,  чтобы пробудить духовные  силы,
необходимые  для  освобождения  Земли,  на  которой  это может  быть сделано
[16.9.24].
     Смогут  ли  те, кто  со  всей  энергией  участвовали  в  антропософском
движении  в  1923  году,  и  те,   кто   возглавляет   School  of  Chartres,
воспламениться  и  вновь объединиться  для одухотворения культуры, зависит в
большой степени  оттого, смогут ли  антропософы развить  учение с надлежащей
преданностью [18.7.24].  Их  карма  будет труднее для изживания,  чем  карма
других  людей,  но если  они будут  стремиться  прожить  ее  более спокойным
(удобным) образом, она  отомстит им физической болезнью,  несчастным случаем
или  чем-то  подобным  [3.8,24].  Только в  тех  случаях, когда  духовность,
стремящаяся проникнуть в это движение и с его помощью соединиться с  другими
потоками, только тогда Архангел Михаил воспримет этот импульс, который вновь
соединит его с Разумом, имеющим земное  воплощение, но принадлежащим  только
ему (Михаилу) [28.7.24].
     Духовные  существа  с  радостью  и  признательностью  взирают  на  наше
представление  об  их  мире.  Они  дают нам возможность  правильно оценивать
авторитеты  (например,  роль  врачей   в   жизни  людей).  Когда  приходится
противостоять  авторитетам,  нам нужна  помощь этих существ. Нам  необходимо
осознанно  получать  эту  помощь  [10.10.16].  Слова святого  Марка напрямую
обращены  к нашему  времени:  "Когда  предадут тебя,  не думай заранее.  Что
скажешь, не предполагай, ведь в тот  момент не ты будешь говорить, но Святой
Дух".  Когда  мы  прославляем   Христа  с  внутренним  убеждением,  огромная
антипатия будет проявляться теми, кто инстинктивно избегает духовную  науку.
Важные духовные факты будут рассматриваться большей частью человечества, как
фантастическая чепуха. И вновь у святого Марка мы  будем черпать силы, чтобы
стоять непоколебимо: "Наступят  дни небывалых бедствий,  которых  не было  с
начала мироздания,  но это еще не конец... И если бы Господь не сократил тех
дней, то не  спаслась бы  никакая плоть; ... Тогда, если кто вам скажет "Вот
здесь  Христос", или  "Вот  там", --  не верьте.  Ибо восстанут лже-христы и
лжепророки и дадут знамения  и  чудеса,  чтобы  прельстить, если возможно  и
избранных. Вы же берегитесь" [7.3.11].
     События неизбежно  повлекут  за собой исчезновения многого из того, что
люди ценят и  чем они наслаждаются, --  наступит неприметное пробуждение для
тех, кто предпочитает спокойно спать. Люди  будут  застигнуты  врасплох, они
даже не поверят этому, но они вынуждены будут расстаться со многим [6.8.18].
Будет много  разочарований  на пути  усилий направить  события  в правильном
направлении; мы  можем сделать только то, что должно быть сделано, часто без
удовлетворительных результатов, словно метание рыбой икры поверх воды, когда
лишь немногие икринки могут уцелеть [6.11. 17]. То, что мы осознаем в духе и
намереваемся сделать  в  духе, не  может  быть  поколеблено,  неважно как бы
хаотично  ни выглядело,  то  все  это  проявит  себя  в  нужном  направлении
[6.8.18]. Но  если мы позволим событиям идти своим чередом, мы  столкнемся с
войной всех против всех уже в конце XX столетия [6,18.21].
     Мир предоставит нам совсем немного  материального, даже наше тело будет
менее здоровым.  Мы должны сделать  над  собой  усилие и повернуться лицом к
духу.  В конце  концов это  не  Люцифер  и Ариман  увели  человека из рая, а
Иегова.  И  сейчас мы вынуждены учиться приходить к  духу через страдания --
таков  язык,  которым  Христос  призывает  нас  говорить.  Люди  были  столь
ничтожны,  чтобы  распять Христа, величайшее из существ,  что смерть  обрела
Христианское значение, наше светлое  будущее  и нашу силу. Таким  образом, и
через  несчастье  мы  должны  увидеть   Христа  в  его  новом  образе.   Это
единственный  путь, достойный  человечества.  Это не значит, что  мы  должны
ждать сложа  руки  что  все  само к  нам придет.  Мы должны  встряхнуться  и
призвать силы, чтобы найти Божественность,  обращающуюся к нашей душе, тогда
мы найдем  Его  во  Вселенной, почувствуем и себя  частью Вселенной,  сможем
работать  в  союзе  с Ним. А страдание не  всегда есть несчастье,  оно может
стать точкой отсчета достижения силы и крепости [21.12.18].
     Упадническое  настроение  падения   будет   расти  с   катастрофической
быстротой, хотя на самом деле у человека нет нужды говорить  о  крахе.  Наше
заблуждение заключается в утрате истинного знания того, что дух присутствует
в мире, в котором мы живем. Это повлекло за собой  бедствие и будет вызывать
все более кровавые войны до  тех пор,  пока мы не придем к переживанию того,
что действительно живет в нашем "Я". Божественное спустилось  и поселилось в
нас, мы сами должны пробудить его. Новая цивилизация должна вытеснить старую
-- и это происходит сейчас. Евангелие от Иоанна четко постулирует творческий
принцип,  первичную силу творения,  что  принадлежит  не Отцу,  а Слову, что
спустилось на Землю, которая прежде не знала Его [3.6.21 ].
     Сейчас нам не придется долго  ждать,  когда  лишь небольшое число людей
будут  способны  преодолеть   накопленное  прежней   культурой   и  спастись
[11.11.04].  И если  даже  несколько человек смогут разглядеть истинную суть
вещей, тогда за теми  жестокими временами, которые мы переживаем в настоящий
момент,  настанут  светлые времена  [22.1.17].  "Цивилизованное человечество
либо должно  установить независимость духовной  жизни, либо должно погибнуть
таков  неизбежный результат азиатского влияния, которое ожидается в бу-душем
[2.11.19].


     Зло все более распространяется  сегодня, и особой задачей современности
является осознанное восприятие зла. Силы Зла шаг за шагом завоевывают Землю,
так что люди воспринимают их как само собой разумеющиеся, и только когда они
укоренятся, осознается  их гнусность. Тогда борьба за то, чтобы заставить их
служить  человеческому прогрессу,  становится особенно трудной. Но именно  в
этой  борьбе укрепляется наше  стремление к  духу; и  если  этими силами зла
овладевают  и  обращают  их  к  добру,  достигается  нечто  грандиозное  для
человечества [19.11.17].
     С  одной  стороны мы  должны  осознавать,  что  "чертой,  принадлежащей
астральному  телу  человека  на  Земле,  является   эгоизм...  этот   эгоизм
утрачивает свою темную сторону, когда  человек трансформирует свои чувства и
мышление в нечто иное, то что принадлежит ему... Все, что  касается развития
человечества на Земле, должно вызывать наш глубочайший  интерес"  [27.3.13].
Поэтому  мы  не должны  обманываться  насчет  того,  что  существует  только
ограниченное  число  людей,  имеющих  в   себе  зло.   Тенденция  зла,  злые
наклонности присутствуют в каждом, включая  нас самих;  другой вопрос: ведут
ли они  нас  к  злым  деяниям. И это один  из  глубочайших  секретов  нашего
времени.  Их  роль  -- вызывать  противоположную  склонность, посеять семена
духовной жизни [26.10.18].
     С другой  стороны, наша человеческая  природа  основана  на способности
полностью разрушить материю, возвращая ее в  мир  хаоса. Все мы имеем внутри
огненный центр разрушения материи, чтобы  в нас  мог существовать дух. Когда
наши  мысли  уходят  в  глубины  памяти,  они начинают работать в той  части
эфирного тела, которая формирует  силу и волю, результатом является яростное
разрушение.  Век  интеллектуализма,  боязнь  заглянуть  в  нашу  глубочайшую
сущность  низвели  это  понимание  на  грань  бессознательного.   Но  именно
сознательное погружение в  этот  необходимый  центр выковывает  человеческое
"Я". Направляя в  этот центр моральные и  этические идеалы,  мы  приобретаем
силы, чтобы  творить добро.  Если же мы не делаем этого, этот  центр  в наше
время вспыхивает в  наших  инстинктах  и  вносит  разрушительные импульсы  в
социальную жизнь [23.24.9.21].
     Мы недостаточно оцениваем влияние современного бытия. Когда разрушается
природа,   особенно   минералы,   элементарные   сущности,   относящиеся   к
прогрессивным   Иерархиям,   изгоняются,   а   когда   мы   затем   материал
преобразовываем в механизмы,  согласно законам, созданным нашим интеллектом,
на  их место мы тем самым помешаем  Ариманических существ [ 19.1.15 ]. Когда
мы спим, и наша воля всегда спит, наше "Я" и астральное тело оказываются вне
физического, как  раз  среди скрипов  и лязганья, издаваемых окружающими нас
машинами, и  затем вновь возвращается к  физическому  и  эфирному  телам при
пробуждении,  как бы разрывая их  на  куски.  Мы переполнены  Ариманическими
существами  [28.12.14].  Там, где рабочий стоит у станка и летят искры,  тут
как тут  появляются элементарные  существа  и,  что  очень важно, все делают
верно [12.11.16].
     Кроме  того, в каждой лаборатории и мастерской, в особенности там,  где
господствует    дух   изобретательства,   люди   управляются   элементарными
существами,  враждебными   по   отношению  к   человеческому   благоденствию
[6.10.17]. Банковское дело  некогда  основывалось  на  доверии личности,  но
сейчас   капитал   больше   не   управляется  одним   человеком,   благодаря
существованию  множества компаний, которые контролируют себя сами [24.6.08].
Акционирование, так широко распространенное сейчас, является, таким образом,
дорогой к господству материализма в финансовой сфере.
     И  демонические  силы, присутствующие  во  всех  продуктах  современных
технологий,  незаметным  образом работают в  нашем  подсознании  [14.11.20].
Использование электрических сил  например, в информационных  и  компьютерных
технологиях  распространяет  над  всей  Землей  силы  зла,  словно  сплетает
чудовищную паутину.  И  падшие духи тьмы, принадлежащие к иерархии  Ангелов,
активно действуют в этой паутине,  посылая  импульсы расизма и национализма,
хотя их  влияние  настолько неуловимо и  интимно, что люди думают, будто они
придерживаются   своих  собственных   личных   импульсов   (или  побуждений)
[4.11.17].
     Существуют  Англо-Американские  круги, культивирующие те  силы, которые
подчиняют  душу  телу  и связывают ее с Землей. Через спорт или подобные, но
точно организованные  мероприятия. Мужские особи ис-пьтывают силы притяжения
в своих руках  и ногах,  как это  имеет место  у  человекообразных  обезьян.
Подобные  круги  преследуют цель  прекращения возможности  повторных  земных
жизней  путем  склонения  душ  к ощущению родства с  силами Земли,  как души
умерших.  Англо-Американская духовная  жизнь  будет нисходить в  последующие
эпохи,  по существу,  через  женщин  [9.7.18].  Существует  даже  оккультная
группа,  которая   ведет   людей  без  подготовки  к  познанию   разрушающих
Ари-манических  сущностей,  так что пробуждаются  их  инстинкты  к получению
удовольствия не  только  от  разрушения вещей,  но  даже  от  мучения  людей
[24.10.15].
     Кроме того, следует серьезно воспринять тот факт, что существа, которые
станут  людьми  в течение  эволюции  Юпитера  уже  дают  о себе  знать.  Они
завоевывают волевую сферу людей, когда  сознание затемнено, и  действуют  из
своего собственного сознания. Это проблема большой значимости. Они проникают
в чувство  через воздух, и мы можем прогнать  их, если осознаем, что чувства
должны   быть   пронизаны  душевной   активностью  (подобно  тому,  как   мы
воспринимаем   послеобра-зы).  Являясь  надчеловеческими,  они   управляются
Ари-маническими  существами  в  большей степени, чем людьми, которые  еще не
развили свои души через духовную активность. Пока Христос не будет помещен в
область сердца,  они  воспринимают Люцифера, и  только постоянная активность
воинства Архангела Михаила одна противостоит им [29.11.19}.
     Есть  и другие  существа,  которые  начинают  порождать  зло с  гораздо
большей силой, чем Люцифер и Ариман. Их мрачный, свирепый взгляд ощущается в
распутной  чувственности  крупных городов. Частичка за частичкой, постепенно
дух будет  выхватываться  из  "Я" и  невосполнимо  утрачиваться.  С течением
времени  некоторые  люди  станут  невосприимчивы  ко  всему  духовному,  они
погрузятся  в  животные  инстинкты и страсти и будут  жить  подобно животным
[22.3.09]. В отсутствие трехчленного построения общества Англо-Американс-кое
мировое господство выльется в культурную смерть и культурную болезнь на всей
Земле,  что  будет  являться  подарком  Азуров, так же,  как  ложь  является
подарком Аримана, а самолюбование (эгоизм) подарком -- Люцифера [15.12.19].
     Зорат,  солнечный демон  Апокалипсиса,  кто приблизительно  в 666  году
нашей эры противостоял осознанию  сверхчувственных доказательств посредством
Арабизма, материализма и всего того,  что делало  человека животным,  и  кто
около  1332  года  делал   все,  чтобы  уничтожить  орден  тамплиеров  с  их
космической концепцией Христианства,  воспрянет  вновь к 1998  году качестве
оппонента  эфирного явления  Христа. Он проявится  в массе  людей, чрезмерно
подверженных   его  влиянию.  Это  сильные  натуры   с   даром  красноречия,
несдержанные в проявлении эмоций, и лицами, внешне похожими на животных. Они
будут не только осмеивать  все, что является  духовным по своей сути,  но  и
бороться  с  этим, и пытаться  утопить его (дата не  зафиксирована). В тайне
числа  666, или Зората кроется секрет черной магии. Силой, которой Солнечный
дух  победит Зората, является Архангел Михаил, у  которого  в руке находится
ключ от бездны и цепь [29.6.08].


     Эфирное  тело начинает освобождаться из  физического в течение жизни  у
большого  числа людей. Они должны с неизбежностью  ощущать духовный мир.  Но
пока духовная наука не проникнет во всю цивилизацию, они будут рассматривать
его как фантазию, иллюзию,  и это  уже проявляется в беспокойстве, слабости,
невротических   расстройствах   и  патологических  страхах  [13.4.08].  Тела
погибают,  увядают  и  становятся  хрупкими,  и  задачей  души  является  не
проникать в  такие  тела, но  высвобождаться и возвышаться над  ними. Однако
ничто не остается необитаемым. Если  душа совсем покидает тело, то возникает
опасность, что тело  будет занято демоническими силами, так что  мы более не
знаем,  с  кем  мы  имеем  дело  [7.10.17].  Ясновидение  непременно  станет
проявляться, даже  в  течении XXI  века,  но  материализм может  погубить  и
раздавить  ногами  распускающиеся  молодые  побеги.  Это будет  зависеть  от
человечества [6.3.10].
     Мы  приближаемся   к  сознательному  переживанию   Стража  Порога,   до
настоящего   времени-    переживаемого   бессознательно,    хотя   благодаря
бессознательному  страху  многие  предпочли  бы  избежать  этого. Мы  должны
осознать три вещи. Во-первых,  мы  должны уметь  распознавать разрушительные
силы смерти в нашем мозгу и нервной системе, несмотря  на  тот факт,  что мы
предпочитаем  строить  и  созидать.  Во-вторых,  мы больше не  можем  твердо
настаивать на своих взглядах, идеях и мнениях, которые просто пришли  к нам,
но должны научиться  стоять на краю бездны и  ощущать пустоту. В-третьих, мы
должны исследовать силы  эгоизма  и суметь  преодолеть  пропасть  самолюбия,
несмотря  на  свой  страх.  Поскольку  любовь,  социальная теплота будущего,
возникает только как эквивалент любви к себе, то нет другого пути вступления
в новый век,  кроме искренней  любви и  подлинного  интереса к другим людям,
ощущающих пылающий факел [13.12.18].
     Наше подсознание  с момента  рождения  и до короткого  промежутка перед
смертью  неизбежно  попадает  под  власть  Двойника.  Различные  силы  Земли
оказывают  на это  особое  влияние, проявляясь  в  географических и  расовых
различиях человечества  [18.11.17]. Этот Двойник  проявляется в значительной
степени, внедряясь в  эфирное  тело, наполняя его эгоистическими элементами,
которые  формирует  Ариман.  Люцифер также  способен заполнить  значительную
часть эфирного  тела неискупленной  кармой  так, чтобы  казаться объективной
реальностью.  Б  будущем каждый будет побуждаем  этим Двойником,  особенно в
детстве,  чтобы мыслить материалистически. "Эго"  должно  усвоить,  что  оно
является не только  гражданином тела, но и духовного мира [30.8.13].  Именно
свобода человеческого  разума противостоит  этому Двойнику,  так как под его
влиянием   невозможно  будет  бороться  против   Зла,  направленного  против
человечества [19.11.17].  Те, кто сейчас полностью погружены  в материальную
жизнь,  будут в  своей  следующей  инкарнации  особенно  связанными  с  этим
существом, оставляя непреобразованными страсти нынешней жизни, поскольку они
провели  мало  времени  в  стране Духа  [27.9.05].  Но  через  эзотерическое
обучение люди почувствуют, что они живут  в  другом мире,  пусть  смутном  и
неясном. Они будут видеть эфирные тела, по крайне мере, как смутные  образы,
имеющие  эфирные лучи  и ауру, и будут ощущать взаимосвязь  между различными
глубинными  событиями  [25.1.10].   Формирование   ментальных  образов   уже
предполагает оттеснение астральным телом внешнего сопротивления.  И когда не
существует такого внешнего сопротивления, астральное тело способно выпустить
два щупальца, так  называемый двухле-пестковый цветок  лотоса  [26.  10.09].
Здравое  суждение и  логическое мышление  пробуждают этот  орган у основания
носа. И когда мы приводим этот орган в движение, мы  продолжаем представлять
все мысли в астральном свете, даже когда мы не можем воспринять этого. Таким
образом, когда  мы хотим  что-либо  вспомнить,  это  больше  уже не является
только нашим  личным делом,  так  как мировой эфир сам вызывает воспоминания
[7.12.19]. Только тогда можем мы достичь знания об истинной внутренней жизни
и научимся осознавать, что наша настоящая  сущность, наше высшее  "Я" широко
простирается  над миром вокруг  нас. И  единственным  "высшим  миром"  тогда
становится  наше  собственное  тело  [1.5.13],  Это  наиболее  важный шаг  в
человеческой  эволюции,  который  требует  точного  понимания.  Внешне  наши
профессиональные   интересы   обречены   становиться   все  более  и   более
специализированными.  Люди будут  терять  истинный  интерес  и автоматически
подчиняться этому. Жизнь станет  настолько сложной,  что  уже  машины  будут
диктовать приказы  человеку. То, что мы выполняем физическим или  умственным
трудом, будет все больше и больше отделяться от нас и становиться местом для
воплощения  (инкарнации)  элементарных  сущностей,  поднимающихся постепенно
через  Юпитер,   Венеру   и  Вулкан.   Неизбежная  полярность   Должна  быть
конкретизирована  концепцией  духовного  мира.  Работник   будет   полностью
объединен  с тем,  что производит,  вначале в  производстве  субстанций  для
лекарств,  где  невидимые  пульсации соединяются с конечным продуктом. Тогда
уже будет небезразлично, от кого лекарство  получено, и  целые фабрики будут
зависеть от человека, который ими руководит [12.11.16].
     Новый интерес, понимание и симпатия к  окружающему, которые значительно
возросли в  последнее время, в связи с этим являются шагом  вперед к чему-то
дальнейшему. Когда мы развиваем духовное знание, в  центре внимания  уже  не
находится маленькое человеческое существо, заключенное в  свою оболочку,  но
все человечество, связанное воедино со  всей Землей. Сверхчувственное знание
в корне своем не  является  взаимосвязью  между тем, что находится под нашей
оболочкой, и тем, что живет за ее  пределами, а несет в себе отношение между
тем,  что находится внутри и снаружи Земли. Мы отождествляем себя с Землей и
отбрасываем все,  что  связано с определенным  местом, нацией или  моментом;
тогда мы становимся захваченными всем годом и его сезонами, всеми местами, в
которых   мы   побывали   когда-то.   Когда  природа   человека   становится
животрепещущим вопросом,  мы начинаем чувствовать  нашу  связь  со Вселенной
[6,8.21].
     Люди  все   в   большей  степени  начинают  ощущать  себя  космическими
существами, благодаря  этой убежденности космос поможет раскрыть то,  что не
может исходить  от  Земли,  то  настроение,  только  в  результате  которого
человечеству явится истинный духовный Христос из духовных  глубин. Мы должны
будем сказать: "Царство мое не от мира  сего". Тогда мы сможем соединиться с
"существом не от мира сего". Если дети получили правильное воспитание, тогда
людские души будут  спасены из  хаоса и будут  твердо убеждены, что  научная
мысль  не принадлежит человеку (или не существует  ради  человека).  Чувство
зависимости  от  наследственности,  а национализм  является  его  социальным
двойником -- станет настолько невыносимо тягостным, даже отвратительным, что
начнется обратная реакция [31.10.20].
     В  действительности  Христос  со  времени Мистерии  Голгофы стал  Духом
Земли, но приходит Он из сфер, лежащих  за пределами Земли. [26.5.08].  Если
мы  будем движимы  лишь тем,  что  принадлежит  Земле, мы  никогда не сможем
развить  наш  Самодух.  Мы  закладываем начала этого, когда  христианизируем
науку, поскольку именно  Христос приносит необходимые нам силы из внеземного
мира  [22.11.20]. Прогрессивные Ангелы, в  которых  действует  сила  Христа,
научат  нас  тому,  что  вся субстанция  мира, вплоть  до мельчайших частиц,
пронизана  духом Христа, и его  деятельность будет обнаруживаться в истинных
"законах" химии и физики [8.6.11]. Существо  Христа станет объектом познания
и  внутренней медитацией  до  тех  пор,  пока  каждый  не  придет  к  живому
переживанию: "Не Я, но Христос во мне" [7.3.11]. Для все возрастающего числа
людей новая, всеохватывающая жизнь души начнется с 30-го года жизни и далее,
когда  познание  Христа, но  еще  не  сам  Христос  во всей своей  сущности,
пронижет их, словно  озарение  [14.10.13].  Знаменательным в  этом  столетии
является  то, что духовный импульс  будет  низведен  до самого  низа,  чтобы
охватить плоть  (тело).  Это впервые станет возможным, когда духовная  наука
будет иметь  большую  земную  основу, а дух  проникает  в  каждое  деяние  и
движение пальцем [13.2.15].
     Возникнет  два новых импульса  величайшей  важности: моральная любовь и
доверие  друг  к другу. Великая и чистая любовь, намного  более сильная, чем
когда бы  то ни  было, способна будет окрылить нас изнутри; мы уже не просто
будем   следовать  моральным   правилам   по   долгу,  это   станет   просто
необходимостью, когда огонь любви возродится из глубин души  через осознание
деяний.  Мы должны будем  также воспринимать  другого челове  ка  как  вечно
меняющуюся  загадку,  что  пробуждает  доверие  к  индивидуальному  пути  из
глубочайших основ нашей  жизни. Если  разочаровываются в  доверии,  трагедия
неминуемого неверия обернется  глубокой  болью, станет  жестокой трагедией в
жизни [8.10.22].
     Иерархии уже  выполнили  свою  задачу в  отношении  физической сущности
человека на Земле, вот почему гении, например,  более не рождаются.  Поэтому
мы должны трудиться  над  совершенствованием своей духовно-душевной природы,
поднимая себя до их уровня,  что может  восстановить их интерес  к нам. Если
предыдущие  века были отражением того, что  происходило  в  прошлом, наш век
должен  дать  начало  новой  мудрости, которая  пророчески,  апокалептически
должна  служить   будущему.   Это  требует   принципа  посвящения,   а  цель
антропософского движения -- дать источник для этого в соединении с Христовым
импульсом. Это призывает нас к творческой деятельности [5.8.08].
     Духи Личности (Архаи) сейчас заменяют Духов Формы, которые однажды дали
имагинацию   тем,  кто  искал  их.  Все  в  природе   мировосприятия  сейчас
патологическое. Мы должны образовывать имагинацию своим собственным усилием,
и современная наука  является достойной подготовкой к этому, -- только после
этого они могут быть  распознаны Архаями, которые привнесут в нас Инспирацию
и  Интуицию  [28.12.18].  Если мы на  самом деле захватываем  в  космос нашу
духовную деятельность; мы почувствуем свою ответственность перед Архаями. Мы
встретимся с тем, что сделает  нашу жизнь трудной, но мы всегда должны будем
находить верные пути выхода из этих трудностей [18.3.23].
     Эволюция приговорена к  материализму  через  внешние  условия;  дух  же
должен  быть присоединен  как  свободное внутренне  деяние.  Катастрофа войн
будет повторяться вновь и вновь через короткие периоды до тех пор, пока люди
не  воспримут  это  как  сигнал  повернуться  к  духу.  Будет  много ужасных
нападений, и чаще всего их целью  будет продолжение войны Люцифера и Аримана
против  импульса Христа.  Действительно трудно говорить  всю правду об  этих
вещах  [9.1.16].  Если  в  направлении  духовной  науки  нет  отклонения  от
искренности  и чистоты  намерений, будет  установлено  правильное  отношение
между  физическим и  духовным миром. Но  это предполагает и требует огромных
усилий; от лени во многих ее формах  необходимо  избавиться  [13.11.17]. Те,
кто  развивает  в  этом  направлении  активность  мышления,  будут  способны
образовывать   инспирацию  как   определяющий  элемент  души.  Это  то,  что
действительно  подразумевает господство Архангела  Михаила. Он  трудится  не
столько  для  посвященных, сколько  для тех,  кто хотел  бы  понять  процесс
духовного  познания  [18.5.13].  На  космическом уровне Михаил  стоит позади
человека, в то время как внутри человека есть  эфирный образ,  который ведет
реальную  битву за то, чтобы мы  стали свободными.  Не сам  Архангел  Михаил
ведет  эту битву, но  человеческая преданность  и  являющийся ее результатом
образ  Михаила [27.9.23]. Поскольку Архангел  Михаил одержал победу  в битве
над  Драконом  в  187  9  году, духовность  все  больше  и больше охватывает
человека,  и духовная истина  укореняется в  человеке,  хотя это еще  не так
распространено [20.10.17].
     До   конца  XXI  столетия  по  всей  Европе  будут   строиться  здания,
посвященные духовным целям, которые будут подобны нашему зданию в Дорнахе  с
двумя  куполами.  Это будет  золотая пора  строительства зданий,  где  будет
процветать жизнь духа [7.3.14].



     Так  как   человечество   пересекает  Порог,   на   котором   мышление,
чувствование и  воление  становятся отделенными  друг  от друга,  социальная
основа   для  их  здорового  существования  должна  быть  обеспечена   таким
общественным  строем,  который основан  на  трехчленной  структуре. Основным
требованием  является  свобода духовно-культурной жизни:  науки,  искусства,
религии,  медицины, образования, юриспруденции  и управления;  это  в равной
степени относится  к  политической  жизни  и сферам права и  безопасности, а
также к производству и  распределению продуктов потребления. Это обширная  и
сложная  тема,  которую  здесь  рассматривать   невозможно.  Основные  мысли
изложены в книге "К социальному обновлению" Р. Штайнера.
     В  Центральной  Европе,  которая призвана это понять,  могут  появиться
первые ростки такого  понимания, если под влиянием внешних  факторов люди не
будут  вынуждены жить в хаосе  [12.1.19].  Чем  ближе к Востоку,  тем больше
поражает  Европа  своим  духовным знанием; чем больше англо-американской она
становится, тем  более ошеломительным  становится ее  поиск  истинного духа,
истинного  "Я"  человечества.  Но именно она призвана провести  человечество
между этими двумя опасностями. [30.4.18].
     В основе социальной  дисгармонии  лежит  тот  факт,  что машинный  труд
заставляет духов тьмы осознавать  себя не как  подземных существ. Недостаток
духовности в  рассмотрении  вопросов, касающихся  денег,  кредитов,  рабочей
силы,  является дьявольским влиянием в наше время.  Новые  отношения  должны
идти рука  об руку с  более глубоким внутренним проникновением, что приносит
новые  внутренние  конфликты  [20.12.18].  Следующей  стадией  после  отмены
рабства  должна стать  та, которая повлечет за собой превращение товаров  не
просто в  продукты  потребления. В будущем  люди смогут  приобретать товары,
только  если они будут ощущать братство с теми, кто их  произвел. Это основа
социального  вопроса,  который   должно  разрешить  христианство,  чтобы   в
социальном плане  спасти человечество [21.12.18]. Хаос,  где участвуют  силы
Люцифера  и  Аримана,  необходим  для  эволюции  человечества,   но   высоко
антисоциален.  Поэтому   в   резной  скульптуре  в   Дорнахе   Представитель
человечества  стоит между  ними. В середине девятнадцатого столетия  Иегова,
управляющий потоком кровных уз, перестал управлять противостоящими духами, и
они приобрели особую силу. В настоящее время основная миссия Христа -- стать
Целителем жизни. Се годня  мы не должны проходить один  мимо другого, словно
призраки: "хороший парень",  "добрый человек".  Вместо этого надо стремиться
через повышенный интерес осознать образ, который непременно изольется наружу
из другого  человека, образ той особой  формы равновесия между  Люцифером  и
Ариманом. Мы получим результат в полной мере, если будем вспоминать тех, кто
обучал  нас, относился к  нам  по-дружески или  даже обижал нас, делая это с
пользой же для  нас. Это  именно та точка отсчета, откуда  растут социальные
импульсы [7.12.18].
     Те,  кто тщательно  изучает  произведения искусства,  будь то живопись,
скульптура, музыка  или  поэзия,  могут  представить человеческое существо в
отношении  к архетипу целого человечества.  Форма головы, походка разбудят и
внутреннюю симпатию и понимание. Мы узнаем человека как эго-существо,  когда
видим  картину  вечного  духовного существа.  Когда  мы воспринимаем  формы,
движения  в  другом человеке, мы постепенно начинаем  чувствовать внутреннюю
теплоту или холод; плохо, когда человек не излучает ни того, ни другого  для
того, чтобы все возрастающий  интерес проникал через наше эфирное тело через
эфир теплоты [26.10.18].
     В основании всего лежит необходимость развития, мы не должны оставаться
теми, кем были.  Только  когда  усилия  прикладываются  не  для того,  чтобы
вынести  приговор, а  чтобы представить истинную  картину,  мы  двигаемся  в
правильном  направлении.  Эти  картины  откроют  путь к  тому,  чтобы  стать
социальными. А на этом этапе требуется только духовная наука [6.12.18].
     Как правило, мы встречаемся  с теми, с  кем  уже имели дело  в  прежней
инкарнации,  и  Духовная Душа развивает, как и  должна,  то, что  происходит
между людьми, но в меньшей степени,  чем делала это в  прежнюю инкарнацию. В
результате мимолетное  знакомство не имеет значения. А  то, что  приходит из
прошлого, требует времени для своего  дальнейшего развития,  для него должно
зародиться инстинктивное чувство в процессе соприкосновения друг с другом  в
образе, что помогает внутреннему развитию.  Для детей и родителей, братьев и
сестер станет очень трудно понять друг друга, необходимо перерасти групповую
душу, которая наследуется. Кто-то думает, что личность должна быть  такой-то
и никакой иной, и если она не отвечает этим представлениям, она  осуждается.
Это является  причиной нарушения кармических отношений  и  откладывается  до
момента следующей инкарнации, в результате не происходит никакого прогресса.
Симпатии  и  антипатии  являются  большими  врагами  настоящих  общественных
отношений. Мы должны воспринимать  каждого таким, каков он есть, и извлекать
из этого максимальную пользу [ 10.10.16].
     Задача  века  Души  Сознательной, которая будет достигнута лишь  в  его
конце, в действительности заключается в постепенном развитии общины. Принцип
любви, который через Христа зародился в каждом из нас на  физическом уровне,
сейчас возвышается  до  уровня  души  и  объединения в  группы [11.11.04]. В
действительности  мы видим лишь отражение нашего эго в нормальном  сознании,
но часть  его  все  же светится,  когда мы встречаем других  людей. Человек,
который  кармически  связан с  нами, дает нам что-то  настоящее. В сущности,
внутри мы  пусты, и  мы должны оценивать это. Если мы  тщательно анализируем
наше  прошлое, то можем проследить, что другие люди оказывают на нас большее
влияние, чем мы бы хотели. Человек вовлекается в социальный процесс, так как
на самом деле он заключен в ком-то другом [28.12.18].
     Только  тогда мы пробуждаемся,  когда сталкиваемся с душевно-духовным в
наших собратьях,  именно  тогда  к  нам приходит  истинное понимание  нашего
собственного  духовного  мира.  А  силы  для этого  появляются в  результате
перенесения  духовных идеалов в  человеческие общины. Это существует  только
тогда,  когда  то,  что  мы видим  и понимаем на  земном уровне, сознательно
поднимается  на   более   высокий,   сверхчувственный   уровень,   полностью
пронизывает  нашу  волю  и  наши  одухотворенные  чувства.  Где  принимается
антропософия, присутствует  настоящее  духовное  существо, которое  является
прямым результатом того пути, на котором идеи были тщательно отобраны, и  мы
должны  настраивать наше мышление  в  том направлении, которое согласуется с
ощущением этого существа, включающего наши сердца, души и симпатии, парящего
над нами, все видящего и слышащего [27.2.23].
     С 80-х  годов  XVIII  столетия сущности Вулкана воплотились  на  Земле,
принеся в своем теле духовную науку из  духовного мира, и они обретут  точку
опоры,  если мы  осознаем их существование.  Люди  ведут  себя недостойно по
отношению к этим существам, игнорируют их, но мы должны понимать их язык. Их
задачей  является перевод духовной  науки на уровень общественного поведения
[13.5.21]. Если  мы откроем наши  сердца высшей  мудрости, то мы создадим то
место, куда может  инкарнировать групповая душа. Этот идеал  был представлен
человечеству,  когда люди  были охвачены всеобщим чувством  любви  и отдачи,
объединенных  для  общей  цели. Эта  гармония чувств, поддерживаемых  Святым
Духом, групповая душа, переносится в инкарнацию. Когда люди  знают,  что это
означает, для  них  вновь  обретает  значение праздник  Духова Дня [7.6.08].
Элементы  возбуждения и  нарастающего различия  приходят к  нам из прошлого,
Духи, ведущие в сверхчувственное, объединяют людей. Многое будет зависеть от
нашего  восприятия  духовного   видения  Христа,  который   объединяет   все
человечество [9.1.16].
     Решение социальных  проблем лежит  по ту  сторону Порога,  они не могут
быть сформулированы лишь в плоскости духовной науки [17.1.20].


     Мы  отделены от мертвых лишь нашей неспособностью  воспринимать то, как
их действия оказывают влияние на нашу  жизнь. Мы живем с иллюзией  того, что
наши поступки являются  лишь нашими поступками, так как они исходят от наших
чувств или волевых  импульсов;  в действительности же поступки наши являются
результатом деятельности  ушедших от нас. Важно осознать нашими чувствами  и
волей,  что все  наши  действия являются общими с другими людьми, и  что  мы
также  действуем вместе с уже умершими людьми в  единой связи с Архаями. Они
проникают  в  социальную, этическую,  моральную  жизнь  эпохи и  управляются
Духами  Времени,  являющимися  источником  вселенской  мудрости  и   волевой
активности.  Мы не можем достичь  значимых результатов  в  этой сфере до тех
пор, пока мы это не осознаем [10.12.17]. Знание человека полностью созревает
и  становится применимым  к  общественной  жизни только  после  его  смерти.
Мертвые  лучше знают, что должно произойти в социальной сфере,  а  мы должны
слушать  их  и  становиться  инструментами  для  выполнения  того,  что  они
осуществляют [16.12.17].
     Из-за господства неверия в  их существование умершие приходят к живущим
на  подсознательном  уровне,  и  это  может  проявиться в  виде  психических
заболевании,  Терапия  не  должна  быть  при этом индивидуальной,  а  должна
основываться на распространении знаний о духовном мире. В тот момент,  когда
человек переводит импульсы  из духовного мира  в  мир физический,  он должен
считаться  с другими  действующими  лицами  и  с  каждым  отдельным ангелом,
связанным с определенным человеком [13.11.17].
     Невозможно  решать  плодотворно  общественные   проблемы,   не  обращая
внимания  на то, что происходит за Порогом. Образы человеческой души  и духа
живут на уровне подсознательного  и борются за то, чтобы перейти на  уровень
сознательного.  Это заставляет  живущих  на Западе людей  воспринимать духов
времен  Римской  империи  и  Латинской  культуры  четвертого  столетия. А на
Востоке существует тягостное ощущение --  нечто, вроде эффекта после ночного
кошмара, вызванного Американо-Британским мировым  господством,  это  чувство
побуждает людей очнуться и осознать реальность [29-11.18].


     Процесс  милитаризации экономики,  превращение ее в  гигантскую машину,
где труд полностью  отделен  от человека, пробуждает  демонов воли,  в сферу
которых   попадает   человек,  брошенный  на  произвол   судьбы  [14.11.20].
Деградации   правящих   классов,   стремящихся  сохранить  старые  традиции,
противостоит  ненависть  народных  масс.  Эта  ненависть  является  причиной
современных инфекционных болезней -- здоровье в будущем зависит от моральных
устоев  в  настоящем  [3.11.05].  Не  было  возможности,  для  пролетариата,
вскормленного  марксизмом,  распространиться  в  Европе  --  он  бы разрушил
экономические  ценности, что и привело бы к его уничтожению. Но мы не должны
забывать  Норман-но-Германский  фактор  наследственности  племен, ведомых их
лидером (принцами, князьями) не только в Британии, но и в России [23.11.18].
     Российский ум должен  быть разбужен и просвещен (тогда как в Англии  он
является инстинктивным, а в  Центральной Европе его необходимо тренировать и
образовывать). Его длительное подавление вплоть до мученичества оградило его
от  всех  инстинктивных аспектов, и, возможно, в этом кроется  потенциал его
развития в будущем [15.12.18].  Русские вобрали лишь  малую  часть  западных
религиозных  идей,  но  они  многое   прочувствовали,  и  пережили  в  своих
сокровенных  глубинах  нечто   из  культовых  форм  посредством  образности.
Мистические  культы  также дошли  до нас  [30.4.18],  хотя все, что уцелело,
должно еще  тщательно изучаться.  То, что  готовится для Востока, зависит от
Немецкого Народного  Духа, ищущего души,  способные сознательно воспринимать
(улавливать),  импульс  Христа их  астральными  телами в  течение  следующей
тысячи  лет. И будет самым  большим несчастьем, если Восток разрушит то, что
следует развивать в преданности и дружбе [17.1.15].
     Вскоре после наступления 2000 года н. э. именно с Востока придет взгляд
на ребенка как на таинственное  духовное существо. Людей будет интересовать,
какая частица духовного света приходит с каждым ребенком. С его ростом будет
развиваться  разновидность культа духа с  Благоговением перед духовным.  Это
сработает в Европе, но затронет лишь небольшую часть человечества [4.4.16].
     В России  и Азиатской глубине разовьется кристально чистое знание того,
как  зачатие  при  определенной  констелляции  звезд  дает  возможность  для
инкарнации  либо чистым, либо злым  душам  -- там, где потоки  кровных родов
остаются  активными,  будет  дана  способность  узнать  космические  законы,
согласно  которым возможно будет  определить,  верно  ли  данное  время  для
данного  зачатия.  Это  окажет влияние  на моральную  сферу  и  будет  иметь
огромные социальные  последствия. Западный  оккультизм постарается завладеть
Востоком и  получить пользу через смешанные браки: Англия и  Индия; Россия и
Америка.  Иначе,  если  оккультизм  будет  прививаться  просто  механически,
популяция на Западе  ут-ратит душу. Цель западного оккультизма  -- насаждать
касту владельцев и касту рабов, простирая его восточнее Рейна вплоть до Азии
[1.12.18].
     Дальний  Восток  имеет духовную  культуру,  которая мудро  скрывалась в
тайне,  а  сейчас  ей требуются  западные  формы мысли. Японская форма мысли
изначально является  гибкой и  тонкой и  пронизывает реальность.  Когда  эта
особенность объединяется с  материализмом  Запада и Америки она, несомненно,
достигнет еще  более высокой точки в своем развитии, если только Европейский
материализм станет  в  той же мере  одухотворенным  [30.4.18].  Желтая  раса
оберегает  те  времена,  когда  дух  в  его  чистой  форме  был  отделен  от
физического тела. Задачей будущей, шестой расы, будет осознание  духовного в
окружении физического тела в большей степени  в элементарном мире. Переход к
этому не может  происходить без  кровопролитной борьбы между белой и цветной
половинами человечества во  многих регионах, что проявится уже  в  ближайшие
времена. Мы находимся на пороге чего-то великого [13.2.15].
     В противовес западным церквям  китайцы, которым не свойствены логика  и
научный  подход,  воспринимающий   человечество  изначально  хорошим,  могут
явиться  источником  конфликта,  который  разовьется  между  Европейскими  и
Азиатскими   народами   [10.1.19].   Тибетская   или   китайская   культуры,
принадлежащие среднеазиатским культурам, приобретут большее значение, и души
многих учеников Заратустры уже инкарнировали в них. Если это распространится
и на Запад, то привнесет духовность во многом еще не испорченным наследникам
Древней атлантической культуры [11.4.12].
     Выполняя  необходимую историческую  задачу,  Западная Европа  совершила
бессмысленные акты несправедливости  против  культуры Индии и ее  оккультных
тайн.  Это  порождает  тяжелый  кармический  долг  и  не  дает   возможности
проникновения в тайны бытия без отра-ботки этого долга. Тибетские, индийские
и даже еги-петские посвященные требует отмщения. Никто из них
     никогда  не согласится с  тем, что Христос всегда  господствовал в  так
называемой "Христианской Европе" [11.4.12].
     Определенные восточные  братства, особенно  индийские, фактически хотят
отвлечь   внимание  от  Христа.   Они  вовлекают  демонических   духов,   не
принадлежащих эволюции Земли,  соблазняют их облечься в человеческие эфирные
тела, отлетевшие в момент смерти, и затем используют их в "ритуале почитания
предков" [  18.11.17]. Они  также используют  низшую человеческую природу  в
животных астральных образах, чтобы отвлечь  Восточную Европу от ее задачи по
подготовке шестой культурной эпохи [25.11.17].


     Б течение  нескольких следующих столетий  мышление не будет  ограничено
лишь  понятием  о  смерти,  но в  тоже время  будет  понимать лишь  то,  что
неправильно или иллюзорно, что есть  дьявол, если он не  обретет силы Христа
[16.8.19]. Деление  на  национальности, расы и  эпохи принесет экономическую
борьбу   и   индивидуальную   жестокость   среди  людей,  несмотря  на   что
облагораживается мораль.  Американским  открытием  является  то,  как  нужно
использовать магнетизм с его разделением на  север и юг,  во всем  следовать
принципу  двойственности. Этот  метод  будет  представлять  постоянный поиск
наиболее подходящих, использование их для прямой оппозиции благим тенденциям
времени. Задачей  врачей-материалистов будет живление души с помощью вакцин,
если  возможно, сразу же  после рождения, в результате  чего душа и  дух  не
смогут существовать вместе. Будет объявлено, что, если человек думает о душе
и духе, это является патологическим симптомом [23.12.04; 25.11.17; 19.11.17;
27.10.17; 7.10.17].
     Большая проблема будет заключатся в том, как поместить духовные эфирные
силы  осознанно в механизм. Единственный вопрос: для кого они будут работать
-- для  человечества  или эгоистичных  целей?  Развитие сознания зависит  от
разрушительных сил, сил смерти,  связанных  с электричеством  и магнетизмом.
Еще не  изведанные  силы  человеческой натуры будут  здесь действовать таким
образом,  что  люди  будут  способны ввести свои мысли в машину  [25.11.17].
Огромные  механические  силы встанут  на службу  эгоизму, а люди  будут этим
гордиться.  Через  механистический  оккультизм девять десятых  человеческого
труда  будет перемещено, и  все,  чем будут  не  удовлетворены массы,  будет
заморожено. С другой стороны, возникнут  такие машины,  работа которых будет
запускаться движением воздуха, вызванным  жестами, которые  может  выполнить
только человек с добрыми намерениями [1.12.18].
     В   том  случае,   если   механизмы,   зависимые  от  колебаний,  будут
сконструированы  определенным  образом,   наша  планетарная   система  будет
вибрировать вместе с Землей, и все, что связано с движением звезд в годичном
цикле, может  быть уничтожено.  Часть нашей  цивилизации  находится на  пути
ужасного вырождения, поскольку отражает грохот  и дребезжание машин на Земле
и их эхо  из  космоса [20.10.23].  Но  в нынешнем веке  невозможно разрушить
что-либо, кроме тепловой сферы Земли, мышлением человека [23.3.23].
     Способности оккультной  гигиены в центральной  Европе развивают мысль о
том, что  силы болезни  являются  единственными радикальными трансформациями
обычных   жизненных   процессов,   а   исцеляющие   --   это   те,   которые
трансформируются  из  сил  высшего  знания.  Таким  образом, не  потребуется
внешних  медикаментов,  так как, если  в  основе  болезни лежат  кармические
причины, она не может быть предотвращена на физическом уровне [1.12.18].
     Примерно  к  2200  году  наступит  широко  распространенное  подавление
мышления. Из Америки придет закон, который окажет влияние  на большую  часть
человечества, он не будет в открытую провозглашать, что мышление  запрещено,
но целью его будет искоренение индивидуального пути мышления [4.4.16]. Когда
материальная  культура  достигает  своего  пика, уничтожая  и искореняя дух,
осознается  необходимость  того, что  живет в немецком народе, что  является
исцеляющим  импульсом  гетеанизма,  а это  может  вырасти  в виде  восстания
англичан [ 16.11.18].  Те, кто твердо  стоит на материалистических позициях,
тем не менее, не готовы к этому восприятию по сравнению с теми, кто искренне
стремится понять сверхчувственные  миры. Волна увлечения  высшими мирами уже
охватывает человечество [20.5.13].
     Расы   постепенно   полностью   исчезнут,   и    люди   объединятся   в
интеллектуально-морально-этические  группировки,  оставляя за собой при этом
полную свободу  индивидуальности.  Антропософское общество  является  первым
примером, и чем больше таких обществ будет  формироваться, тем раньше  Земля
будет одухотворена.  Люди позволят  своим чувствам объединяться,  а это дает
возможность   высшим  существам   работать   в   качестве   групповой  души,
поддерживаемой человеческой гармонией. Если отдельная душа находится слишком
долго в  одиночестве,  она может стать  существом  почти дьявольской природы
[1.6.08].
     Когда  люди  приблизятся ближе к причине, их  задачей станет  оживление
восприятия потоков, исходящих от  души и духов  тела. То, что устремляется в
органы  чувств,  в  естественной  форме  образует  восприятие  через  глаза,
одухотворение через  уши  и  интуицию  через чувство  теплоты.  Наша  тонкая
структура является трансформированной для того, чтобы показать нам, что есть
природа на самом деле [20.3.20].
     Есть один факт, который мы  должны каждый день  отмечать в нашей душе и
не  должны  забывать:  в течение  времени Архангела  Михаила мы должны  быть
борцами за дух  [19.11.17],  Существует лишь  одна книга мудрости, и она  не
может попасть в руки Христа,  пока его  последователи  не завоюют  ее  путем
отражения содержания духовной науки в своих собственных деяниях [15.11.19].





Популярность: 18, Last-modified: Wed, 21 Sep 2005 03:33:16 GMT