ений" Эмпедокла и "Государства" Платона, была широко распространена в эпоху поздней античности. См., например, у Оригена в "О началах" рассуждение о причинах разнообразия мира, где главным истоком последнего оказывается "возмущение и уклонение" духов, совершенное ими еще в домировом, т. е. в дотелесном, состоянии (11.1, 1--2). Впрочем, мы увидим у автора трактата и "кармическую" трактовку судьбы человека. 32 Автор, выясняя подлинный, философский смысл теургических действ, выстраивает концепцию, которую мы бы назвали философской религией. Цель последней --не подмена традиции чем-то совершенно новым, а ее прояснение, выявление ее всеобщего, философски значимого характера. 33 Данное предложение может показаться противоречащим тексту предыдущего абзаца. Действительно, если там утверждалось, что боги объемлют телесный космос, то здесь говорится об обратном. Но на самом деле противоречие только внешнее. Свет (божественная субстанция) охватывает все непространственным образом и не располагается только в центральном месте Универсума, но вынуждает тот фактом своего существования быть хотя бы относительно целостным и стремиться к высшему как к своему смысловому центру. Образ света не просто традиционен, но фундаментален для платонизма во всех его формах, в том числе и для христианского. Особенно часто световой символикой пользовался Плотин (см., например: "Эннеады", VI 4.11; IV 4.16; V 2.12 и т. д.). Любопытным добавлением к метафизике света являлись (стр.245) солнцепоклоннические реформы, совершавшиеся рядом императоров III--IV веков. 34"А--одно из важнейших технических понятий неоплатонизма. В данном случае мир есть изваяние как продукт ваятельной деятельности богов, но, с другой стороны, как образ от божественного первообраза он есть изображение богов, зримое изваяние незримого. 35 К --буквально "зов", "призыв". Автор пользуется здесь еще одним распространенным в древнем язычестве концептуальным кодом для изображения космосозидания--"зовом". В "Ригведе" бог молитв Брихаспати "вызывает" из скалы Вала заключенные там космические потенции, в "Авесте" Ахура-Мазда вызывает своих помощников Амэша-Спэнта. Точно так же "вызываются" светлые силы в манихействе. Вспомним, однако, что и в "Тимее" (48а) демиург "уговаривает" необходимость. 36 Автор критикует здесь стоическую идею апатии, выводя, как и в случае действия-страдания, божественное за рамки противоположности страсти и бесстрастия. Высшее бесстрастие не противоречит страсти как ее отрицание, ему нет противолежащего. Оно само по себе таково, что не имеет отношения к страстному. 37 См.: Платон. Федон, 80Ь. 38 Несмотря на свой посредствующий характер между телесным и бестелесным, душа настолько выше первого, что в сущности своей не страдает и ничего не претерпевает. Она постоянно пребывает в себе, страдание не касается ее природы. См. также: Плотин. Эннеады, VI 4. 12--14. 39 Здесь мы вновь встречаемся с критикой стоической апатии, концепция которой была основана именно на противоположении невозмутимости мудреца любому претерпеванию. (стр.246) 40 Четыре первых составляющих храмового действа соответствуют четырем уровням иерархии божественных существ. Пятая составляющая (польза для нас) направлена на человека, т. е. на существо, состоящее из души и тела, и потому имеет практическое преломление. 41 Фаллы -- символические изображения мужских половых органов, проносимые во время торжественных процессий и устанавливаемые для богослужений во время календарных обрядов (той их стороны, которая связана с земледельческим циклом). В той или иной степени фаллические символы использовались во всех древних языческих религиях, причем основной смысловой их нагрузкой было пробуждение природного плодоношения. Однако, помимо этого, фаллос--символ, тесно связанный с образами Мирового Древа, Мировой Горы, гром-палицы Бога-Громовержца и т. д. Вызвано это тем, что календарные культы являются транскрипцией космогонических, только миросозидающее действие здесь развернуто в соответствии с последовательностью природных циклов. Поэтому фаллическое изображение--не только знак природной производительности, но и указание на силу, вызывающую космогенезис. В античности фаллические изображения были связаны с культами Гермеса ("гермы"), Деметры, Кибелы, Диониса, Сабазия и т. д. Несение фаллов, сопровождавшееся порой непристойными плясками и речами, происходило, например, в Афинах во время Городских Дионисий (март-апрель), в Риме было составной частью Сатурналий, в Египте--календарных празднеств в честь Осириса. 42 Автор воспроизводит здесь аристотелевскую идею катарсиса, т. е. очищения, вызванного созерцанием трагедий (см.: Аристотель. Поэтика, гл. 6). (стр.247) 43 По Дильсу--Кранцу, фр. 68. Ср., однако, другой фрагмент Гераклита (Дильс--Кранц, фр. 15), где выражено совершенно иное отношение к подобного рода священнодействиям. См. здесь и далее: Diets H.-- Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. 9. Aufl. Zurich, 1959. Bd 1--3. 44 Ф--"дружба", одно из важнейших пифагорейских понятий, которым часто пользовался Ямвлих в "Своде пифагорейских учений" (особенно в трактате "О жизни пифагорейской"). Знаменитые примеры "пифагорейской дружбы" (см. "О жизни пифагорейской", 233--239) есть проявления единства Универсума и лишь во вторую очередь --этическая парадигма. Автор возвращается именно к пифагорейскому понятию, оставляя в стороне стоическую "симпатию", так как последняя указывала на взаимосвязь телесного мира. 45 Здесь имеется в виду слово  --"склонение", "склонность", произносившееся в позднем греческом языке одинаково с употребленным несколькими строками выше словом --"призыв", "вызов". 46 Автор демонстрирует общее платоническое понимание зла. Оно трактуется не как особая субстанция или онтологическая реальность, но как результат человеческого выбора. Отклоняясь от богов, человек выпадает из мировой гармонии и тем самым теряет даруемое богами благо. Зло есть, таким образом, обращенность человека исключительно к своей единичности. И страдания ("тьма"), вытекающие отсюда, являются вызванными им самим. Впрочем, как мы увидим ниже, к отпадению способен не только человек, но и ряд других божественных сущностей, наделенных способностью выбора. См., особенно, IV главу. (стр.248) 47 Принуждения -- магические обряды, связанные с привлечением помощи со стороны богов. Автор убежден, что подобные операции не есть насилие над божеством, а вызываются им самим, иными словами--что промысел предшествует человеческой деятельности. 48 Автор разделяет концепцию онтологической иерархии (Единое--Ум--Душа--Телесный Космос), традиционно считающуюся достоянием неоплатонизма, и иерархию божественных существ. Последние не распределены по онтологическим уровням, но коренятся в Едином. Причина такой их трактовки заключается в том, что божественная субстанция свободна, безусловна и превыше любой необходимости, в том числе и интеллектуальной. Божества--творцы, Ум же--сотворенное, хотя и бесконечно превышающее бытие Космоса. В дальнейшем неоплатоники будут развивать учение об иерархии божеств, единых по природе (Прокл: "Бог и Единое--од-s но и то же".-- Комм, к "Пармениду", 641, 10), но многообразно проявляющихся на различных онтологических уровнях. 49 Здесь развивается тема, которую обсуждал еще Максим Тирский (см. "Речи", речь 5: "О том, следует ли молиться"). 50 Имеется в виду символический характер подношений, когда даруемый предмет благодаря самой ритуальной ситуации богослужения имеет всеобщий характер: он как бы сбрасывает свою единичность, указывая на всеобщее основание Универсума. 51 Т. е., с одной стороны, математические объекты, душевная стихия (связанная со стихией времени) и божественное, с другой --демонические и природные стихии. Неразумность заключается в том, что демоническое (стр.249) приравнивается к телесному, а божественное---к душевному и к абстракциям. 52 Речь идет о небесных телах, наиболее близких божественному. 53 Учение о небесных телах, об идеальности их движений и неделимости (вечности) состава сформулировал Аристотель (см. "О небе", а также "Метафизику", 1068а, 30 и 1073а, 30--35). 54 Автор касается здесь неоплатонической концепции участия высшего в низшем. При таком участии сущность и потенции высшего остаются неизменными, деятельность же ("энергия") множественна--соответственно многим предметам, в которых она участвует. 55 Нематериальные истечения -- это "участие богов в материальном" (см. прим. 54). Кронос (Крон), глава титанов, породивших, согласно "Теогонии" Гесиода, Зевса и поколение олимпийских богов, почитался в эллинской религии как глава "Золотого века". Отсюда его "основополагающее действие". Арес, бог войны и раздора, согласно данному трактату,-- сила движущая, не дающая становящемуся остановиться и обратиться в совершеннейшую бесформенность. Деятельность Ареса близка "Войне--Борьбе" Гераклита, царствующей в Космосе (Дильс--Кранц, фр. 53, 80, 125). Отметим также, что Плотин по-иному интерпретировал божественный строй, отождествляя Кроноса с онтологическим уровнем Ума. 56 Ср.: "Тимей", 50Ь--d, 52d--53а. 57 Автор стремится показать, что зло --видимость и существует лишь для единичного. Беспорядок и видимые нарушения в мире есть результат того, что материальное "отстает" от идеального, никогда не будучи в состоянии достичь и охватить его. Однако само это (стр.250) отставание вполне вписывается в идеальный строй Космоса как Целого. 58 "Вторые боги", которые являются предметом следующего ниже рассуждения, в сущности--"истечения" и "энергии" первых. Поэтому между ними существует не различение, но лишь отношение "образ--образец", которое объединяет богов в единый строй. 59 Умопостигаемое единство всего -- аналог популярной в те века концепции "плеромы". Имея гностическое происхождение, она является характерной и для ряда христианских писателей, и для неоплатоников, хотя выражаться может по-разному. "Плерома" ("полнота") --это мир бытия как такового, созданный сверхсущим Абсолютом как совокупность его предикатов, каждый из которых является самостоятельным существом ("эоном"). Особенно показательна в этом смысле концепция гностика Валентина. Согласно последнему, Первоначало определяется как "Завершенность" и "Молчание", "Отец" и "Истина", "Логос" и "Жизнь", "Первочеловек" и "Церковь" и т. д. (всего 30 эонов). Каждый из этих предикатов есть особая сущность, занимающая особое место в рамках Полноты (Плеромы). У христианских писателей Тертуллиана, Климента Александрийского и Оригена Полноту составляет Троица, однако как полнота определений Отца ими рассматривается Логос-Христос. У Плотина "полны" три высшие природы -- Единое--Ум--Душа ("Эннеады", II 9.1), где особую роль совокупности предикатов Единого (лежащих ниже его, поскольку они бытийны, Единое же сверхбытийно) выполняет Ум. Основная отличительная черта Плеромы --это сочетание иерархии и в то же время единства всех ее уровней. В результате автор настоящего трактата может говорить о "нерасторжимом слиянии" всего божественного (стр.251) в противоположность множественности и разделенности дольнего мира. 60 Материальное мышление -- это мышление, обращенное к материальному (буквально --"воматериаленное"), т. е. делимому и нецелостному. Невидимость и непознаваемость для рассудка и "материального мышления" любого вида богов отсылает нас к разуму как к единственному средству постижения божественной природы. Божество закрыто для здравого рассудка, необъяснимо, если исходить из данностей человеческой жизни. Только разум, обращенный к умопостигаемому, способен узреть его "умным оком". 61 Различие демонов и героев заключается в том, что первые--все-таки "силы" богов и в определенном смысле внутренни им, герои же--Логосы Божественной Полноты, а Логос ("слово-смысл") выносится вовне, само его бытие есть про-из-несение, т. е. выхождение, отчуждение. 62"A--"вестник", один из служебных чинов при божествах в эллинистической религии, происхождением своим обязанный восточным, в первую очередь месопотамским, культам. Представления об ангелах и архангелах были широко распространены в античных иудаизме, гностицизме, христианстве. В неоплатонизме учение об ангелах развивал Порфирий. В данном тексте ангельские чины опосредуют связь между богами и демонами. 63 Душа, таким образом, занимает особое место в Универсуме, которое позволяет человеку -- в отличие от других форм отчужденного "видимого" бытия--оказываться на пути восхождения к высшим началам, при этом сохраняя себя как индивидуум (т. е., будучи "неким единством", соприкасаться с "предшествующими причинами"). На этом построена неоплатоническая антропология--вне зависимости (стр.252) от того, какой уровень различные неоплатонические школы считали предельным для сохранения индивидуального самосознания. 64 В данном случае критерием различения уровней божественной иерархии выступает соотношение возможности и действительности, или воления и акта. У богов они совпадают-- отсюда бесконечная скорость действий, опережающая даже наш ум, которая тождественна покою. Иными словами, на уровне богов воление уже есть действие, в то время как, чем далее будет "нисходить" автор, тем большую дистанцию между ними он будет обнаруживать. 65 `I--медицинский термин, означающий лимфу и вообще влагу живого существа. Начиная с Гомера в теологических исследованиях, как правило, это слово обозначало кровь богов. 66 Богоявление само по себе нетелесно и лишь мнится телом. Точнее скажем так: явленное телесным очам само нетелесно, причем и явлено как нетелесное. Именно в этом состоит пробуждающее "очи души" чудо теофании. 67 Идея "дурных" демонов встречается в платонизме со времен Древней Академии (Ксенократ). Особенно см.: Плутарх. Об Изиде и Осирисе, 26: "Природа и естество демонов разнородны и неодинаковы... Есть в окружающем пространстве огромные и злобные, своенравные и мрачные существа". Видимо, эти демоны связаны с тем беспорядком, который вызван инертностью материального, его вечным отставанием от бестелесного (см. выше прим. 46). Начиная с данного момента мы будем встречать упоминания подобных "темных" существ, само представление о которых не совсем вписывается в платоническую концепцию неонтологического характера зла. 68 Т. е. Всекосмической Души. (стр.253) 69 Ср.: Плутарх. Почему божество медлит с воздаянием?, 564--566. 70 Ср.: Плутарх. Там же, 563е. 71 Бесполезность и конечная опасность такого рода теургии сходна с бесполезностью и вредом софистического искусства, с которым в свое время полемизировал Платон. Вообще данное рассуждение напоминает то место из "Софиста", где "чужеземец" говорит об искусстве создавать "призрачные подобия" (см. "Софист", 235d--236с). 72 Автор стремится указать на истинное соотношение теологии и теургии. Они не противоречат друг другу, но связаны с разными сторонами богопочитания. Первая умопостигаемым образом указывает на наличие сверхразумного начала и соответственно сверхразумных способов приближения к нему. Вторая нерефлексивно пользуется ими как достоянием жреческо-мистериальной традиции. Для автора последняя имеет даже преимущество перед традицией теологической, так как та (во времена поздней античности) приобретает характер экзегезы и в данном плане несамостоятельна. В этом существенное различие между отношением к теургии Плотина и школы Ямвлиха. Для основателя неоплатонизма она -- непосредственное продолжение теологии и вообще имеет приватный, индивидуальный характер. Школа же Ямвлиха обращена к общезначимым, "социализованным" ее формам, и потому в воззрениях сирийских философов она обладает собственной, самостоятельной значимостью. 73 Полемика против Порфириева (и--скрыто--против Плотинова) интеллектуализма в понимании теургии опирается на идею абсолютного промысла божественной сферы по отношению к человеческому деянию (ср. с характерными словами Плотина: "Пусть боги сами приходят (стр.254) к нам"--Порфирий. Жизнь Плотина, 10). Столь жесткое предопределение любого восхождения человеческой души к превосходящему ее во всем Божеству не означает, однако, отсутствия ответственности человека за свои действия. Автор данного трактата отвергает притязания человеческой гордыни столь же решительно, как и столетием позже Августин в полемике против Пелагия, однако он столь же антино-мичен, как епископ из Гиппона, который совмещал в своих воззрениях и идею предопределения, и идею свободы человеческой воли. 74 Мантика -- прорицание о будущем. Следующие ниже разделы трактата посвящены ее природе. В античной мысли начиная с Сократа (у Ксенофонта) сама ее возможность не раз подвергалась обсуждению. Особенно см. трактат Цицерона "О дивинации", специально посвященный этому вопросу. 75 Идею "природной симпатии" сформулировали стоики, опиралась она у них на представление о единстве мировой (телесной) субстанции. Весь мир пронизан и взаимосвязан божественным дуновением ("пневмой"), которое позволяет рассматривать Космос как единый живой организм (ср.: Платон. Тимей). Отсюда --не без влияния, очевидно, древнегреческой медицинской традиции--стоики приходят к обоснованию возможности по частным признакам судить о состоянии Целого. Наиболее последовательно (вплоть до фатализма) идею "всеобщей симпатии" развивал Посидоний (см.: Цицерон. О природе богов, 11.7.19; Секст Эмпирик. Против математиков, IX, 78--85). Не чужды ей были Плотин и Порфирий. Автор, не отрицая, как мы увидим ниже, идею взаимосвязи всего, что наполняет чувственно-телесный Космос, считает, однако, что причиной мантики является попечение высших, бестелесных сфер, никак в эту (стр.255) взаимосвязь не включенных, а также родство с бестелесными чинами нашей души. Инициируя в себе всеобщее начало, она становится причастна провидению. Сами же взаимоотношения между вещами не содержат в себе существенного предвидения. Критика стоического понимания мантики является одновременно и критикой стоического пантеизма, и критикой Плотино-Порфириевого магизма. 76 Чисто по-аристотелевски автор относит к материальной стороне мантики случайное по отношению к ее содержанию. 77 Храм Асклвпия -- бога врачевания, сына Аполлона -- находился в Эпидавре. 78 Вероятно, имеется в виду эпизод, случившийся при осаде Александром Македонским города Пелий в Иллирии. См.: Арриан. Поход Александра, 1.5--6. 79 Афутис, Афита--город во Фракии. Лисандр -- спартанский военачальник, главнокомандующий морскими силами Спарты в ходе Ионийско-Декелийской войны (завершающая стадия Пелопоннесской войны), в которой в немалой степени благодаря заслугам Лисандра афиняне потерпели сокрушительное поражение. Лисандр перед началом своего командования пообещал в случае успеха принести Аммону благодарственные жертвы. После победы над Афинами он осаждал Афутис, и во сне ему явился этот бог и потребовал выполнения обещания. Лисандр тотчас же снял осаду и, приказав афутийцам приносить благодарственные жертвы Аммону, сам отправился в Египет, чтобы умилостивить последнего (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лисандр, 20). Лисандр происходил из рода Гераклидов, но царем Спарты не был, однако, по свидетельству Плутарха, замышлял заговор с целью захвата царской (стр.256) власти (там же, 24), поэтому, может быть, Ямвлих ; и именует его "царем". 80 Это и есть то состояние "единения", которое искал Плотин,-- состояние, когда всеобщее в человеческой душе снимает эмпирическую индивидуальность. Правда, автор данного трактата считает его не результатом собственной активности, а даром, пришедшим свыше, и к тому же "единение" у него обретает многообразные формы внешнего выражения. 81 "В Кастабаллах есть святилище Артемиды Перасийской, где, как говорят, жрецы безболезненно ходят босиком по раскаленным углям" (Страбон. География, XII, II, 7). 82 Такое представление восходит к демонологии Порфирия. 83 Корибанты -- по Аполлодору ("Мифологическая библиотека", I.3.4), дети Аполлона и музы Талии, прислужники Великой Матери Богов. Их культ пришел в Элладу из Малой Азии (Фригии) и, подобно многим фригийским культам, имел экстатический характер. 84 Сабазий -- малоазийское (фригийское) божество, издревле отождествляемое с Дионисом. Культ Диониса-Сабазия в эллинистическую эпоху часто принимал крайние оргиастические формы. 85 Великая Матерь Богов--фригийское божество, чей культ (восходящий к древнейшему матриархальному поклонению Всеобщей Матери) в эпоху эллинизма был отождествлен с культом Реи и пользовался необычайной популярностью. С мистериями, посвященными ей, связаны самые жестокие формы одержимости (самокастрация и т. д.). 86 Плутарх писал: "Кажется, Олимп, усилив музыку введением неких нерожденных и неизвестных прежним людям (стр.257) оборотов, стал основателем прекрасной эллинской музыки" ("О музыке", 12, р. 1135с). 87 О катарсическом характере музыки говорили еще пифагорейцы (см.: Ямвлих. О жизни пифагорейской, 110). В античной медицине также существовали представления об исцеляющем характере некоторых мелодий. Что же касается вакхического состояния, то для его достижения использовались особые инструменты --авлосы, флейты, тамбурины -- и исполнялись особые мелодические фигуры (например, относящиеся к "фригийскому ладу"). 88 Пифагорейская концепция, с которой полемизировали еще Платон ("Федон") и Аристотель ("О душе"). 89 Древние грехи -- грехи рода и грехи прошлых жизней. Идея "древних проклятий" была одним из узловых моментов в творчестве античных трагиков и вызывалась, несомненно, убеждением в их наличии. Благодаря орфикам и пифагорейцам она дополнилась идеей метемпсихоза. 90 Нимфы -- "невесты", низшие божественные персонажи, населявшие водоемы, источники, леса ("дриады"). Они чаще всего олицетворяли силы плодородия, ассоциировались также с влажными туманами, укрывающими по ночам землю. Пан -- миксантропическое божество, сын Гермеса и нимфы Дриопы. Был связан с идеей стихийного природного плодоношения. Близок культу Диониса, но имел гораздо менее "оцивилизованный" характер. Культ Пана был распространен первоначально в Аркадии, но в века эллинизма имел всеобщее значение. 91 Перечислены три наиболее известных святилища, где имелись оракулы, покровительствуемые Аполлоном: Кларос -- ионийский город в Малой Азии; Дельфы -- всегреческий центр в срединной Элладе; святилище Бранхиды (стр.258) в местечке Дидимы (в окрестностях Милета, тоже в Малой Азии). 92 Имеется в виду обычное суеверие, связанное с убеждением, что священные изображения наполнены сверхъестественной силой, причаститься которой можно одним прикосновением. Ниже будут перечислены "истинные" способы привлечения этой силы ("света"). 93 Дурные демонические и противостоящие духи--демоны, связанные с самодвижением материи, с той ее стороной, которая не "успевает" за оформляющей деятельностью божественных сил. См. прим. 67. 94 См. Дильс--Кранц, фр. 93. 95 Способ "творения" демонов, отвечающих за становление, имеет телеологический характер, как и вообще отношение порождающей, божественной сферы к низшему, чувственному миру. Все рожденное является образом, символом высшего и запечатлевает в этом изображении и цель стремления (первообраз), и само стремление к ней. 96 См. прим. 73. 97 Идея знания как откровения Божества --общее место для последних веков античности. Впрочем, еще Сократ (у Ксенофонта) был убежден в целесообразности мирового устройства, пробуждающей целесообразность человеческого разума. 98 Амелет ("беззаботная") и Лето ("забвение") --реки, из которых, согласно античному поверью, души умерших пьют воду, забывая свою земную жизнь. У Платона в "Государстве" из реки Амелет, протекающей по краю долины Лето, испивают души после совершения выбора своего удела (621а--Ь). 99 Это рассуждение внутренне напоминает грядущие христианские споры о "единосущии". Неоплатонический (стр.259) субординациализм невозможно свести к тринитарному учению в том его варианте, как оно бытовало после Никейского собора. Неоплатонизму ближе Климент и Ориген, чем Афанасий и каппадокийцы. Следовательно, идея Порфирия означает нарушение иерархии Универсума, так как невозможно единосущие высшего и низшего. Взаимодействие между ними заключается в поглощении низшего высшим, а не в образовании из них "третьей" сущности. 100 Автор полемизирует с идеей кенозиса, т. е. нисхождения богов, а также со взглядом на мир как на преходящее, историческое бытие. Для него мир в целом неизменен во времени, и потому нельзя говорить о каком-либо генезисе божества. 101 Частная душа--энергия всеобщей души и высших начал, которые для нее --сущность. В этом плане она сама по себе "не имеет сущности". 102 Эпопт -- "созерцатель", "взирающий" --распространенное в античности название высшей ступени посвящения в тайнодействия (Элевсинские мистерии, ранний пифагореизм и т. д.) 103 Автор уточняет свое отношение к идее "мировой симпатии". В данном месте он соглашается, что след от высшего единства должен появляться и среди становящегося бытия. Однако вполне в духе классического разделения Платоном наших суждений о Космосе на знание и мнение он говорит всего лишь о большей или меньшей степени вероятности предсказаний, основанных на наблюдениях за природными явлениями. В отличие от этого откровения сверхприродного дают истину. 104 "Природа" здесь--природное бытие в том его значении, которое зафиксировал Аристотель ("Метафизика", (стр.260) 1014Ь, 16--20). Ее неопределенность вызвана тем, что она--начало становящегося и, следовательно, не неизменна и не является предметом строгого знания. 105 Автор воспроизводит дилемму "природного--искусственного", которая в античности в большинстве случаев решалась в пользу первого. Конечно, место природного в платонизме занимает творческая деятельность богов, но суть дилеммы от этого не меняется. Если все, что ни создают боги, необходимо вписывается в мировое устройство, то деятельность людей--всего лишь подражание уже сотворенному (природному) бытию, т. е. "умножение сущностей", творение призраков. Критику "искусства" в узком смысле этого слова (как лжетеургии) см. ниже (IV.12). 106 Речь идет о том "бездеятельном действии" Абсолюта, которое было темой ряда рассуждений Плотина (например: "Эннеады", V 1.6; VI 9.3). 107 Т. е. человеческому измышлению, а не делу высших сфер. 108 По Платону, людей создают "внутрикосмические божества" ("Тимей", 42d--е), которые здесь интерпретируются как демоны. Вообще, создание людских тел демонами-- одна из излюбленных тем поздней античности. Так, например, данная идея играла огромную роль в гностических космогониях и историософии. 109 Хорег -- здесь руководитель хора. 110 Идея "противобогов" (ниже автор назовет их еще "виновными в своеволии" демонами) имеет гностическое происхождение и явную гностическую окраску. Восстание низших чинов против высших, вызванное незнанием, завистью, дерзостью, многократно изображалось в гностических учениях. Неоплатонизму же подобный взгляд на (стр.261) происхождение зла не был присущ (см. трактат Плотина "Против гностиков", "Эннеады", II 9). Поэтому мы здесь имеем дело с необычной тенденцией, в дальнейшем не получившей развития среди неоплатоников. Отметим, однако, что, даже говоря о "противобогах", автор не рассматривает их в плане историософии, не превращает "своеволие" в мировую драму. 111 Можно предположить, что здесь имеются в виду христиане, поскольку для последних прорицания, осуществляемые язычниками,--дело рук дьявола. 112 Харон--перевозчик теней (душ) умерших через Стикс, реку, разграничивающую земли живых и мертвых. Хароновы пропасти -- "входы" в Аид. 113 Т. е. те "элементарные" силы, чье действие распространено по всему Космосу (как действие "дыхания" Хароновых пропастей). Поскольку они совершенно лишены разума и самостоятельности, человек способен ими управлять. 114 Древняя идея метемпсихоза в платонизме приобретает "кармический" характер: согласно этой идее, нынешняя судьба человека оказывается в значительной степени предопределенной его поступками в прошлых жизнях (см. трактат Плутарха "Почему божество медлит с воздаянием?", полностью посвященный этому вопросу). 115 На уровне единичного происходит разделение на деятеля и воспринимающего действие, причем каждое "отдельное" существо выступает и как первое, и как второе. 115 См.: Платон. Тимей, З0Ь. 117 Т. е. духа, привязанного к материальному (влага как "древнейшая" из материальных субстанций рассматривалась, например, Фалесом). Со времен Гераклита "влажность"-- образное выражение несовершенства души. (стр.262) 118 Имеется в виду теория гравитации-левитации, разработанная Аристотелем и основанная на идее "естественного места" материальных стихий (земля -- низ, центр, воздух -- верх, периферия). 119 Автор подчеркивает здесь незаинтересованность, апрагматизм любого теургического акта. Его практическая польза является побочным продуктом, первое же в данном случае--состояние единения и раскрытие навстречу благодати. 120 Т. е. пытается придать эзотерический смысл полученным из наблюдения за окружающим миром соотношениям. Аналогия с крокодилом заимствована из Аристотеля: "Речной крокодил откладывает множестве яиц, числом по большей части около шестидесяти, имеющих белую скорлупу, и высиживает их шестьдесят дней" ("История животных", 5 t. 1. р. 558а, 17, ed. Bekk). 121 Речь идет о поверхностном истолковании того, какие животные и в каком случае должны приноситься в жертву. В этих чисто суеверных воззрениях соединены и отзвуки пифагорейской мистики чисел, и элементы стоической экзегезы. 122 Связь жертвоприношений и демиургических сил находится в полном соответствии с языческим представлением о мироздании. Демиургический акт в язычестве рассматривался как принесение в жертву владыки, олицетворяющего предшествующее (докосмическое) состояние. Так, Мардук рассекает демоницу Тиамат (Вавилон), Индра--асуру Вритру (Индия), Зевс--титана Кроноса (Эллада). Любопытно, что и Плотин начало мироздания иллюстрировал мифом из "Теогонии" о рассечении Урана серпом Кроноса ("Эннеады", V 8.13). Таким образом, приносящий жертву (стр.263) воспроизводит действия богов и инициирует демиургическую силу. 123 Огонь--в своей жертвенной ипостаси--оказывается самой "нематериальной" из природных стихий. Ощутимый телесно, он живет уничтожением телесного. 124 О колесницах, на которых покоятся "внутрикосмические боги", говорил Платон в "Федре" (246е), "Тимее" (41е) и "Законах" (905е). Образ колесницы, связанный с мистериальными действами, встречается в античности повсюду-- от вступления к философской поэме Парменида до иконографии таких божеств, как Кибела или Эрот. 125 Идея трех родов людей (в терминологии гностической школы Валентина --"материальных", "душевных", "духовных") во II--III вв. имела практически всеобщее признание -- и среди языческих философов, и среди христиан, и среди гностиков. Различия заключались лишь в трактовке того, насколько абсолютна грань между этими родами. См. у Плотина: "Эннеады", II 9.1; V 9.8. 126 Если говорить о том, какие люди являлись для неоплатоников образцами такой святости, то нужно указать на жизнеописания Плотина и Пифагора, составленные Порфи-рием, и книгу Ямвлиха "О жизни пифагорейской". Вне всяких сомнений, их герои (а также Платон и впоследствии сам Ямвлих) воспринимались как подобные "святые". 127 Он свободен и безусловен, будучи подобен Абсолюту, который и устанавливает Закон. 128 Имеется в виду так называемая умопостигаемая материя, т. е. субстрат для восприятия абсолютных ("умных") эйдосов. В отличие от материи "здешнего" она неизменна, ни во что не переходит, никак не связана со становлением и потому является единственно возможным вместилищем для божественного. См.: Плотин. Эннеады, II 4.3--5. (стр.264) 129 Это те священные животные, которым поклонялись в Египте (например, павиан, ибис). 130 Речь идет о благовониях, использовавшихся как символические жертвоприношения. 131 Учение о молитве, зафиксированное в данном сочинении, значительно отличается от "просвещенно-философских" представлений о ней, развивавшихся, например, в римском стоицизме или Максимом Тирским. Скорее оно близко к тем воззрениям, которые будут иметь место в восточном христианстве и выльются в создание особой психофизической техники молитвы, возводящей к созерцанию божественных энергий (здесь --"вспышки света"), известной как практика монахов-исихастов. 132 "I--"след" высшего света--одно из широко распространенных в эпоху поздней античности понятий. Ср.: Плотин. Эннеады, III 8.11; Ориген. Против Цельса. 1,55. 133 Гадание осуществлялось по их поведению, полету или появлению в определенном секторе неба. Рим, например, был основан на Палатине после гадания, во время которого Ромул увидел в своем секторе неба 12 коршунов, Рем же (желавший основать город на Авентине) --лишь шесть. См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул, IX. 134 Изида, Осирис, Тифон (Сетх) -- персонажи египетского календарного мифа, имевшего в первые века нашей эры необычайную популярность. В I--II вв. даже сложилась синкретическая религия Изиды и Осириса, распространившаяся по большей части Средиземноморья. Истолкованию основополагающего для этой религии сюжета посвящен трактат Плутарха "Об Изиде". Корабль -- один из необходимых элементов священных шествий в честь Изиды. Описание его см. у Апулея ("Метаморфозы", X, 16). (стр.265) 135 Абидос -- город в Верхнем Египте, один из центров культа Изиды и Осириса. 136 Выше перечислены некоторые образы из египетских космогонии. Ил -- хаотическое состояние мира, из которого поднимается первобытный холм, или лотос, в свою очередь порождающий бога Солнца. Последний путешествует на священном корабле по небесам, освещая мир и управляя им. 137 Имеются в виду так называемые герметические имена типа "Оаменофи", "Эндомух", "Абраксас" и другие, связанные с магией звучания, а также с числовыми значениями входящих в них букв. Часто использовались при молитвах и заговорах. 138 В то время египтяне и халдеи ("ассирийцы") почитались за древнейшие народы и к тому же за носителей первых откровений. 139 Селевк--легендарный египетский пророк. Манефон -- египетский жрец, приближенный ко двору Птолемеев, составивший в первой половине III в. до н. э. "Историю Египта" и написавший ряд других трудов на греческом языке. 140 Автор демонстрирует один из способов понимания высших уровней неоплатонической иерархии. Мы обнаруживаем триаду: Единое--Парадигма Родительства--Ум. Опосредование отношения между Единым и Умом занимало неоплатоников начиная с Порфирия. Поскольку же их связь можно проинтерпретировать через отношение порождения, автором вводится то, что мы назвали "Парадигмой Родительства". Возможно, на такое понимание высших уровней неоплатонической иерархии оказала влияние метафизика герметических трактатов. (стр.265) 141 Среди называемых автором богов встречаются и собственно-египетские (Аммон, Птах--Фта, Осирис), и герметические (Эмеф, Эйкон). 142 "Четыре мужских" и "четыре женские" силы--это божественные пары, символизировавшие, согласно гермопольской космогонии, Хаос: Нун и Наунет (Хаос), Ху и Хаухет (Бесконечность), Кук и Каукет (Мрак), Амон и Амаунет (Безвидность). 143 Т. е. небесные сферы. 144 Херемон -- один из поздних, стоически ориентированных толкователей мистерий (I в.). "Во время путешествия префекта Элия Галла в Верхний Египет его сопровождал какой-то человек из Александрии по имени Херемон, который приписывал себе знание подобного рода вещей, но его обычно высмеивали как хвастуна и невежду" (Страбон. География, XVII, I, 29). 145 Перечисляются астрологические термины. 146 Салмесхиниаки -- город в Египте, где, как и в Абидосе, при храме находилось хранилище "Анналов Тота"--рукописей герметического содержания. 147 Здесь воспроизводится идея Нумения из Апамеи (2-я половина II в. н. э.), который трактовал своего "второго бога" как Ум, имеющий двойственный характер. Он одновременно направлен и к "первому богу", будучи в этой своей ипостаси неделимым, и к Космосу, подразделяясь в соответствии со сферами последнего. Известно, что с Нумением по этому вопросу полемизировал Плотин. 148 Царь Аммон -- египетский фараон из Саисской династии. Согласно Манефону (4,21,24) --это известный эллинам фараон Амасис II (правил в 569--526 гг. до н. э.), в прошлом египетский военачальник. О нем и о его (стр.267) интересе к древней египетской религии см.: Геродот. История, II, 172--182. 149 Вития, Битис, Бит--египетский пророк, вероятно тождественный известному из герметических сочинений духовному сыну Гермеса Трисмегиста Тэту; во всяком случае, записи бесед Тэта с царем Аммоном составляют важную часть всей герметической традиции. В чисто эллинской традиции имя Вития встречается единственный раз у Псевдо-Аристотеля ([Аристотель]. О чудесах, р. 826, 22, ed. Bekk): "Говорят, что статуя Витии в Аргосе убила виновника смерти Витии, упав на того, когда он на нее смотрел". 150 Саис Египетский -- культовый центр в дельте Нила, столица так называемой Саисской династии египетских фараонов (VII--VI вв. до н. э.). 151 Идея двойственности души встречается у Нумения, в данном же варианте она явно египетского происхождения (вспомним древнее деление человека на множество составляющих-- "Ка", "Ба", "Ах" и т. д., принятое в египетском заупокойном культе), хотя и переработана здесь в контексте стоической (а в первые века нашей эры и гностической) проблематики, касающейся зависимости человека от рока. Концепция "двух душ" не была органична для неоплатонизма. Хотя Плотин и говорит о "другом человеке", который добавляется к нам во время рождения ("Эннеады", VI 4.14), там имеется в виду скорее телесная сторона человеческого существа. О двух душах в человеке см. также ниже (Х.5). 152 Такое представление характерно для ряда гностических школ и для герметического трактата "Поймандр". 153 Изложенное здесь учение о восхождении и нисхождении душ воспроизводит древнюю, сформулированную еще Гераклитом, идею о тождестве путей вверх и вниз. (стр.268) 154 Астрологический термин. 155 Разделение на демонов тела, души и ума близко к гностическим воззрениям. 156 Возможно, имеется в виду поклонение особым де- монам "благой" и "злой" фортуны. Евнапий Жизнеописания философов и софистов Я м в л и х Перевод биографии Ямвлиха выполнен по изданию: Philostratorum et Callicrati opera rec. A. Westermann. Eunapii Vitae Sophistarim iterum ed. Jo. Fr. Boissonade. Himerii Sophistae Declamationes em. Fr. Dubner. Parisiis, 1848. 1 Перед жизнеописанием Ямвлиха в книге Евнапия идут биографии Плотина и Порфирия. 2 Анатолий -- знаменитый перипатетик из Антиохии. 3 "Во всем остальном Ксенократ всегда отличался такой важностью и мрачностью, что Платон нередко ему говаривал "Принеси жертву Харитам, Ксенократ!"" (Диоген Лаэрций, IV. 2. 6). Хариты -- эллинские богини красоты и женской прелести, сопровождавшие Афродиту, Диониса, Аполлона и других богов. Поскольку Гермес считался в числе прочего покровителем речи, Гермесовы Хариты даровали ей красоту и слаженность. 4 Перечисляются наиболее известные ученики Ямвлиха. Среди них самыми выдающимися были Феодор Асинский и Эдесий, основатель пергамской школы неоплатонизма, к которой принадлежали в числе прочих император Юлиан Отступник и сам Евнапий. (стр.269) 5 Т. е. была середина июля и дело происходило незадолго до перехода Солнца в знак Льва. Собакой в античности именовали звезду Сириус. 6 Известное общеплатоническое учение, согласно которому "божественные", т. е. небесные, тела окружены душой извне и потому не сдерживают и не принижают ее, как это происходит на Земле, где отдельные души, напротив, заложены в тела и потому утесняются и отягощаются ими. Подробнее см. диалог Платона "Тимей". 7 Таким образом, в описываемом случае имела место публичная философская дискуссия, происходившая в театре в Антиохии. 8 Судя по следующему ниже сообщению Евнапия о присутствии Сопатра на торжествах в честь основания Константинополя после смерти учителя, Ямвлих умер не позднее 330 г. (стр.270) Указатель имен собственных и географических названий* Абаммон -- египетский пророк, от лица которого ведется изложение в трактате "О египетских мистериях" 43 Абидос -- город в Египте 196 Александр Великий (356--323 гг. до н. э.)--царь Македонии, превративший ее в мировую державу, великий античный полководец и завоеватель. Сын македонского царя Филиппа II 106 Александрия -- главный город Египта в эллинистическую эпоху, центр науки и философии 235 Алипий -- ритор из Александрии, оппонент, а впоследствии друг Ямвлиха 233--235 Амелет ---название реки, протекающей в Аиде 130 Аммон -- один из главных богов египетского пантеона, бог-демиург 106, 206 Аммон, царь--египетский фараон, вероятно, тождественный Амасису II (570--526 гг. до н. э.) 208 Анатолий -- знаменитый философ-перипатетик IV в. из, Антиохии 229 Анебон -- египетский жрец, ученик Абаммона, корреспондент Порфирия 43 Антэрос -- бог неразделенной любви в греческой мифологии ____________________________ * В указатель включены используемые в трактате "О египетских мистериях" и в биографии Ямвлиха, написанной Евнапием, собственные имена и географические названия. (стр.271) Аполлон -- в греческой мифологии один из главных богов, покровитель прорицания 115 Арес -- бог войны в древнегреческой мифологии, сын Зевса и Геры; греческое название планеты Марс 74 Асклепий -- бог врачевания в древнегреческой мифо-: логии, сын Аполлона и Корониды, легендарный основатель династии врачей (Асклепиадов), к которой принадлежал Гиппократ, знаменитый врач V в. до н. э. 106 : Афутис (Афусия) --город во Фракии 106 Вайи -- знаменитые горячие источники в Италии 232 Бранхиды -- святилище в местечке Дидимы близ Ми-лета в Малой Азии 115, 117 Вития, Вит, Бит--легендарный египетский пророк 208, 226 Гадары -- горячие источники в Сирии, вторые по значимости в Римской империи после источников в Байях 232 Гераклит Эфесский (ок. 554--483 гг. до н. э.) --древнегреческий философ, за загадочность и непонятность своих речений прозванный "Темным" 65, 123, 177 Гермес -- в древнегреческой мифологии итифаллическое божество, сын Зевса и Майи, один из древнейших и имевших наибольшее количество функций богов. В числе прочего считался покровителем красноречия и мудрости. В эллинистическую эпоху в этом качестве был отождествлен с египетским богом Тотом, и в результате появился образ Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), чьим именембыло подписано множество т. н. герметических сочинений, частично сохранившихся до нашего времени 43, 45, 205, 207, 208, 226 (стр.272) Гефест -- в древнегреческой мифологии бог огня и покровитель кузнечного ремесла. В эллинистическую эпоху отождествлялся с египетским богом Фта 206 Гомер (VIII в. до н. э.)--величайший древнегреческий эпический поэт, автор "Илиады" и "Одиссеи". Его именем были подписаны т. н. "Гомеровские гимны" мистического содержания, посвященные богам греческого пантеона 210 Дельфы -- святилище Аполлона в Фокиде, где находился знаменитый Дельфийский оракул 115, 117 Демокрит (460--371 гг. до н. э.) --древнегреческий философ-атомист из г. Абдеры 43 Дионис -- в девнегреческой мифологии сын Зевса и Семелы, бог--покровитель виноградарства и виноделия 106 Евдокс Книдский (ок. 408--355 гг. до н. э.) --древнегреческий математик, астроном, географ и врач, друг Платона 43 Евстафий Каппадокийский (IV в.)--философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха 230 Евфразий (IV в.) --философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха 230 Изида--египетская богиня, покровительница материнства, сестра и жена Осириса 194, 196 Каппадокия--область в Малой Азии между Галисом и Евфратом, во времена Ямвлиха--римская провинция 230 Кастабаллы -- город в Киликии, где находилось святилище Артемиды Перасийской 107 (стр.273) Кела, Келесирия--часть Сирии между горными хребтами Ливана и Антиливана 229 Колофон -- город в Ионии, поблизости от которого находилось святилище Аполлона Кларийского 115, 116 Крон, Кронос--титан, младший сын Урана и Геи. Его имя использовалось для обозначения планеты Сатурн 74 Ксенократ из Калхедона (ок. 395--312 гг. до н. э.) -- философ, ученик Платона, глава Платоновской Академии после Спевсиппа 229 Лето, Лета--река забвения в Аиде 130 Лисандр (ум. в 395 г. до н. э.)--спартанский военачальник, главнокомандующий флотом в Ионийско-Декелийской войне, последней стадии Пелопонесской войны, главный организатор победы спартанцев в войне, позднее претендовал на царский титул 106 Манефон (III в. до н. э.) --египетский жрец, написавший при дворе Птолемеев "Историю Египта" и впервые введший деление истории Египта на 30 династий 205 Матерь Богов, Кибела--фригийская богиня, культ которой носил откровенно оргиастический характер 112, 114 Мисия -- местность на западе Малой Азии, во времена Ямвлиха часть провинции Азия 236 Олимп -- горный массив на границе Греции и Македонии; в древнегреческой мифологии --место пребывания богов высшего чина 112 Осирис -- египетский бог плодородия и владыка царства мертвых, брат и супруг Изиды. Известен как умирающий и воскресающий бог в связи с излагаемой Плутархом легендой о его умервщлении собственным братом Сетом и последующем (стр.274) воскрешении. В Египте проводились специальные мистерии, на которых обыгрывался этот сюжет 194, 196, 206 Пан -- в древнегреческой мифологии бог-покровитель пастухов, сын Гермеса. В эллинистическую эпоху и в средние века Пану придавалось особое значение в качестве покровителя магии и волшебства ("Великий бог Пан") 114 Пергам -- город на северо-западе Малой Азии 236 Пифагор (ок. 540--500 гг. до н. э.)--древнегреческий философ родом с о-ва Самос, большую часть жизни проживший в Италии, в г. Кротон, создатель пифагореизма как религиозно-научного направления в философии. Почитался как воплощение бога Аполлона 43, 45 Платон (427--347 гг. до н. э.)--великий древнегреческий философ, основатель Академии и основоположник платонизма как одного из ведущих направлений мировой философской мысли. В эллинистическую эпоху почитался как святой и боговдохновенный пророк 43, 45, 229, 233 Порфирий (ок. 233--300 гг., наст, имя--Малх) -- философ-неоплатоник родом из Тира, ученик, биограф и редактор Плотина, возглавивший после смерти последнего философскую школу в Риме. Испытывал интерес к магии и теургии, но трактовал ее в рационалистическом духе 43, 229 Рим -- столица Римской империи где находилась основанная Платимом первая неоплатоническая философская школа 235 (стр.275) Сабазий -- фригийско-фракийский бог-целитель, часто отождествлявшийся с библейским Яхве и римским Юпитером 112, 114 Саис Египетский -- город и религиозный центр в Северном Египте, столица фараонов Саисской династии (VII -- VI вв. до н. э.) 208 Салмесхиниаки -- город в Египте 207 Сарды -- город в Малой Азии, в древности столица Лидийского царства 231 Селевк Александрийский -- упоминаемый Судой толкователь теологических учений египтян; время жизни его неизвестно 205 Сирия -- страна между Евфратом и Средиземным морем, во времена Ямвлиха -- римская провинция 230, 232 Сократ (470 -- 399 гг. до н. э.) -- древнегреческий философ, с именем которого связан переворот в философии и ее обращение к внутреннему миру человека. Учитель Платона 55 Сопатр из Апамеи в Сирии -- ученик Ямвлиха, придворный философ Константина Великого, казненный последним 230 Тифон -- в древнегреческой мифологии сын Геи и Тартара, стоглавое чудовище, олицетворявшее собой разрушительные силы. В эллинистическое время отождествлялся с египетским богом Сетом (Сетхом), братом и убийцей Осириса 194 Феодор Асинский (275 -- 360 гг.) -- ученик Ямвлиха, сочинения которого использовал Прокл в своих комментариях к "Тимею" 230 (стр.276) Фта, Пта, Птах--египетский бог, покровитель ремесел, отождествляемый с греческим Гефестом 206 Халкида--здесь город в Келесирии, родина Ямвлиха 229 Херемон (I в. до н. э.) --толкователь древнеегипетских мистерий и астролог 207, 215 Хрисанфий из Сард (IV в.) --философ и жрец, ученик Эдесия и учитель Евнапия, представитель Пергамской школы неоплатонизма 231 Эдесий Каппадокийский (IV в.) --философ, ученик Ямвлиха, основатель Пергамской школы неоплатонизма 230, 231, 233, 236 Эйктон--один из герметических богов, "первое воспринятое дитя" 206 Эллада -- Греция 230 Эмеф -- герметический бог, повелитель небесных богов 206 Эрос -- в древнегреческой мифологии бог любви 232 Ямвлих (ок. 280--330 гг.)--философ из Келесирии, автор сочинения "О египетских мистериях", глава Сирийской школы неоплатонизма 229--235 (стр.277) Предметный указатель Ангелы 84 -- величие ангелов 87 -- видения ангелов 88 -- дары ангелов 91, 94 действия ангелов 87 знамения ангелов 86 огонь ангелов 89 -- порядок следования ангелов 91--92 -- свет ангелов 88, 93 Архангелы 84 -- величие архангелов 87 видения архангелов дары архангелов 91, 94 -- действия архангелов 87 знамения архангелов 84 -- 86 -- огонь архангелов 88 -- 89 -- порядок следования архангелов 91 -- 92 -- свет архангелов 88, 93 Архонты 84 -- величие архонтов 87 -- видения архонтов 88 -- дары архонтов 91, 94 -- 95 -- В указатель включены ссылки на основные вопросы, затрагиваемые Ямвлихом в трактате "О египетских мистериях". (стр.278) -- действия архонтов 87 -- знамения архонтов 84--86 -- огонь архонтов 89 -- порядок следования архонтов 92--93 -- свет архонтов 88, 93 -- смешение материального с архонтами 90 Бахвальство и обман при священнодействиях 95--97 Благо 50--51, 157, 225--226 -- предшествующая сущности причина блага 51 Боги 46, 50, 52, 68--71 -- бестелесные (умопостигаемые) и телесные (космические) боги 71--73, 75--78, 176--177, 209 -- божественные дела 154 -- божественное покровительство 188 -- божественные сущности и силы 181 -- бытие богов 46 -- величие явлений богов 87 -- видения богов 88 -- видимые и невидимые боги -- дары богов 90, 94 -- действия богов 86 -- единый бог 205 -- знамения богов 84--86 -- знание о богах 46, 100 -- огонь богов 88--89 -- особенности богов 54--55 -- повсеместность богов 57--59 -- положение богов 50--51 порядок следования богов 91---92 (стр.279) принуждение богов 68 пророческая сила богов 118 -- свет богов 88, 93 священные имена богов 67, 200--203 -- силы и истечения богов 73--75 Божественная одержимость 106--115, 137--138, 142 Видообразующее различие 47--48 Герои 46----47, 50, 53 -- бытие героев 47 -- величие героев 87 -- видения героев 88 -- возникновение героев 82 ";Д -- дары героев 91, 95 -- действия героев 82--83, ,87 -- знамения героев 85--86 -- огонь героев 89 -- особенности героев 55 -- положение героев 51 -- свет героев 88, 93 -- смешение материального с -- сущность героев 82--83 Действие и претерпевание 48--49 Демиург 207 Демоны 46--47, 50, 53, 68--71 -- благие демоны 91, 95, 158 бытие демонов 46--47 (стр.280) -- величие демонов 87 -- видения демонов 88 -- возникновение демонов 82 -- дары демонов 91, 94--95 -- действия демонов 82--83, 87 -- демоническое управление мистериями 195--196 -- дурные демоны 92, 150, 157--158, 163 -- знамения демонов 84--86 -- огонь демонов 89 -- особенности демонов 55 -- отличия демонов от видимых и невидимых- богов78--79 -- положение демонов 51 -- порядок следования демонов 91--92 -- пропитание демонов 172--174 -- свет демонов 88, 93 -- смешение материального с демон -- собственный демон 212--220 -- сущность демонов 82--83 Дерзость человеческая 160 Духи 119, 152--153 -- дурные духи 119, 147--149 -- отдельные космические силы 194 Душа 46--47, 52--53, 83--84 -- божественное начало души 110 -- бытие чистых душ 46--47 величие чистых душ 87 -- видения чистых душ 88 -- всеобщая душа 132, 165 дары души 91, 94--95 два вида отдельной души 163 (стр.281) -- действия чистых душ 87 -- души чистые 46--47, 50, 62 -- знамения чистых душ 85--86 -- огонь душ 89 -- особенности души 54--55 -- порядок следования душ 92 -- самодвижность души 49 -- свет душ 88, 93 -- смешение душ 90 -- способность души к суждению 176 -- управляющие телами души 51, 56--57, 62)---63 -- эфирная душа 57 Жертвоприношения 67--68, 164--190 -- два вида жертвоприношений 177--180 -- освобождение от рока при посредстве жертвоприношений 213--214 -- числовая символика жертвоприношений 170 Жизнь 105 -- двоякая жизнь души 105 совокупная жизнь души 155--156 Заклинания 66, 136, 154 -- 155 Знамения 84 -- 86 Искусство 143 -- 144, 161 -- 162 -- искусство созидания призраков 142 -- 145 -- искусство составления гороскопов 212 -- 216 Истина 96, 98, 103, 139, 145 (стр.282) Колдовство 138 -- 139 Космос 57, 60, 182 Космос 57,60,182 -- зримое изваяние богов 60 -- космические стихии становления 206 мироздание как единое живое существо 161, 169,171 Красота 51, 55 -- в знамениях 86 -- искажение красоты и законности 160 Лучшие роды 47--49 -- бытие лучших родов 49 -- величие лучших родов 87--88 -- иерархия лучших родов 51--52 -- непричастность лучших родов страсти и претерпеванию 61--63, 80--81 -- принадлежность лучших родов разным телам и размещение их в космосе 55--61 -- присутствие лучших родов в священнодействиях 127--129 -- чистота и устойчивость лучших родов 89 Мантика 100--150, 192--194, 214--215, 222--224 -- искусство гадания 122--123, 192--194 -- познание будущего в искусствах 139--140 -- предвидение будущего во сне 103--106, 134--135 -- природная предрасположенность к познанию будущего 140--141 -- прорицание и безумие 136--137 прорицание и страсть 135--136 (стр.283) -- прорицание на основании божественных знамений 122--125 -- прорицание при посредстве привлечения света 120--122 -- суть мантики 101--103 Математика 215 Материя 166--167, 174--177, 198, 207 -- божественная материя 185--186 Молитва 69--70, 188--190 -- виды молитвы 188--189 Музыка 112----113 Начала первые 46 -- 47 Небесные тела 71 -- 73 Незнание и заблуждение 98 -- 100 Оракулы 115 -- 118 Особенность (собственный признак) 47 -- 48 особенности лучших родов 47 -- 48 Очищение 66 -- 68 Познание 46 -- 47 Порядок 55 Призраки 96 -- 98 искусство созидания призраков 142-- 145 (стр.284) Природные силы 143 Причина 170--172 -- демиургические причины 171 -- первые причины 46 -- природные причины 171 Рок 209--210 -- избавление от рока в познании богов 224--225 Символическое истолкование мистерий 197--200 Составное 49 Сочинения герметические 43,. 45, 204--205, 207--208 Справедливость 155--157 Спутники богов 46--47 Страсть 61--62 -- отсутствие страсти при священнодействиях 63--65, 80--81, 129--130 Сущность 49--51 -- бестелесная сущность 50--51, 57 -- смешанная сущность 131--133 -- умопостигаемые начала сущности 210 -- сущность, возможность и действительность 48, 52, 82 Счастье 221--225 Таинства 46 (стр.285) Телесная необходимость 159 Тело 55--56, 90--91 -- телесные силы 133, 160 -- тело мироздания 158--159, 165 -- эфирное тело 166 Теургия 97, 99--100, 129--131, 149--150, 153--154, 176, 195, 212, 222 Ум 54, 110--111, 198, 204, 206--208 -- делимый и всеобщий ум 57 -- чистые умы 68--70 .. Человек 177 две души у человека 208--20 -- святой человек 180, 184, 187 Язык 201--203 (стр.286)