Борис Виан. Стихи в переводе Дмитрия Свинцова

 
  • Борис Виан. Стихи в переводе Дмитрия Свинцова
  • ПОЭТ
  • КОГДА БЫ БЫЛ ПОЭТОМ
  • НЕ ТО, ЧТО РАНЬШЕ
  • ЖИЗНЬ ЗУБУ ПОДОБНА...
  • ЧТО ВЫЛУПИЛ ЗЕНКИ
  • ВСЕ СКАЗАНО СТО РАЗ
  • Я НЕ ХОЧУ ЗАГНУТЬСЯ
  • СОВЕТЫ ДРУГУ
  • СЛАВЯНСКАЯ ДУША
  • ДЕЗЕРТИР
  • Открытое письмо г-ну Полю Фаберу, советнику муниципалитета
  • ПОСЛЕДНИЙ ВАЛЬС
  • ПОПЫТКА СМЕРТИ



  •       © Copyright Борис Виан
          © Copyright Дмитрий Свинцов (pkt[ат]onego.ru), перевод с французского
          Date: 21 Jan 2008

    ПОЭТ



          Вот, поэт.
          Он как будто бы слеп,
          Но при помощи пенья
          И стихосложенья
          Зарабатывает на хлеб,
          Он хранит от забвенья
          И людей, и явленья, -
          Это делая великолеп -
          но.

    КОГДА БЫ БЫЛ ПОЭТОМ



          Когда б был поэтом Виан, -
          С утра был бы пьян вдрабадан.
          Шагая, вперял бы в туман,
          Свой нос, сизый, как баклажан,
          В дырявых карманах
          Сжимая, наверно,
          Собранье сонетов, -
          Сплошные шеднервы.

    НЕ ТО, ЧТО РАНЬШЕ



          Шаловливой рифме
          Заглянуть за лиф мне
          Жадным взглядом прежним
          Хочется все реже.

          И не то, чтоб возраст,
          Только тянет просто
          С прозою под пиво
          Поболтать лениво.

    ЖИЗНЬ ЗУБУ ПОДОБНА...



          Жизнь зубу подобна.
          Бездумно вначале живешь.
          И с булками сдобными пряники лихо жуешь,
          Пока не заноет однажды.
          И дело не кончится пломбой.
          А надо бы просто
          Без лишних врачей и речей
          Зуб вырвать.
          Как жизнь вырывают порой
          Без апломба.

    ЧТО ВЫЛУПИЛ ЗЕНКИ



          Что вылупил зенки,
          что вылупил зенки
          на смуглую ляжку
          блондинки,
          что к стенке
          солнцем полдневным прижата

          на парус пузатый
          за волноломом
          на пенку
          в чашке кофе
          в знакомом
          кафе

          что вылупил зенки

          на след
          на прибрежнем песке
          на море
          такое бездонное и голубое
          со стаями рыб
          шевелящих телами
          у водорослей над головами
          лениво
          на чаек
          взбивающих
          пену отлива

          что вылупил зенки

          уж больно красиво

    ВСЕ СКАЗАНО СТО РАЗ



          Все сказано сто раз, похоже,
          давно о чем хочу сказать,
          когда сажусь стихи писать.
          Но удивляюсь, день итожа,
          и снова задаю вопрос:
          коль хвалите меня,
          так, что же -
          я снова натянул вам нос?

    Я НЕ ХОЧУ ЗАГНУТЬСЯ



          Я не хочу загнуться
          пока не увижу псов
          черных псов мексиканских
          спящих в ночи без снов
          и пожирателя тропиков -
          гамадрила с пурпурной задницей
          пузырчатых гнезд паучьих
          лоснящихся от росы

          я не хочу загнуться
          пока не увижу что реверс
          лунной монеты в щербинах
          что солнце не греет, а лето
          зима и весна и осень
          всего лишь
          четыре времени года

          Пока не пройду в почетной
          мантии по Бульварам
          пока не выловлю жалкий
          взгляд из помойного бака
          пока из горла рекою
          кровь не хлынет густая

          я не хочу загнуться
          не переболев проказой
          сифилисом, короче,
          всеми болезнями века
          исход леченья не важен
          главное - чтобы
          чтобы
          чтобы
          я знал наверно
          что первым ее подцепил

          пока не совсем растратил
          все то что люблю и знаю
          пока не истерлись даты
          пока я еще ныряю -
          в зеленую тайну моря
          где в неповторимом вальсе
          водоросли струятся

          ныряю в испарину дюн
          в травы остролистый шорох
          в морщины земли обожженной
          и в аромат секвой
          и в поцелуи той
          единственной, что жила
          и только меня ждала -
          мышонок мой, Урсула

          Я не хочу загнуться
          пока до конца не выпью
          губы твои губами
          тело твое руками
          и все остальное - глазами
          но больше об этом ни слова

          Итак, все готово

          Но я не загнусь покуда
          еще не изобрели
          вечно живые розы
          сутки из двух часов
          море размером с гору
          или наоборот

          Пока не печатают в цвете газеты
          пока еще плачут обиженно дети
          и не упразднили печали и горести
          пока еще множество всяческих фокусов
          спят до поры в черепах генеральных
          конструкторов, садовников гениальных
          утопических социалистов
          урбанистических урбанистов
          мыслителей мыслящих
          о благе всеобщем
          в общем
          пока не увидели
          эти и те
          того, что веками
          нас ждет в темноте

          Я вижу его
          мой предсмертный двойник,
          качаясь, подходит ко мне, не спеша
          дрожит, издает отвратительный рык,
          в объятьях сжимая меня и душа.

          Но нет мсье, ах нет мадам
          я не отправлюсь к праотцам
          пока не распознаю вкуса
          я блюда этого - искусно
          его состряпал кулинар
          великий
          и поверьте

          я не отправлюсь к праотцам
          я отразить готов удар
          пока не выберу как дар
          вкус смерти

          (КОГДА ВЫСУШАТ ЧЕРЕП ВЕТРА...)

          Когда высушат череп ветра
          Когда кости обгложет трава
          В то, что это не злая игра
          Кто поверит?
          Лишь смерть, чьи права
          Беспредельны?
          Вглядись:
          Стали лимфа и кровь
          (вот и рифма - "любовь")
          Жирным супом для крыс
          Словно клювы у птиц
          Ступни, икры без мышц
          Вместо двух ягодиц -
          Два пустых полушарья
          Вкруг провалов глазниц -
          Отпечаток ресниц
          И - услада девиц -
          Губ изъеденных пара.
          Тут же нос весом в пуд,
          Сердце, печень и уд -
          Пустяки, что дают
          Шанс вниманья добиться
          У министров, принцесс,
          Римских пап и папесс,
          У ослиц-критикесс
          И бомонда столицы.

          Фосфор вытек мне в рот -
          Это мозг, что в полет
          Отправлял за порог
          Суеты и тревог.

          Ветер в черепе. Кости в траве.
          Старость с немощью спят в голове.

    СОВЕТЫ ДРУГУ



          Чудак,
          ты хочешь стать поэтом.
          Послушай, не сходи с ума -
          в стихах сегодня, как в клозете,
          полно дерьма.

          Аксессуаров идиотских
          и экзотических вещиц, -
          они приводят в трепет скотский
          лишь толстосумов и девиц.
          С непритязательным букетом
          и с поцелуем на губах, -
          хоть пой один,
          хоть пой дуэтом -
          ты будешь вечно в дураках.

          Тебя использует издатель,
          как шлюху ловкий сутенер,
          и, не признав тебя, читатель
          закроет двери на запор.

          И ты, мой друг, поступишь мудро,
          коль вспомнишь тот мотив простой,
          что ты свистел сегодня утром
          над улицей своей пустой.

    СЛАВЯНСКАЯ ДУША



          Славянская душа.
          У меня славянская душа.

          Родился под Парижем,
          в Виль-д'Авре
          в настоящей французской семье:
          мать звали Жанной,
          отца - Жаном.
          А меня нарекли Иваном.

          Это имя не выходит
          из моей головы -
          выходит,
          что родом я из Москвы
          (вот, что значит -
          увидела пылкая пара
          когда-то барина
          у самовара).

          Славянская душа.
          У меня славянская душа.

          Она срослась с французской кожей.
          И телом стал я славянином тоже.

          Славянская душа.
          У меня славянская душа.

          Я не был дальше Сен-Жермен-де-Пре.
          Мне дали имя русской в семье.
          Но все вокруг
          меня считают русским.
          Я не сопротивляюсь.
          На закуску
          ем пироги с капустой,
          водку пью
          с утра до ночи
          и посуду бью.

          Славянская душа.
          У меня славянская душа.

          За мной шпионит собственное имя.
          Я сделал из железа пару штор,
          чтоб окна в доме занавесит ими -
          не занавесил.
          Чтобы воздух шел...

          Славянская душа...

    ДЕЗЕРТИР



          Господин Президент!
          Я письмо вам отправил.
          Исключеньем из правил -
          вскройте этот конверт.

          В среду вечером мне
          сообщили повесткой,
          что я завтра в армейском
          должен быть на войне.

          Господин Президент!
          Не для братоубийства
          я, поверьте, родился,
          но - чтоб жить, чтобы петь.

          Ради песни и мира
          сообщаю, мсье, -
          не хочу быть, как все,
          ухожу в дезертиры!

          Господин Президент!
          Мой отец уже умер.
          Мои братья бездомны.
          Плачут дети мои.

          Моя мама одна.
          Одиночество это
          призывает к ответу:
          что нам эта война?

          А когда я в тюрьме
          вшей кормил, жрал баланду,
          мою душу жандармы
          растоптали в дерьме.

          Хлопну дверью с утра
          я у смерти под носом.
          Пусть останется с носом!
          Мне - в дорогу пора.

          Рождены мы людьми.
          Человек не приемлет
          кровью вскармливать землю
          на погибель семьи.

          И не надо нам лент.
          Если крови вам мало -
          Сдайте вашу капралу,
          господин Президент!

          Ну а если закон
          огласит: "Вне закона!" -
          не жалейте патроны -
          я не вооружен.


    Открытое письмо г-ну Полю Фаберу, советнику муниципалитета




          Дорогой мсье,

          Вам хотелось бы осветить лучами нынешней реальности довольно простую и без претензий песню "Дезертир", которую вы услышали по радио и автором которой являюсь я. Вы посчитали довольно претенциозно, что в ней вынесен приговор старым солдатам всех прошлых, нынешних и будущих войн. Вы потребовали у префекта департамента Сены запретить эту песню. Это подтверждают и те, кто хочет услышать о существовании цензуры на радио, и это деталь, о которой полезно знать.
          Мне неловко об этом говорить, но этой песне аплодировали в "Олимпии" (3 недели) и в Бобино (15 дней) прежде, чем она была спета на радио Мулуджи; некоторые, я знаю, нашли ее шокирующей, их было немного, и я уверен, что они просто не поняли ее. Вот несколько объяснений этому.
          Из двух вещей надо выбрать одну: бывшие однополчане, вы воевали за мир или за удовольствия? Если за мир, как я осмелюсь надеяться, не обрушивайтесь на кого-либо, кто находится на вашей стороне, а лучше ответьте на следующий вопрос: если кто-то не берется протестовать против войны в мирное время, когда же он может протестовать против нее? Или, может, вы любите войну - и воюете ради удовольствия? Я даже не допускаю мысли думать подобным образом; что касается меня, то я совершенно не агрессивный тип.
          Что же до этой песни, то она сражается против того, против чего воевали и вы. И если это так, не играйте словами, приписывая ей то, чего в ней нет: это песня не о праведной войне.
          Что же касается праведных и неправедных войн - сближение "праведная" и "война" шокирует меня, как и других так же, как вас шокирует моя песня.
          Вспомним "праведную" войну, которую начали в 1940 году, бросив в нее французских солдат. Плохо вооруженные, плохо управляемые, плохо информированные, не имевшие зачастую для защиты ничего, кроме винтовки, в которую не влезали патроны (так случилось среди других с моим старшим братом в мае 1940 года), солдаты 1940 года дали миру урок мудрости, отказавшись сражаться; те, кто это не имел мужества этого сделать, был побит - и крепко побит.
          Умереть за родину, это очень красиво; но не следует умирать всем - что в таком случае станет с родиной. Родина - это не земля, это - люди (генерал де Голль в данном случае мне не противоречит, я надеюсь). Люди, не солдаты, но - гражданские лица, которые нуждаются в защите. Впрочем, когда и солдаты становятся гражданскими лицами, это означает конец войне.

    ПОСЛЕДНИЙ ВАЛЬС



          Последний рогалик
          с последней газетой -
          такое обычное
          утро, как это,
          было уже не однажды.

          Такое же солнце
          под шины ложилось
          и так же монеткой
          в кафе золотилось.
          К чему сантименты однако.

          Скорее в гостиницу.
          Сброшено платье.
          И, губы подставив,
          откроет объятья
          последняя женщина нынче.

          Прщайте, любимая.
          К черту кручину.
          И к женщине
          молча подходит мужчина.
          Присядут.
          Простятся не плача.

          Последний вечер. Завтра не наступит.
          Пускай его никто не обессудит.
          Последний вальс.
          Жасмин дурманит мозг
          на набережной Сены.

          Вот и мост.

          Последний "добрый вечер"
          всем знакомым
          и незнакомым тоже.

          Перед домом,
          где тихо спят, не ведая забот,
          замедлит шаг.
          И за угол свернет.

          Вот спуск к реке.
          Нелепый взмах руки.

          И на воде
          расходятся
          круги.

    ПОПЫТКА СМЕРТИ



          Я умру от разрыва аорты.
          Будет вечер особого сорта -
          в меру чувственный, теплый и ясный
          и ужасный.

          Я умру,
          подымаясь по венам
          вместе с тромбом.
          Иль жирная крыса
          ногу мне отгрызет по колено.

          Или рухнет с заоблачной выси,
          как витраж мне на голову небо.

          Гром мне уши забьет динамитом.
          Я умру тяжело и нелепо.

          Я умру, очевидно, убитым.
          И - профессиональным убийцей.
          Если это со мною случится,
          то умру я, не зная, что умер, -
          лишь услышу стрекочущий зуммер
          метко в сердце направленной пули.

          Захлебнусь в том, что звери надули,
          относящиеся ко мне лично
          безразлично
          и очень прилично.

          Я умру нагишом или франтом,
          чисто выбритым, с розовым бантом.
          И, чтоб светских шокировать дур,
          я не сделаю педикюр.

          Я умру, слез в подушку не пряча.
          Я умру, когда будут судачить
          вкруг меня,
          лицемерить и лгать
          и бумаги мои воровать.

          Я умру, видя детские муки
          и в проклятье простертые руки
          матерей и отцов.

          Я умру.
          К погребальному выйду костру.

          И взойду равнодушно.
          И вспыхну.
          И, когда это кончится точно,
          коль и здесь не пробудится стих мой, -
          наконец то поставлю я точку.

          И умру.



          Перевод с французского Дмитрия СВИНЦОВА

          e-mail: pkt@onego.ru
          svincov@mail.ru