КАЯКИ

Каяки большого объема для автономных путешествий. Средние каяки общего назначения. Каяки для родео. Лодки для экстремального сплава. Каяки малого объема. Сверхкороткие каяки. Другие типы каяков.


Каяки для бурной воды сильно различаются по своим обводам и конструкции. В зависимости от того, для каких целей предназначена данная лодка, на первый план могут выходить те или иные ее особенности. Одни каяки предназначены для длительных автономных путешествий по ненаселенным рекам, другие - для прыжков с водопадов, и т.д. Существует не менее десятка различных типов каяков; в каждом из них существуют свои, более мелкие, категории, а некоторые модели выпускаются в 2-3 модификациях для гребцов различного веса.

Большинство каякеров, выбирая лодку, ищет некоторый компромисс, который был бы более или менее пригоден для всех развлечений, входящих в понятие "сплав по бурной воде", и избавлял бы их от необходимости иметь несколько разных лодок. Из всего разнообразия каяков для бурной воды следует обратить внимание, в первую очередь, на следующие основные типы.

Типичные обводы различных классов каяков: а - для автономного сплава, б - многоцелевой, в - для родео, г - для экстремального сплава, д - слаломный, е - сверхкороткий.


Каяки большого объема для автономных путешествий

Эти лодки погружаются в воду лишь на небольшую часть своего объема, поэтому они дают гребцу ощущение надежности и предсказуемости. Это самые длинные из всех каяков (до 4 метров), поэтому их также называют "линейными"; иначе говоря, они хорошо держат прямолинейный курс, легко прокладывая путь по порогам. Это настоящие линкоры во всем каячном флоте. Объем таких лодок составляет 300-400 л.

Такие каяки используются в автономных экспедициях, где участникам приходится перевозить все свое снаряжение в своих лодках. На них пройдены в полностью автономном режиме весьма протяженные и сложные маршруты на разных континентах. Начинающие гребцы чувствуют себя на больших каяках довольно уверенно и быстро повышают категорию сложности маршрута, поскольку каяк устойчив на мощной воде и его непросто сбить с выбранного курса. Во многих больших, прямолинейных порогах для успешного прохождения достаточно всего лишь отчалить и затем держать каяк носом вниз по течению - он сам вывезет вас. Правда, к такому стилю прохождения следует относиться крайне осторожно, поскольку просто прохождение порога без оверкиля отнюдь не означает, что гребец действительно контролирует лодку; рано или поздно бурная вода поставит все на свои места.

Подобные лодки были весьма популярны в недавнем прошлом, однако будущее этого класса выглядит неопределенным. Вероятнее всего, в ближайшие годы он окончательно разделится на два более узких класса: лодки для экстремального сплава и лодки для длительных автономных экспедиций (см.ниже).


Средние каяки общего назначения

Это самый распространенный класс каяков. Длина их составляет, как правило, от 330 до 370 см, ширина - 60 см, объем 250-300 л. Благодаря меньшей длине эти каяки легче поворачиваются, а более низкая дека позволяет гребцу свободнее чувствовать себя в лодке. В результате каяк становится послушным и чувствительным и хорошо передает энергию реки на тело гребца. Именно поэтому каяк среднего объема - идеальная лодка как для обучения сплаву по бурной воде, так и для совершенствования своих навыков. Вероятно, именно такой каяк лучше всего подходит на роль вашей первой лодки.


Каяки для родео

В последние годы за рубежом получил широкую популярность новый вид спорта на бурной воде - родео, или фристайл. Его возникновение было вполне закономерно и предсказуемо, если учесть историю развития наиболее близкого вида спорта - горных лыж, где фристайл получил официальное признание на несколько лет раньше. В отличие от традиционного и популярного в нашей стране туризма, родео не связано с далекими путешествиями. Его целью является совершение максимально сложных трюков на ограниченном участке реки.

Специально для этого спорта сформировался отдельный класс игровых лодок. Для них характерны небольшая длина (300-340 см), обычный круглый борт в средней и носовой части, достаточно объемный нос, плоская корма (иногда даже с вогнутой декой) и высокая подрезка носа и кормы. По характеристикам и по объему они пока наиболее близки к каякам общего назначения, но отличаются большей поворотливостью, меньшей поступательной скоростью и лучшей способностью удерживаться на валах и в бочках.


Лодки для экстремального сплава

В последние годы в технике прохождения предельно сложных препятствий произошли определенные изменения, которые привели, в частности, к появлению специального типа лодок. Они отличаются умеренной длиной (330-370 см), большим объемом (300-400 л) и значительной (но меньшей, чем у игровых лодок) подрезкой носа и кормы. В некотором смысле можно считать, что они сочетают признаки трех вышеупомянутых типов, но при этом существуют независимо от них и имеют свою собственную область применения.


Каяки малого объема

Каяки для соревнований по гребному слалому имеют плоскую корму, которая обеспечивает оптимальное для этого вида спорта соотношение между скоростью и поворотливостью лодки. Этому способствует также предельно малый объем, а острый борт позволяет выполнять многие сложные приемы. Именно с этими лодками, к сожалению, долго отождествлялось понятие "каяк" в нашей стране, что и послужило причиной многих предрассудков. Однако это всего лишь один, причем очень специфический, тип каяков.

Лодки для соревнований высокого класса изготавливаются из стеклопластика или углекомпозитных материалов, поэтому они очень дороги. Габаритные размеры слаломных каяков регламентированы правилами соревнований, поэтому некоторые из них имеют узкий длинный "клюв" на носу и корме исключительно для того, чтобы удовлетворить этим требованиям. Для тренировок и обучения выпускаются также укороченные полиэтиленовые варианты слаломных моделей.

Другой тип каяков - сквирт-боты (букв. "лодка для того, чтобы брызгаться") - предназначен специально для акробатических трюков. Они делаются максимально плоскими в поперечном сечении и имеют острый борт. Это позволяет легко топить любой конец лодки, особенно корму. Используя течение, валы и работу корпусом, искусный гребец может вытворять на такой лодке совершенно немыслимые трюки.

Оба эти типа лодок практически не имеют внутри свободного места для багажа. Объем современного слаломного каяка составляет 200-220 л, а объем сквиртботов еще меньше. Они не прощают технических ошибок, и поэтому на бурной воде они малопригодны для новичков. Но уже при освоении элементарных приемов управления такие каяки становятся эффективным учебным судном на спокойной воде и в простых препятствиях.


Сверхкороткие каяки

Как и во всяком флоте, среди каяков есть не только крупные корабли, но и "торпедные катера". Длина таких каяков составляет всего 220-290 см, объем - 200-220 л, а иногда и менее. К ним относятся прыжковые лодки для прохождения водопадов; лодки для крутопадающих малорасходных рек; учебные и детские лодки; лодки для игры в поло. Все они имеют довольно полные обводы, тупой закругленный нос и корму.

На этих лодках легко сделать носовую или кормовую "свечку", а малая длина позволяет выполнять повороты легко и точно. На реках средней сложности это прекрасная лодка для развлечений, на которой легко выполняется эскимосский переворот и вырабатывается хорошая реакция. Наконец, это идеальный тип лодок для занятий на ограниченной акватории, например, в бассейне.

В последние годы общая тенденция к уменьшению длины каяков привела к тому, что и в некоторых других классах - например, многоцелевых и игровых каяков - появились лодки длиной 280-310 см, вплотную примыкающие к сверхкоротким лодкам. С другой стороны, этот процесс можно рассматривать как углубление дифференциации среди коротких каяков. Представляется вполне вероятным, что вскоре он приведет к формированию ряда подклассов, соответствующих аналогичным типам "больших" лодок. Более того, возможно, что в ближайшем будущем длина около 3 м станет преобладающей среди каяков для бурной воды, а термин "сверхкороткие" сохранится лишь применительно к некоторым узкоспециализированным лодкам длиной не более 220 см.

К недостаткам сверхкоротких лодок можно отнести недостаточную скорость по прямой, что вызывает трудности при прохождении бочек и больших валов, но они имеют замечательное свойство выплывать невредимыми из самых ужасных порогов. Некоторые крутопадающие реки вообще непроходимы ни на каких других каяках, кроме сверхкоротких.


Другие типы каяков

Сплав по бурным рекам - отнюдь не единственная область применения каяков, и их разнообразие далеко не исчерпывается перечисленными типами. Существует еще целый ряд других разновидностей каяков, предназначенных для смежных видов отдыха и спорта. Подробное описание всех этих лодок выходит далеко за рамки данной книги, однако будет уместно привести здесь, по крайней мере, самые общие их характеристики.

Экспедиционные каяки.
Эти крупные лодки предназначены для очень длительных автономных путешествий по рекам относительно невысокой сложности в малонаселенных районах. Они весьма близки к лодкам для автономного сплава по бурной воде, однако отличаются от них большей длиной (до 450 см), значительно большим объемом (400-460 л) и наличием четко выраженного киля в носовой и кормовой части. Экспедиционные каяки имеют хорошую ходкость по прямой и, соответственно, менее поворотливы - что и требуется для прохождения рек с протяженными участками спокойной воды и относительно простыми порогами. Как правило, лодки этого типа имеют герметичные загрузочные люки на носу и корме и внешнюю подвеску для привязывания груза на деку.

Морские и озерные каяки.
В странах с протяженной береговой линией весьма популярно плавание на каяках в прибрежных водах - sea kayking. Как и в путешествиях по рекам, здесь существуют две основные разновидности сплава: путешествия по относительно спокойной воде и катание на приливно-отливных течениях, причем последнее часто не уступает по сложности прохождению речных порогов. На море от каяка требуется, прежде всего, хорошая ходкость, в то время как места для поворота обычно бывает более чем достаточно. Соответственно, размеры и обводы морских каяков совершенно иные, чем у каяков для бурной воды, и более похожи на обводы классических морских судов. Длина этих лодок достигает 500-530 см, они имеют сильно килеватые обводы по всей длине, высокий борт, почти плоскую деку и четко выраженную линию привального бруса (стык между бортом и декой). Как правило, они также оборудованы загрузочными люками, внешней подвеской для багажа и некоторыми специфическими элементами - например, креплением для бортового компаса. Некоторые лодки этого типа могут быть снабжены также рулем и даже парусом.

Озерные каяки предназначены для плавания по более спокойной воде. Они имеют практически те же самые отличительные черты, за исключением меньшей длины: от 360 см. Эта группа лодок занимает промежуточное положение между морскими и экспедиционными каяками. Впрочем, границы между всеми этими классами весьма расплывчаты. Сопоставляя различные типы лодок основных фирм, можно видеть почти непрерывный переход от морских каяков к озерным, экспедиционным, автономным для бурной воды и затем - к многоцелевым для бурной воды.

Лодки для скоростного сплава.
Этот вид спорта состоит в прохождении порожистых участков рек (как правило, умеренной сложности) за кратчайшее время. Для него был разработан соответствующий класс лодок, имеющих максимальную скорость по прямой в сочетании с хорошей пассивной остойчивостью. Длина этих лодок 4 м, объем около 350 л, корпус сильно килеватый по всей длине, борт высокий, почти вертикальный, линия привального бруса четко выражена, наибольшее (миделевое) сечение смещено далеко назад от кокпита. В этом сечении дека переходит в хорошо заметные "крылышки" по бокам, обеспечивающие остойчивость и соблюдение заданных правилами габаритов. Несмотря на несколько уродливый топорообразный вид, эти лодки вполне соответствуют своему предназначению: как пущенные умелой рукой дротики, они рассекают воду по кратчайшему пути от старта до финиша.

Открытые лодки с замкнутым объемом (sit-on-top).
Эти лодки отличаются от остальных, прежде всего, по своей конструкции. Они представлют собой замкнутую герметичную капсулу, снабженную дренажным клапаном (который необходим, в основном, для выравнивания давлений внутри и снаружи корпуса). Открытый кокпит имеет вид углубления в деке, наподобие ванночки. Основное достоинство этих лодок состоит в их безопасности: большой герметичный объем делает их практически непотопляемыми. Предназначены они, в основном, для катания по спокойной воде, простым порогам и морскому прибою, поэтому оборудование кокпита у них значительно упрощено (хотя и сохраняет, в том или ином виде, все основные элементы). Некоторые лодки вместо дренажного клапана снабжены небольшими люками, которые позволяют разместить груз во внутренней полости лодки. У других размеры кокпита достаточно велики, чтобы поместить в него, помимо самого гребца, рюкзак, собаку или ребенка. Размеры таких лодок варьируются в широких пределах: от 3-метровых игровых лодок до 5-метровых прогулочных.

Классические открытые лодки.
Наконец, не следует забывать и о прародителях всего этого многочисленного семейства - обычных лодках с открытым кокпитом. Несмотря на все разнообразие существующих на сегодняшний день каяков, они прочно удерживают за собой вполне определенную экологическую нишу: простые походы и прогулки по спокойным рекам и небольшим озерам. Характерные обводы этих лодок остаются неизменными на протяжении многих лет и едва ли сильно изменятся в будущем: килеватый корпус, высокий борт. Длина лодок составляет, в зависимости от предполагаемого количества груза и пассажиров, от 3 до 5 м. Часто они оборудуются рулем.

Двухместные каяки (К-2).
Эти лодки, которые у нас принято называть байдарками, существуют в классах игровых, открытых (sit-on-top), морских и озерных лодок. По своим обводам, констукции и ходовым качествам они аналогичны соответствующим одноместным каякам. Длина двухместных лодок находится, как правило, в пределах от 4 до 5 м.


© В.Юрин, 1997 < iourine@iourine.msk.su >
Рисунки А.Титовой