<< <  >

Лоция и техническое описание маршрута.
Р. Кальджир.

Схемы 1 2 3 4 (уменьшено)

малая вода

Обозначение препятствий:
* - сложные (относительно среднего фона),
** - особо сложные, прохождение коих проблематично.

При сплаве мы пользовались в основном челябинской лоцией, которая была наиболее подробной и достоверной. Нумерация препятствий дана по этой лоции.

1. Шивера длиной около 3 км от остатков плотины до моста; наиболее сложны первые 800-1000 м; для каяка это вполне соответствует 4 к.с. Далее шивера упрощается.

Ходовое время до моста 20 мин. Перед мостом справа по притоку выходит дорога. Через 200 м после моста левый поворот, справа скальная стенка. За поворотом устье р. Поперечной. Чалка для начала обноса - непосредственно в устье.

Далее начинается первое ущелье Кальджира - "Баррикады". Длина его около 7 км, средний уклон 25 м/км. В нем имеется каскад весьма сложных и интересных препятствий, однако изюминкой его является обнос участка забитых бревнами водопадов в середине ущелья (около 1,5 км). Трудоемкость обноса в узком ущелье с крутыми заросшими лесом и густым кустарником склонами, вполне очевидна. Подъем для обноса на плато из середины ущелья еще более сложен. К тому же возможность прохождения остальных препятствий по малой воде также не очевидна. Поэтому изначально планировался обнос всего ущелья от устья р. Поперечной. Как показало прохождение последующих ущелий, это решение было правильным.

Дорога вдоль Поперечной поднимается на плато; подъем с грузом занимает около 30 мин. На плато масса дорог, троп, отдельные колеи в различных направлениях. Двигаться надо сначала по азимуту, используя попутные. С ближайших же холмов становятся видны две господствующие высоты 1600 м: левая, как и все остальные, пологая и безлесная, правая со стороны реки имеет крутой лесистый склон со скальными выходами. По пути к ним пересекаются несколько распадков, в первых трех из которых текут ручьи, а в первом, самом глубоком, ручей самый большой и есть дрова.

Как и на плато над озером, здесь много юрт. После первого распадка с ближайшего увала хорошо видны вершины 1600 м седловина между ними. Хороший ориентир - маленькая компактная группа лиственниц на седловине. Следует идти по направлению к ним, используя попутные тропы и колеи. В конце концов все они выходят на дорогу Алексеевка-Кызылаши, показанную на карте.

От седловины дорога начинает быстро спускаться, огибая распадки в верховьях первого из показанных на карте ручьев, и выходит на гребень между ним и вторым ручьем. На первый взгляд кажется логичным спуститься к реке по первому же ручью, но делать этого не следует, особенно с судами на горбу. Эту ошибку совершила, в частности группа Янина в первом походе.

Через 600-700 м после седловины от дороги вправо под острым углом отходит хорошая конная тропа, которая затем по ближайшему гребню красивым серпантином спускается к реке в самом начале Кызылашинской котловины. В начале спуска с края плато открывается вид на всю котловину вплоть до входа во 2-ое ущелье. Дорога же переваливает в долину второго ручья и спускается более плавно, выходя к реке на несколько километров ниже.

Ходовое время по плато с грузом около 2 часов, спуск - 40 мин.

19. Кызылашинские (Казлишинские) перекаты. Длина участка 17 км. Разбои на 2-3 русла, перекаты, простые шиверы, нависающие деревья и кустарники. Стоянки есть практически всюду, но во многих местах пасутся или паслись стада, поэтому берега вытоптаны и покрыты навозом. Попадаются юрты. Ходовое время 1.55.

В конце участка хребты с обоих берегов сходятся, на левом - мощные скальные выходы и редкие лиственницы, на правом - наверху небольшие группки деревьев. Отсюда начинается второе ущелье "Карагач". Длина ущелья около 7 км.

20. Входные шиверы. Вначале очень простые, постепенно сложность увеличивается. По берегам местами есть ровные полки, пригодные для стоянки. Наиболее заметны последние 2 шиверы. Первая из них - на местном правом повороте: гряда камней от левого берега, бочка 0,5 м, наиболее чистый проход справа. Далее за левым поворотом участок быстротока около 80 м. После него несколько плит поочередно с разных берегов, струя идет между ними зигзагом. Сливы, бочки до 0,6 м. Сразу за этой шиверой слева есть небольшая площадка для стоянки. Через 150 м вход в порог Вертушка. Ходовое время от начала ущелья 0.35.

21. Порог Вертушка. Расположен за крутым левым поворотом. Длина 100 м. Правая часть русла перегорожена несколькими крупными камнями. Основная струя идет под левым берегом, здесь наибольшие сливы, бочки, валы. В конце порога - крутой слив с бочкой. По берегам курумник.

22. Пор. Шеренга. Расположен в 30 м ниже пор. Вертушка. В русле камни. С правого берега скалы, с левого - курумник.

За порогом слева хорошая полка для стоянки, но нет уловов и чалиться придется прямо на струе. После левого поворота уклон увеличивается; следует прямолинейный узкий участок русла длиной около 150 м, далее крутой местный правый поворот - вход в пор. Гравитация, с наплыва не просматриваемый. Суммарное расстояние от 22 до 23 - 250-300 м.

23. Пор. Гравитация*. Начинается на упомянутом правом повороте. Русло забито крупными камнями, причем для четырехместного катамарана почти всюду негабарит. Просмотр рекомендуется по левому берегу. Наиболее опасное место в середине порога - прижим с подсосом под крупный обломок скалы у правого берега, после чего следуют наиболее узкие негабариты. Один из двухместных катамаранов был прижат к скале и только своевременная помощь с берега позволила удержать его от затаскивания в карман. Следом за ним один из каяков застрял в негабаритном проходе, перевернулся и был выловлен страховкой ниже порога.

За порогом прямой участок длиной 100 м с валами, бочками и обливными камнями. Далее опять местный правый поворот, на повороте слева отмель, частично залитая водой, и вход в водопад: русло сжато крупными камнями. На этой перечалке один из каякеров перевернулся, не смог сделать эскимосский переворот (нервы слабые), бросил судно и весло и выбрался на берег, ухватившись за протянутое весло. Его весло застряло на отмели перед водопадом, каяк был вскоре обнаружен в 200 м ниже, посередине порога Пирамиды.

24. Малый водопад**. Образован двумя плитами: основной в правой половине русла и меньшей в левом проходе. Высота около 2 м. В принципе, водопад проходим для всех судов, но для каяков его, вероятно, следует классифицировать как 6 к.с. Сложность препятствия усугубляется тем, что за ним после 50 м быстротока начинается сложный порог Пирамиды.

Тополь, перегораживавший вход в водопад и проклятый всеми предыдущими группами, наконец смыло, и теперь он валяется на левом берегу ниже водопада; на нем можно видеть царапины от чьего-то убогого топорика.

Достоверно известно, что водопад был пройден челябинцами в 1990 г. на двухместных катамаранах. У нас, однако, тактическая обстановка складывалась не в пользу прохождения. Слишком много времени и сил было потрачено на порог Гравитация (просмотр по невыгодному - правому - берегу, аварийная ситуация с катамараном, оверкиль каяка), удручающе повлиял на личный состав факт потери каяка, а предстояло еще добраться до пригодного для стоянки места и выловить упущенный каяк. Организовывать прохождение для тех участников, которые имели на это желание и возможности, было неуместным, и одновременно с приготовлением обеда суда были обнесены по левому берегу. Обнос около 80 м по густому курумнику, поскольку место для отчаливания есть только одно и небольшое.

25. Пор. Пирамиды*. Непрерывный каскад сливов с интервалами 15-30 м. Наиболее сложные первые 80-100 м, где высота сливов составляет до 0,8-1,0 м с валами и бочками 0,8-1,0 м. В русле и у берегов крупные камни пирамидальной формы. Далее порог постепенно упрощается.

Примерно через 200 м на местном правом повороте слева имеется небольшое улово, а за ним - полка, пригодная для стоянки. Здесь же застрял упущенный каяк - был прижат к камням посередине реки. Он был выловлен без серьезных повреждений.

Примерно через 1 км горы начинают расступаться, порог становится проще и переходит в выходные шиверы 26.

Далее следует участок "Перекур" - около 7 км. Простые шиверы. Правый приток р. Карагаш (Щукыр-Кальджир) хорошо заметен. Он вытекает из хорошо разработанной долины, которая шире, чем долина самого Кальджира. В устье его хорошая стоянка.

Третье ущелье "Желтые камни" начинается в 2 км ниже устья Карагаша. Хребты снова сходятся, в русле появляются камни, которые постепенно переходят в шиверы и пороги. Длина ущелья 5 км, средний уклон 28 м/км.

Пор. 27 Слоник и пор. 28 Зубарики образуют практически один непрерывный каскад. Единственное его выделяющееся место - каменная глыба в самом начале посередине русла, несколько большая остальных и при взгляде снизу немного похожая на слона в масштабе 1:2. Перед ним и далее русло загромождено камнями, частые сливы 0,8-1 м, маневры через все русло.

По лоции Янина, через 150 м после пор. 27 есть стоянка слева, но мы ее не видели, равно как и разрыва между этими препятствиями.

По лоции Никифорова, через 100 м после конца пор. 28 есть стоянка слева; возможно, она там и есть, но точно определить конец порога и начало следующего крайне затруднительно.

29. Пор. Каша, 1 ступень*. Начало препятствия условно можно считать от поворота ущелья с юга на юго-восток. Представляет собой каскад порогов того же типа, что и 27-28, но длиной по 100-200 м, разделенных участками быстротока по 50-80 м. Просмотр первого по левому берегу, остальных по правому.

В конце участка левый поворот, далее быстроток 150м на прямом участке, правый берег - полка, заросшая кустарником, а выше нее осыпь. Затем полка и осыпь кончаются, у правого берега островерхий осколок скалы высотой около 5 м, слева напротив него улово.

30. Пор. Каша, 2 ступень*. В начале расширение русла, загроможденное камнями. Для катамарана чистых проходов нет вовсе; порог Гравитация вспоминается как легкая разминка. Наименее забитый проход вдоль правого берега. Для двухместного катамарана возможен проход вдоль левого. Далее сужение и более чистый участок со сливами до 1,2 м. Для каяка особой сложности не представляет, за исключением предпоследнего, наибольшего слива с сильным навалом вправо.

Просмотр по левому берегу, начиная от указанного выше улова. В конце участка чистый быстроток длиной 70 м, чалка слева.

31. Пор. Каша, 3 ступень**. Прямой участок длиной 300 м с очень большим падением; русло забито крупными камнями. Челябинцы прошли этот порог на весельном плоту "честер" и пытались пройти на двухместных катамаранах, но после неудачной первой попытки отказались. По нашей воде пытаться пройти можно было только на каяках, но было слишком жалко лодки. Поэтому порог обнесли.

В конце порога чистый быстроток 40 м, слева улово, а в 100 м ниже него - место для стоянки. По причине позднего времени обнесли в первую очередь вещи и заночевали, а суда обнесли утром. Обносить их удобнее по осыпи, выше линии прибрежных кустов.

32. Выходные шиверы. Весьма мощные, длинные, в совокупности около 1,5 км. В начале сливы до 1 м, далее 0,6-0,7 м, валы, бочки. Постепенно шиверы упрощаются, появляются стоянки, преимущественно на левом берегу.

"Горновские перекаты". Протяженность участка 20 км, средний уклон 4,4 м/км. Горы расступаются, образуя широкую котловину. Перекаты, отдельные камни в русле. Через 1.30 сплава от конца 3 ущелья реку пересекает ЛЭП, еще через 10-12 мин. становится виден мост автодороги Алексеевка-Горное. В этом месте (300-400 м выше моста) удобная стоянка на правом берегу, левый берег - скальная стенка. Ниже моста на правом берегу пионерский лагерь. От моста до начала 4 ущелья 50 мин ходового времени.

4 ущелье Кальджира, наиболее длинное и сложное, начинается в 5 км ниже моста. Длина его 11 км, уклон 28 м/км. Местами, особенно в первой части, оно переходит в каньон с отвесными скальными стенками высотой до 60-80 м; Перед входом в ущелье крутой левый поворот, затем правый, на котором впадает левый приток, а в 100 м выше притока на скале левого берега торчит вертикальный останец-палец.

Пор. 33 Утес и последующие шиверы 34 абсолютно однотипны: короткие порожки по 50-80 м, со сливами через обливные камни высотой 0,5-1,0 м, валами и бочками. Наиболее сложны первые 3-4 препятствия.

35. Большой водопад**. Ориентиры: длинный плавный правый поворот, правый берег - скальная стенка, на левом невысокая стенка, затем осыпь, у воды крупные тополя. Примерно в 80-100 м от начала осыпи возле левого берега треугольная глыба высотой 3 м. Чалка к левому берегу у начала осыпи, сразу после стенки. Ходовое время от начала ущелья 25 мин.

За глыбой сразу же начинается разгонная горка длиной 50-60 м, переходящая непосредственно в водопад. Водопад состоит из двух ступеней, первая около 2 м, вторая - 3 м, расстояние между ними 8-10 м. В обоих ступенях по центру лежат крупные плиты, справа узкие крутые сливы, слева пологие проходы. Ступени несколько повернуты друг относительно друга, поэтому из первой плывущий предмет попадает в правый край второй ступени.

Во втором сливе застряло бревно диаметром около 25 см, причем застряло намертво, заклинившись торчком между камнями на дне. Поэтому на ближайшие годы водопад можно считать непроходимым. Кроме этого, при малой воде за водопадом обнажилось много камней, да и бочка под вторым сливом кажется подозрительно неглубокой. Обнос по осыпи левого берега.

Водопад был пройден челябинцами на весельном плоту "честер". Группа Никифорова пыталась пройти его по высокой воде на четырехместном катамаране, но потерпела неудачу.

36. Порог за водопадом*. Одно из самых сложных и красивых препятствий на маршруте; странно, что первопроходцы не озаботились придумать ему достойное имя. Каякеры, считая себя вправе исправить ошибку, предлагают название "Серпантин".

Русло загромождено крупными камнями. В 40 м ниже водопада путь по левому берегу преграждает бом. Порог можно просмотреть сверху, поднявшись на осыпь над водопадом, однако по малой воде не очевидно, есть ли габаритный проход для катамарана в выходной части (слава богу, к этому моменту мы уже избавились от четырехместного катамарана). Чтобы удостовериться в этом, пришлось высылать разведчика-каякера, который зачалился в пороге ниже бома, просмотрел выход и условленными сигналами передал указания катамаранам. Линия движения по малой воде следующая: из камней у левого берега сразу за водопадом, где был закончен обнос, выбраться на центр, оттуда влево к скале, после чего прострел почти поперек русла к правому берегу через несколько ворот со сливами до 0,5 м, затем главный слив через все русло высотой до 1,5 м, проще всего проходимый ближе к правому берегу. Суммарное падение на этом пороге составляет более 2 м на длине 50-60 м. Очевидно, что состояние порога и оптимальная линия движения должны сильно зависеть от уровня воды.

После главного слива справа большое улово, после него шивера. Далее быстроток с отдельными камнями, по берегам есть места для стоянок. После крупного распадка справа - сужение русла на правом повороте между осыпными берегами, шивера. За ней спокойный плес.

37. Пор. Домино. Начинается после упомянутого плеса. Как и предыдущая шивера, расположен на правом повороте в сужении между осыпными берегами. Длина около 600 м. Сливы по 0,5-0,7 м с бочками, несколько крупных камней в русле и на берегу. Сложен в основном для плотов, поскольку требует частых и точных маневров от берега к берегу. Для судов слаломного типа особой трудности не представляет.

Далее шиверы и порог-слив 38. Сливы по 0,5-1,0 м, бочки. Возможны застрявшие в камнях бревна. В конце участка остров, основная протока левая.

39. Пор. Роковой. Ориентиры: плес, распадок справа, за ним сужение русла и скальная стенка по правому берегу. Русло загромождено крупными глыбами округлой формы. Сложный, но вполне однозначный маневр по сливам между глыбами. С наплыва линия движения до конца не просматривается, но в процессе прохождения читается вполне однозначно. Длина 100 м.

Ходовое время от водопада до пор. Роковой - 55 мин.

За порогом долина расширяется и начинается участок "Петли". Длина участка 20 км, средний уклон 7,7 м/км. Пейзаж здесь очень похож на тянь-шаньский, а ближе к 5 каньону - на памирский: огромные осыпи от самого верха до воды, скальные стенки, узкая полоска кустарника у берега. Препятствий нет, только местами прижимы под нависающие деревья. Много стоянок, но не везде удобная чалка. Ходовое время 3.20.

5 ущелье Кальджира - "Черные пороги" - имеет длину около 5 км, но четко разграничить его с участком "Петли" затруднительно. От пор. Шайтан до выхода из гор не более 3 км. Препятствия существенно проще, чем в предыдущих ущельях.

В начале ущелья появляются простые шиверы, черные осыпные склоны по обоим берегам становятся выше.

40. Пор. Шайтан. Ориентиры: правый поворот, в скале левого берега 2 светлые полосы, близкие к вертикали, в склоне правого берега прорезана дорога. За поворотом разгонная шивера, затем 3 ступени сливов по 0,8-1,2 м. От первой до второй около 20 м, от второй до третьей - 60 м. Проход в первой ступени слева или справа, во второй - по центру, в третьей - слева. Чалиться удобно к правому берегу на повороте, в основном с целью кинофотосъемки.

За порогом начинается каньончик со стенками высотой до 10-15 м, который тянется, с небольшими перерывами, до выхода реки из гор. Над каньоном терраса с низенькой травой, выжженной солнцем и высушенной ветрами с равнины. Только у самой воды местами есть отдельные клочки зелени. По правому берегу идет дорога. Этот пейзаж напоминает уже Памир или Юго-Западный Тянь-Шань.

41. Пор. Черепица. Расположен на следующем левом повороте после пор. 40. Один слив высотой около 1 м, проход ближе к правому берегу. Далее обливные камни.

За следующим правым поворотом по правому берегу полка с зеленой травой и несколькими тополями. Это последняя хорошая стоянка на маршруте. Через 800 м будка и трос гидропоста, еще через 200 м горы обрываются и река выходит на равнину. Сначала справа, а потом слева - два водозаборника оросительных систем. Перед правым остатки запруды. Перед левым запруда перегораживает русло наискось, перетаскиваться лучше в начале.

Далее река начинает дробиться на множество проток с завалами, заломами, нависающими деревьями. К счастью, обошлось без сплошных завалов, хотя часто приходилось протаскивать суда над или под одиночными бревнами или по мелким протокам. В 2 местах путь был расчищен группой из МГУ, шедшей впереди нас. Старались по возможности придерживаться правых проток, чтобы иметь возможность выбраться на коренной берег к пос. Черняевка. Проплыв таким образом около 2 часов и дойдя до более густых зарослей, вылезли на берег и обнаружили себя примерно в 0,5 км от поселка. На сем сплав прекратили. Последним впечатлением от Кальджира осталось огромное количество комаров на этой стоянке; говорят, ниже, в болотистой дельте реки в районе пос. Буран, их еще больше.