<< <  > 

Лоция и техническое описание маршрута.
Пеший переход с р. Курчум на р. Кальджир.

Схема (уменьшено)

Вариантов перехода с р. Курчум на р. Кальджир несколько. Выбранный нами маршрут состоял в возвращении из пос. Маралиха в урочище Каражир, где нами были оставлены на пасеке Серика продукты на дальнейший маршрут; далее по долине р. Сорной вверх на плато, по плато к оз. Маркаколь и спуск к истоку р. Кальджир. В совокупности этот маршрут имеет длину около 30 км и проходится, судя по опыту известных групп, за два дня. На всем его протяжении имеется хорошая тропа или проселочная дорога.

Возможны также другие варианты, например, переход по долине р. Пареночной. Этот вариант был использован группой из Твери, которая шла с р. Белая, выходя к Курчуму по его правому притоку р. Путочной. При заброске снизу можно точно доехать, как минимум, до пасеки, расположенной в 3 км ниже устья р. Путочной. Одна из попутных машин, доставившая нас в урочище Каражир, шла именно туда. Возможно, можно проехать вверх по долине Курчума и далее по плато хоть до пос. Катон-Карагай, но сведения об этом участке противоречивы. То ли есть дорога, то ли нет, то ли она проходима только на тракторе.

При подъезде к урочищу Каражир сверху, с плато над Каражирским ущельем, хорошо видна лесистая серповидная долина р. Сорной. Забрав вещи с пасеки, мы проехали на том же грузовике дальше по Сорной около 7 км. На этом участке несколько лесосек, 4 брода. За последней лесосекой, расположенной на левом берегу сразу после брода, дорога становится хуже, и туда грузовики уже не ходят. На этой лесосеке мы и выгрузились.

Здесь мы совершили серьезную ошибку. Все туземцы - как шофер, так и местные лесорубы - в один голос утверждали, что за этой вырубкой долина Сорной поворачивает направо (по ходу), слева по ходу впадает правый приток, а тракторная дорога идет вдоль Сорной. На месте выгрузки шофер показал нам распадки Сорной и ее притока, что вполне сходилось с картой. Получалось, что мы находимся в районе поворота долины к югу, северо-северо-восточнее высоты 2165. Туземцы так и говорили, что в Сорную впадают сначала два ручья справа по ходу, потом один слева. Все эти ручьи достаточно крупные, имеют собственные названия, в отличие от более мелких. В устье первого ручья находится лесосека, где мы общались с лесорубами. Второй ручей, как мы решили, мы проехали, пока дорога шла по правому берегу. Третий - правый приток - впадал в 300 м выше места выгрузки, но подойти к нему мешала скала на правом берегу и густые кусты на левом.

Трудно сказать, что послужило тому причиной - незнание, непонимание или злой умысел, но это было не то место, где мы в действительности находились. Мы выгрузились в устье второго левого притока р. Сорной, стекающего западнее выс. 2165. То, что мы приняли за правый приток, на самом деле было р. Сорной, а за Сорную мы приняли левый приток, и тракторная дорога шла именно по нему. В результате мы пошли по дороге вверх по этому притоку. Потере ориентировки способствовало и то обстоятельство, что этот приток был по величине примерно равен Сорной.

Через 10 мин хода перешли брод на правый берег, как мы считали р. Сорной. Еще через 35 мин. долина и ручей раздвоились, причем дорога уходила в правый по ходу распадок; мы решили, что этот распадок выводит с востока к седловине между выс. 2165 и основным массивом Курчумского хребта. Ручей из этого распадка на карте не обозначен, но его существование логично было предположить; как оказалось впоследствии, он действительно существует. При взгляде на карту можно видеть, что это место - поворот долины к востоку - выглядит весьма похоже на то, в котором мы действительно оказались. Далее мы пошли в левый по ходу распадок. Смущало только отсутствие тропы. Шли по звериным тропам и в результате вышли на седловину, потратив на это без малого полтора дня.

В каком месте мы пропустили истинный поворот на Сорную в начале пути, сказать сложно. В одном из описаний говорилось, что "после второго притока дорога резко сворачивает на юг вдоль притока, через 100 м резко поворачивает влево вверх и затем спускается к реке". Нечто похожее имело место: вскоре после брода от дороги влево вверх отходила трелевочная колея, но последующего спуска к реке мы не увидели. Непосредственно от вырубки тропы также не было. Вероятно, она все-таки начинается от какой-то трелевочной колеи, коих от лесосеки несколько в различных направлениях.

Выслав с седловины разведку на близлежащие господствующие высоты и к чабанам, пасшим овец на противоположном склоне, мы сумели, наконец, определить свое местонахождение. В сложившейся ситуации правильнее всего было бы спускаться кратчайшим путем к р. Сорной. Однако большинство участников настаивало на том, чтобы попытаться пройти к перевалу на Маркаколь траверсом, без потери высоты. В этот момент мы находились на седловине высотой 2000 м, перевал имел ту же высоту, спускаться предстояло до 1600 м, альтернативный вариант - выходить на плато, где есть проселочная дорога в нужном направлении, но нет воды, дров и высоты достигают 2500 м. В результате еще один день был потрачен на то, чтобы убедиться в невозможности траверса по крутому склону, изрезанному распадками ручьев и покрытому большей частью курумником либо густой тайгой (склон северной экспозиции). К вечеру группа наконец спустилась к Сорной восточнее выс. 2165 около устья ручья, текущего с седловины.

По правому (орографически) берегу р. Сорной идет хорошая конная тропа. Часто заметна старая автомобильная колея. От места нашего возвращения к реке вполне можно проехать наверх, на плато, на автомашине повышенной проходимости. Неясно, однако, возможно ли доехать сюда снизу и таким образом проехать всю долину насквозь. Вероятно, этому мешает сужение долины у последней лесосеки.

Через 20 мин. хода от устья ручья на правом берегу избушка. Еще через 40 мин. лес редеет, впереди показывается невысокая треугольная сопка. На этом участке пути несколько простых бродов. Далее река течет слева по ходу от сопки; справа впадает ручей, по которому, очевидно, также можно выйти на плато.

За сопкой начинается верховое плато - джайлоо: пологие увалы, покрытые альпийскими лугами, ручьи в неглубоких распадках. Много юрт, пасутся стада коров, лошадей, верблюдов, овец. Джайлоо в верховьях р. Сорной до водораздельного хребта используются чабанами из Черняевки, а склон, обращенный к оз. Маркаколь - из Бурана. Последнее место, где есть дрова - за сопкой, чуть выше правого притока р. Сорной, в устье небольшого ручья слева. До этого места еще 20 мин. хода.

Далее надлежит двигаться к перевалу по азимуту 120о, поднимаясь на пологий склон в направлении одиноких лиственниц. В большом количестве попадаются дороги, тропы, отдельные колеи в различных направлениях. До перевала около 55 мин. хода. Непосредственно перед перевалом относительно крутой взлет около 50 м высотой, на который дорога поднимается серпантином.

На перевале казахское кладбище и дорога, идущая к хребту. Впереди на востоке видна долина р. Матовой, выходящая к озеру, но идти по ней не следует, хотя все туристы ходят именно по ней. Люди же здесь ходят по тропам, проложенным практически всегда по открытым и сухим безлесным гребням, а не по распадкам, заросшим густым кустарником и высокой травой. От перевала следует идти вправо (на юг) по дороге около 20 мин. за следующий гребень. Здесь дорога раздваивается: направо, насколько можно судить по карте, на Кызылаши, а налево - к озеру. Эта дорога пересекает верховья ручья, затем еще один гребень и далее по следующему гребню спускается на берег. Мы, однако, потеряли ее в густом тумане и в результате спустились без тропы правее этого гребня, где был виден ручей и кустарник около него. Хотя местность здесь заболочена, обустроить лагерь удалось вполне нормально. Ходовое время от перевала составило 1 ч. 20 мин. Наутро обошли гребень и вышли на дорогу.

Восточный берег озера низкий, заболоченный. Дорога идет на расстоянии 1-3 км от воды. Пос. Чумек у истока р. Кальджир разорен большевиками еще в годы коллективизации, сейчас здесь построен один издалека видный дом с железной крышей. Брод через Кальджир здесь весьма глубокий, по брюхо лошади. Много комаров. Мы, однако, не пошли туда, а вышли на дорогу, идущую от основной дороги (вокруг озера) к пастбищам на следующем хребтике, который ограничивает озерную котловину. Вдоль подножия хребтика идет хорошая тропа до Кальджира и далее вниз вдоль Кальджира, но хороших стоянок здесь нет. Примерно через 300 м от того места, где Кальджир входит в хребтик, на лиственнице прибита табличка, означающая границу заповедника. Чуть ниже нее брод на левый берег, где через 100 м есть хорошая стоянка около остатков старой плотины. Брод несложный, глубиной 60-70 см. Очень мало дров. По берегу идет дорога Алексеевка-Чумек. Ходовое время от указанного выше места ночевки 1 ч. 35 мин.

Кроме описанного пути, имеются также еще две дороги, ведущие с перевала к Кальджиру. Одна из них идет по хребтику почти до конца его, оттуда можно спуститься к реке по травянистому склону высотой 20-30 м. Другая (возможно, именно она отходит вправо от развилки в 20 мин. ходьбы от перевала), выходит к Кальджиру по долине первого правого притока (ниже хребтика). Здесь через Кальджир построен мост. Места выхода на эти дороги с плато следует уточнить у чабанов.


<< <  >