<< <  >

Лоция и техническое описание маршрута.
Р. Курчум.

Схема (уменьшено)

средняя вода

В Каражирском ущелье в районе пасеки Серика река разбивается на несколько проток, которые соединяются перед устьем р. Сорной.

1. Несильный прижим к скальному выходу правого берега в месте слияния проток перед устьем р. Сорной.

2. Простые шиверы.

3. За фермой (на правом берегу) левый поворот с лесистым островом. В протоках шиверы.

Далее правый поворот. На следующем правом повороте небольшой галечный островок с кустарником, проход слева. Ниже него слив ок. 0,6 м со сходящимися косыми бочками.

4. Пор. Турбина. Расположен за третьим от фермы правым поворотом. Горка длиной ок. 80 м с обливными камнями. Основной проход вдоль левого берега, с валами и бочками до 0,8 м. Для каяков есть еще два прохода практически по чистой воде по центру и вдоль правого берега. Просмотр по правому берегу.

За порогом плес 60 м, справа удобное улово с песчаной отмелью. Далее крутой левый поворот, правый берег - скальный выход.

5. Пор. Каражирский. Начинается за упомянутым левым поворотом и продолжается на прямом участке до следующего правого. Общая длина ок. 800 м. Препятствие шиверного типа - многочисленные полуобливные камни, основная струя не выражена. В последней трети сливы до 0,8 м с валами и бочками.

Далее цепочка простых шивер-горок.

6. Пор. Подкова. Должен быть на подковообразной излучине реки, обращенной влево. На фоне предыдущих и последующих шивер не обнаружен, хотя указанная излучина имеет место.

Далее правый приток - малозаметный ручей, водопадный левый приток, за ним - правый приток р. Темирбулак. Он впадает из хорошо заметного распадка, но сам невелик и плохо виден. Обещанной по описанию хорошей стоянки на высоком правом берегу под соснами (???) не обнаружили, равно как и пешеходной тропы по правому берегу в ущелье. С трудом нашли место для стоянки на террасе правого берега в 1 км ниже.

7. Пор. Кубик. По описанию - в 1 км ниже устья р. Темирбулак, ориентиры - 2 крупных скальных обломка у правого берега в 300-400 м друг от друга. Сам порог должен быть на левом повороте, в середине его у правого берега большой скальный обломок кубической формы. Проверкой обнаружено лишь несколько отдельных крупных камней у берегов.

8. Пор. Мараленок. Ориентир - крупный и хорошо заметный левый приток р. Мараленок, впадающий с крутой горки. Порог - на левом повороте ниже притока. У правого берега обливной камень с бочкой, в центре чистые валы до 0,6 м.

9. Выходная шивера. Через 100 м и после преп. 8 галечный остров, основная протока правая.

10-21. Простые шиверы, перекаты, разбои, в протоках много нависающих деревьев, заломов у берегов. В некоторых протоках сплошные завалы. Пос. Платово с воды не виден (по крайней мере, не со всех проток), но хорошо видна развитая долина р. Озерной. Наиболее опасный участок - между 21 и 22: узкие извилистые протоки с многочисленными нависающими деревьями и быстрым течением. В конце участка река собирается в одно русло.

22. Шивера. За ней одиночный скальный выход на левом берегу, справа огромное улово и хорошее место для стоянки. На левом берегу видны постройки - зим. Кулай. Ниже реку пересекает ЛЭП.

Далее разбои, перекаты, простые шиверы. Пос. Пугачево выходит к реке и хорошо виден с воды.

23-24. Шиверы. Местами валы до 0,7 м.

25. "Полуканьон". Широкий левый поворот примерно на 120-150 градусов, по правому берегу - высокая стенка, левый берег низкий. Основная струя идет под правым берегом, принимая в себя слева множество мелких проток.

26-29. Шиверы. Местами валы до 0,7 м. По правому берегу появляется дорога.

30, Длинная шивера с валами до 0,8 м в левой половине русла.

31. Шивера.

32. Правый поворот с несильным прижимом, валы и отдельные бочки до 0,8 м.

33. Пор. Мостовой. В сужении русла под первым ("старым") мостом перед пос. Маралиха. Чистая струя с валами до 1 м. Перед порогом справа удобная стоянка в редкой тополевой роще. Аборигены не докучливы и вполне миролюбивы. Ниже моста какие-то хозяйственные постройки. До самого поселка около 2 км по дороге.

Мостов в Маралихе три. Кроме упомянутого, есть еще один мост в середине поселка и основной - новый - мост в 2-3 км ниже. Большая часть транспорта, в том числе автобусы, идет через нижний мост.

Хронометраж по основным участкам:

Участок маршрута км ходовое время