| 00 |  01  | 02 | 03 | 04 | 05 |   

   Итак, каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах; каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей.

   Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

  1. развитость - характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;
  2. гибкость - описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);
  3. иерархизированность - это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

  Кроме того, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются интересы, желания и намерения, задачи.

  Интерес - это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью. Например: интерес к себе могут вызвать самые разнообразные события, любой частный раздражитель (слуховой, зрительный) и т.д. Интересу соответствует особый вид деятельности - ориентировочно-исследовательская. Высший уровень такой деятельности (присущий только человеку) - научные и художественно-творческие изыскания.

  Желания и намерения - это ситуативно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий.

  Задача - это частный ситуативно-мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, возникает трудность, которую преодолевают благодаря постановке конкретной задачи 15."

  Так что сначала - мотив или потребность?

  Предоставим маститым ученым разбираться в этом без нашего участия (говорят, это забавное зрелище, напоминающее корриду), оставим за собой моральное право строить свои схемы, наиболее отвечающие индивидуальному опыту каждого из нас.

  С другой стороны, некоторые коллеги отмечают наличие следующего эффекта: по прочтении книги читатель исторгает возглас "Все ясно!". Осиля еще семь-восемь томов, он тихо шепчет: "Кажется, теперь я начинаю кое-что понимать..."

  Поэтому для особо упорных процитируем еще и книжку Л.Фридмана и И.Кулагиной "Психологический справочник учителя" 22, плавно переходя к главной теме данного текста - потребности.

  "Термином "потребность" обычно обозначают следующие три феномена:

  1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.
  2. Свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге - определяющие образ ее жизни и деятельности.
  3. Определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности."

  Иная потребность (нужда) - сродни инстинкту, коренится в нем и трансформируется по мере развития интеллекта, в результате чего инстинкт начинает контролироваться сознанием. Вступает в свои права философская концепция индивида, далеко не всегда подозревающего, что таковая у него имеется и даже занимает руководящие посты. Но это так. Это и есть одно из главных свойств личности.

Еще процитируем.

  "Потребности-свойства вызывают активность человека и направляют ее на овладение определенными ценностями, выступая тем самым как программы жизнедеятельности. При этом в таких программах "потребности в потреблении" всегда являются, лишь обратной стороной "потребностей созидания". Так, например, потребность в пище есть лишь следствие потребности в созидании собственного тела.

  Закрепившиеся, устойчивые программы жизнедеятельности человека постоянно дополняются экстренно образуемыми временными программами ("квази-потребностями"), учитывающими специфику тех ситуаций, в которых приходится реализовывать основные программы. Толчок для развертывания цепи познавательных, эмоциональных и волевых процессов, необходимых для формирования дополнительных программ жизнедеятельности, дают потребностные состояния. Формируемые в ответ на потребностные состояния дополнительные программы поведения ведут себя в общем так же, как и основные, и в свою очередь могут потребностно переживаться и дополняться вторичными программами. Однако в отличие от основных программ временные программы живут недолго и "стираются" мозгом тотчас после их реализации 6.

  Потребности - исходные побуждения к деятельности - означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне его находящемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность на него. Состояние потребности - это пассивно-активное состояние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном - в зависимости от состояния удовлетворения потребности - эмоциональном состоянии; его активный аспект - в стремлении, влечении, желании, в которых элементы аффективной и волевой сторон психики представлены в неразрывном единстве" 17.

  Занятно, не правда ли? Вот, в принципе, три кита (физиология, психология и философия), на которых зиждется как поведение человека, так и наука о борьбе с ним, то есть, поведением, - педагогика.

  Надо сказать, проблемы потребностей изучались многими светлыми умами, в XX веке особенно ожесточенно, о чем Н.И Шевандрин говорит таковы слова:

  "Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом. К таким моделям мотивации могут быть отнесены модели, описанные в работах А.Маслоу, Д.Мак-Клелланда и Ф.Герцберга. Более современными являются процессуальные модели мотивации, основанные на том, как ведут себя люди с учетом их воспитания и познаний. Примерами таких моделей являются модель ожидания и модель справедливости. Следует иметь в виду, что хотя эти описания и расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими.

  Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу."

  Так вот, и Маслоу, и еще многие его коллеги сходятся: просматриваются различные уровни потребностей, и они, эти уровни, тем выше, чем дальше отстоит носитель той или иной надобности от макаки резус, тоже обуреваемой жгучими проблемами. Но, как говорится, нам бы ее заботы...

   Самый низший уровень практически является калькой наших с макакой зверских инстинктов и обусловлен простым и понятным, особенно в смутное время развала империи, стремлением ее облапошенного гражданина или насекомого - выжить. Наесться (вариант: перекусить, чем Бог пошлет); одеться сообразно масштабу стихийного бедствия, дабы не замерзнуть; пересидеть дождь под кленовым листком, осмотреться на предмет обнаружения опасности либо добычи; отдохнуть; поддержать численность популяции... Этот уровень так и называется биогенным, то есть "рождающим" жизнь, а точнее, гарантирующим ее как способ существования бренного белкового тела, к коему (телу, то есть) его хозяин так привык.

  Выжив, можно позволить себе расслабиться и получить удовольствие. Поэтому следующий, согласитесь, более высокий уровень иногда стыдливо именуется психофизиологическим , а мы, вскрывая подтекст, можем с некоторым основанием окрестить его гедонистическим . Здесь "количество" первого уровня (корректнее было бы назвать это сущностным содержанием) облекается в одежды качества: в сфере общепита наблюдаются чревоугодничество и гурманские замашки, производство потомства перерастает в разнузданный секс, информация становится средством обретения свободы...

  Заметим, что все эти разнообразные желания носят узко-личный и мелкособственнический характер и вовсе не обязательно предполагают участия другого индивида. Многие из вышеперечисленных благ может позволить себе человек, живущий на необитаемом острове и имеющий попугая для задушевной беседы и козу для всего остального. Какая-то убогость, ущербность сквозит во всем этом, не правда ли? Несмотря на кажущуюся респектабельность некоторых желаний, связанных с качеством жизни, все равно хочется назвать из низменными, как мы часто характеризуем определенную группу инстинктов (так что и потребности второго уровня можно с достаточным основанием причислять к низшим... ну, хорошо, не очень низшим). Инстинкты как бы обслуживают потребности, подстраховывают их, не давая сну разума сгубить его обладателя. К примеру, бредет по джунглям сытый Чунга-Чанга, обожравшийся бананами, а глаза инстинктивно шарят вокруг в поисках морошки и ягеля.

  Но вот возникает третий уровень. Раздражение, вызываемое дурацки- ми репликами какаду, доказывает, что наш герой не так примитивен, каким он себя возомнил. И даже не примитивен, а социально независим, индивидуально самодостаточен... Отнюдь! Более того, гражданин, не нуждающийся в себе подобных, способен заставить психиатра заподозрить, что где-то в недрах его мозгов, возможно, не все в порядке. Ибо человек - животное социальное.

  На третьем уровне деятельность, дававшая индивиду седло горной козы на ужин и шкуру енота на сезон, распространяет свою заботу и на жажду востребованности (как минимум, "прикаянности") и любви - и примитивный обмен репликами и укусами с дворовой собакой сменяется необходимостью жаркого спора о политике в большом футболе в небольшой забегаловке. Это очень тонкий момент: оборотной стороной "прикаянности" является самоутверждение - и вот уже субъект непременно хочет, чтобы его гамаши или заливная рыба были не хуже, чем у соседа, а особо амбициозный экземпляр - еще и чтоб "все биндюжники вставали, когда в пивную он входил".

  Дальше - больше: необходимость в приписке к стае и "быть таким, как все" в ней, закономерно вырастая в желание "быть не хуже остальных" (улавливаешь нюанс, читатель?) и, как правило, перерастает чуть ли не в свою противоположность - желание отличаться от других, хоть чем-нибудь выделяться, иметь свое "лица необщее выраженье". В этот момент на обритой голове субъекта вырастает фосфорический зеленый хохолок, приводящий в экстаз окружающих, обернувшихся на звяканье колец, продетых в нос (до чего доводит жажда самовыражения!).

  Какие шекспировские страсти, однако! И все это вместе взятое суть потребности социальные .

  Но субъект неуемен. Он начинает задумываться: "Кто я есть? Что могу? Что могу мочь? Что есть Истина? Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Что делать и кто виноват?" В голову начинают лезть дурацкие мысли о смысле жизни. Возникает интерес к книгам, искусству, наукам. Хочется, чего уж там скрывать, познать себя и убедиться, что способен на нечто еще большее, тем более, что природные способности так и выпрыгивают наружу, и "с этим что-то делать надо, надо что-то предпринять". Весь этот сыр-бор порождают так называемые высшие потребности.

  sИ это еще не все из них, есть даже более "крутые". Например, хочется творчества - уже не чужого, готового, а собственного. Создавать нечто новое, доселе невиданное и неслыханное.

  Осмелимся предположить, что есть еще одна заморочка, заветная, которая не всем присуща, а тот, кому она известна, не торопится в этом признаваться. Некоторые человечьи особи ловят себя на том, что ни с чем не сравнимое удовольствие они получают, сотворив что-либо для другого человека (иногда даже неизвестно, для кого именно) бескорыстно, от души. Души, как известно, нет, но, видимо, она бывает, и человек, способный на рецидивы духовности, испытывает странное ощущение, в народе именуемое счастьем, которого попросту нет. Оно 1бывает 0. При этом дается нам в ощущениях и приборами не улавливается, но удовольствия масса.

  О счастье вообще говоря разговор особый. В.Франкл 21 связывал понятия " самоактуализация" ("самореализация") и "счастье", не забывая добавить, что состояние это нормальный человек зачастую испытывает, осуществив какую-либо мечту (реализовав проект), но, как правило, недолго, ибо затей у него бывает число немеряное, а сам он по природе своей азартен и, потерпев успех в одной авантюре, тут же влезает в другую (тем более, что еще недавно вожделенное обретение почему-то быстро приедается и эмоционально блекнет). Особенно охоч до приключений с сомнительными гарантиями человечий самец (об этом мы немного поговорим в другой раз). Не случайно один из любимых мужиками тостов звучит как "За сбычу мечт!". Кстати, вспомним слова из песни: "И хочется счастья добиться!" Мысленно выделим курсивом слово "хочется", ибо это - о потребностях. Затем - "счастья" как чего-то возвышенного. И непременно - "добиться": бледно счастье халявное; настоящее надо выстрадать, "выхотеть", "выбороть". Это как-то связано со сверхжеланием; не с грезами на печи, а с мечтой деятельной, активной.

  Тут в подсознании всплывает одно слово, ныне почти неприличное: энтузиазм. Эдакий духовный подъем. Помнишь, читатель, как в полузабытом фильме бывшие беспризорники разносили в щепки старый сарай? Это не было азартом стадного вандализма; они отождествляли с упомянутой ветхой конструкцией старую, грязную и низкую в своей бессмысленности и бесчеловечности жизнь, а его сокрушение - с надеждой на иное будущее, на достойную перспективу. Как общую, так и личную, заметим!

  Чего нельзя с энтузиазмом? Спать. Есть. Если автор скажет, что он укрывался от дождя в состоянии вышеупомянутого душевного взлета, адекватный читатель, как минимум, улыбнется.

  Спариваться с энтузиазмом? Да, - когда сему сопутствуют особой силы приязнь и духовное единство. Но это уже любовь, и даже не та, которая фигурирует в словосочетании "заниматься любовью", ибо это все равно, что "заниматься духовным единством". Годится как стилистический выверт, и то не более одного раза за весь текст.

  А вот проявлениям альтруизма энтузиазм вполне сопутствует. Он начинает проявляться на тех уровнях потребностей, которые отличают мыслящий тростник от произрастающего без затей. И чем выше уровень, тем уместнее и серьезнее выглядит это понятие.

  Энтузиазмом не обязательно болеть в острой форме. Возможны и скромные хронические варианты. Стесняясь, мы оборачиваем на него свой и чужой юмор, переименовывая его в "энтузазизм": "белым воронам" свойственна некоторая суетливость по поводу собственной ранимости и уязвимости достоинства.

  А часто ли мы испытываем прилив энтузиазма в подневольных сферах обитания? То-то! Он - дитя свободы, волеизъявления и целеполагания. Приходим мы к начальству и говорим:

  - Я целеполагаю и волеизъявляю...

  Забавно?

  Надо ли доказывать, что деятельность, которой сопутствует энтузиазм, намного эффективней лишенной оного? На этом, собственно, основаны разговоры об эффективности неформальных групп, а также формальных, но деформализованных. Умные менеджеры знают это и используют.

  Цепочка (по модели "следствие - причина") получается примерно такая: Эффективность - Энтузиазм - Высшие потребности - Неформальное сообщество. Не случайно англичане говорят: "Лучшие профессионалы - любители".

  Завершая наше маленькое эссе об энтузиазме и возвращаясь на менее презентабельную почву, заметим все же, что, начиная со второго этажа, потребности идут рука об руку с удовольствиями!

  А если еще принять тезис о том, что потребности пятого уровня связаны с движением человеческой души вовне, с желанием обрушить свой потенциал добра на другого человека, то картина начинает попахивать перешедшей ныне в разряд спорных диалектикой: первые два уровня индивид посвящает всецело себе, любимому; на третьем начинает огдядываться вокруг; на четвертом снова вглядывается в себя, но уже умным и пристальным, даже строгим взглядом; на пятом начинает дарить накопленное богатство и вообще устремляется во вселенную. В этот миг он прекрасен и звучит особенно гордо.

  Но вот еще какая штука: американский психолог Абрахам Маслоу, получивший всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности и собаку съевший на людских желаниях, рисует их в виде пирамиды, тонко намекая на то, что питаться время от времени хочется практически каждому, а посвящать себя ближнему или дальнему - лишь избранным. Вспомним кривую Гаусса, которая так изящно иллюстрирует соотношение уровня интеллекта (духовности и т.п.) и массы его (ее) носителей. Если немного упростить, получится треугольник, который в объемном образе - не то конус, не то та же пирамида. Есть, правда, мнение, что самый лучший памятник человеческим потребностям воздвигли южноамериканские индейцы, чьи пирамиды были ступенчатыми и как нельзя лучше описывают обсуждаемый феномен. Тем более, что само их появление вызвано вполне духовными потребностями сильных мира того.


     | 00 |  01  | 02 | 03 | 04 | 05 |