| 00 | 01 | 02 | 03 |  04  | 05 |   

  Итак, мы просмотрели ряд картинок и прочли массу умных букв, но чем дальше, тем больше было смятения в наших душах: таблицы не всегда казались нам убедительными, а взаимодействия цитат - идеальными.

  Но, во-первых, сами мы по большей части дилетанты, и не все нам дано понять правильно. Во-вторых, разные ученые пытались взглянуть на проблему, а точнее, клубок или даже море потребностных проблем, с разных сторон, изучить различные их аспекты. В-третьих (эта мысль ранее уже звучала), а кто из ученых вообще что-либо понимает правильно? Стоит, ей-богу, послушать их дискуссии: более непримиримых, нетолерантных, некультурных оппонентов можно встретить лишь в Государственной Думе какой-нибудь азиатской или африканской страны. Нам важно не это. Важно хотя бы мельком взглянуть на штрихи общего вида проблемы и попытаться обнаружить те или иные мысли и изречения, которые более или менее похоже описывали бы нашу социотехническую практику. Под шумок научных баталий мы можем, не афишируя собственного авантюризма, предложить самим себе для практического употребления и самодельные около(псевдо-? квази-?) научные идеи, лишь бы они побольше помогали и поменьше вредили делу, а стало быть, людям, которых мы обслуживаем, создавая для них наши конструкции.

  А что? Не попробовать ли, так сказать, не отходя от касты (социопсихологов-шарлатанов), сварганить сеточку потребностей, несколько более адаптированную к нашей общественно-полезной деятельности?

Есть, например, соблазн пририсовать к известному "домику" С.Каверина, в пространстве которого авторам как практикам жить оказалось удобнее всего, свой чердак. Чердак счастья (см. выше).

  В порядке бреда выскажем такую идею, что индивида, продирающегося в поисках счастья сквозь дебри своего саморазвития и фактов биографии, тянет наверх (а движение это не случайно именуется ростом личности: как и многие другие представители живой природы, тростник (и простой, и мыслящий) предпочитает расти вверх)... э... тянет наверх стремление к счастью. Жажда "сбычи мечт".

  А о чем мечтает мыслящий тростник? О могуществе. О полете к звездам. О взаимности одной симпатичной особы. О хорошей погоде с понедельника и навсегда. И все это не абстрактно, а при его, тростника, живейшем участии: это он полетел к звездам в компании симпатичной особы, оставив потомкам на память о себе хорошую погоду!

  А что нужно ему для сбычи мечт? Да могущества же! Чтоб заработать 18999 у.е. на покупку звездолета, чтоб обаять известную особу, чтоб отрегулировать атмосферные потоки и поставить это дело на автомат.

  Каковы же виды деятельности, долженствующие привести его к успеху? Ну, конечно, познание и труд. А общение? об этом спросим у симпатичной особы после того, как ее сердце будет покорено. А рекреация в высшем своем проявлении, когда наш мечтатель "подготовлен и способен преодолеть" (см. схему)? И рекреация, а куда ей деться!

  И мы поместим в широкую, всеобъемлющую рамку под номером 17 потребности в самореализации (самоактуализации) и могуществе (власти, как мы ее понимаем, то есть расширительно).

  Все ли это? Тот ли это чердак, о необходимости которого так долго мы тут говорим?

  Нет, это еще не "тот" чердак, хотя есть еще отдельные жалкие личности, для которых втянуть в себя дюжину устриц - предел мечтаний. Ранее уже сквозила мысль, что у каждого свой "потолок", зависящий от степени возвышенности его "крыши". Это вообще антресоль, ибо с потребностью в устрицах ее роднит направленность на себя. И девушка - моей мечты, и к звездам - из личного любопытства, и ветер слабый до умеренного - в память о себе. Это все какие-то интравертивные, обращенные внутрь, на себя, желания. Дрожа от научного бесстрашия, назовем их высшими интрапотребностями.

  А "тот" чердак так высоко, что выше некуда. Обитают там немногие, хотя отличить их от более приземленных "коллег по работе" бывает довольно трудно. Два волонтера могут приходить в дом престарелых "полуживого забавлять, ему подушки поправлять" - один из жажды собственной нужности, прикаянности (хотя не будем отвергать и высокие порывы), другой... А вот другой - из той редчайшей породы людей, которые вообще о себе не думают. Смысл жизни их - в посвящении себя другим. Их нормальное состояние - само-отвержение. Смысл слова "самоотверженность" на самом деле крайне высок. Таких потом канонизируют, хотя еще при жизни называют святыми. Хотя чаще не понимают, подозревают в тайной корысти, обвиняют в гордыне и прочих смертных грехах и безжалостно травят. Способ выживания их в этом случае предельно прост - все то же само-отвержение. Вот, собственно, цена высших экстрапотребностей.

  Кто приходит на ум? Ганди, Швейцер, мать Тереза...

  И не важно, чем человек занимается, посвящая свой труд знакомым и незнакомым, видимым и невидимым; зная или не зная, дошли ли его хлопо- ты до адресата, - не важно, пишет ли он симфонии или разгружает ваго- ны. Важно, что в этом его счастье.

  И мы видим, что ментальная пропасть между полями 18 и 17, может быть, даже больше, чем между 13-16 и 9-12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

  Такой вот домик. "Нарисуем - будем жить".

  Только зачем он нам?

  Зачем нам все это?

  Да затем, что грамотный социоинжениринг попросту немыслим без представлений о том, с какой радости (точнее, несчастья) наш клиент бросит все и в дождь и темень попрется в клуб, поедет через полстраны на слет, будет торчать на семинаре и тратить куда больше сил и денег, чем получать взамен. Вот зачем все это нужно.

  Ну, правда, не совсем все. Поскольку наша песня - о неформальных сообществах и "человеке после работы", попытаемся разобраться, какие ячейки схемы потребностей могут иметь отношение к данному конкретному сообществу, данному конкретному мероприятию, а также неформальной сфере в целом... И в какой степени , ибо не исключено, что задеты могут быть едва ли не все потребности, но с разной силой.

  И еще нетрудно увидеть, что для удовлетворения одних неформальная сфера словно бы создана, а другие утоляются совсем в других местах (общепит, семья и школа, работа и бордель), а в "неформалке" цепляются "по случаю". У технарей и программистов есть термин " документированные возможности" (устройства, компьютерной программы). И "недокументированные". Для отдельных моделей микроскопов таковой ("недо...") является возможность применения их для забивания гвоздей. Примечание: чрезмерное увлечение реализацией недокументированных возможностей может негативно отразиться на основных характеристиках и параметрах устройства, в том числе если под ним подразумевается неформальная группа.

  Итак, попытаемся хотя бы навскидку обозначить "документированные" возможности клуба или как его там.

  Невооруженным глазом видно, что, чем выше уровень потребностей, тем типичней они для неформального сообщества. Правда, вот с какой оговоркой. Группа людей (логическое ударение на первом слове) - это прежде всего группа людей (ударение на втором), и все человеческое ей присуще. Как живой разумный (подчеркнем и это слово) организм группа способна развиваться интеллектуально и духовно. Но еще больше способна не развиваться, ибо процесс развития не только не обусловлен сыростью, но и требует наличия либо особых внешних условий, либо особых личностей в составе сообщества (в крайнем случае, в непосредственной духовной близости). Толкиенистам или рериховцам этого объяснять не надо.

  Неразвиваемая группа скорее всего останется на третьем, "просто социальном" уровне елочных игрушек. С остальными - как повезет.

  Заявление о типичности более высоких этажей для неформальных образований следует понимать в том смысле, что высшее саморазвитие индивида редко носит характер самостийный и незалежный, хотя книжки к этому призывают сплошь и рядом. Нужно иметь незаурядную волю, чтобы заниматься подобными видами спорта в камере-одиночке. А вот "на миру", как нетрудно предположить, не одна лишь смерть красна. "За компанию" гораздо приятнее не вешаться, а, к примеру, расти духовно. Особенно в цивилизованном обществе, где добродетель является ценностью не только декларируемой. И те неформальные группы, которые ставят перед собой возвышенные цели и задачи, становятся едва ли не главными в обществе мощностями по производству индивидов высшего качества.

  Будем чуть конкретнее. Обозначим некоторые из тех потребностей, которые в неформальной сфере удовлетворить легче, чем в какой-либо иной.

Отвлечемся на минуту.1

  Вот что мы чуть не упустили: смысл! Где-то со второго примерно уровня индивид начинает ощущать, что как удовлетворение потребностей, так и само их наличие наполняет его жизнь чем-то, не всегда уловимым и осознаваемым. Получив удовольствие, он чувствует, что не зря прожил день. Измысля затею, предвкушает полноценность дня грядущего. Природа не терпит пустоты, и разумный ее представитель мается на вполне законных основаниях, когда жизнь его начинает сводиться к желудочно-кишечным циклам.

  А откуда берется смысл жизни? Или не так. Когда человек говорит: "Жизнь потеряла для меня смысл" или "Жизнь не имеет смысла"? Есть ли у него в этот момент потребности? Конечно, они есть всегда. А стимулы, мотивы деятельности? Вот их-то и нет. Более того, их потому и нет, что нет смысла в жизни и, как следствие, в деятельности. Что же отличает картинку со смыслом от картинки без оного? Перспектива . В первом случае возможности исполнения желаний имеются или хотя бы предполагаются, во втором - нет. Человек хочет быть любимым, но его никто не любит. Он хочет быть нужным, но не надобен никому. Хочет внедрить в народное хозяйство вечный двигатель, а его гоняют по психушкам. Хочет есть, а зарплату не платят.

  Можно представить себе формулы:

  1. Потребности + 1 Перспектива 0_И 1х 0_Реализации -> Смысл 0_Жизни .

  2. Потребность + 1 Возможность 0_Е 1е 0_Реализации -> Стимул 0_Деятельности .

  Итак, потребность в смысле жизни.

  Продолжим.

  Красиво жить не запретишь, потому - потребность в нравственных, культурных, интеллектуальных ценностях.

  Список явно не полный, но может служить опорой для нашей дальнейшей работы над текстом.

  А может ли человек удовлетворить все эти желания дома или на работе? Случается, да. Но дом не выбирают, да и с работой особо не попривередничаешь, так что тут кому, как и с чем повезет. А компанию или клуб выбрать можно. Или даже создать самому. Образовать этакую "потребкооперацию", "потребсоюз". И добрать то, чего недодает дом или работа, или вообще жизнь.

  Добрать! Компенсировать! Именно поэтому в нашем разговоре мы будем часто упоминать компенсаторную функцию неформальной сферы. Создавая сообщество "под себя", мы лепим, формируем его компенсационную конфигурацию. И чем более сознательно и умело мы это сделаем, тем большее удовлетворение получим в итоге.

  Вариант: допустим, мы не можем или не хотим создавать что-либо наново: хлопотно, знаний и умений не хватает, "нет время"... Остается поиск среди готового. Но и тут, чем адекватней мы представляем себе, чего хотим, и чем точнее оцениваем встречающиеся нам сообщества, тем больше шансов выбрать свой любимый цвет и размер, как сказал бы один неглупый ослик.

  Все же данный текст в первую очередь адресуется не тем, кто читает о неформалах "для общего развития", а для социотехников, лидеров групп, педагогов и прочих "креаторов".

  Одним из ключевых вопросов для человека, замышляющего клуб (систему) или организующего фестиваль (мероприятие), должен быть такой: почему предполагаемый клиент должен хотеть ходить в "мой" клуб (поучаствовать в "моем" фестивале)? Ключевое слово - "хотеть"! Речь идет ни больше, ни меньше как о конкурентоспособности затеваемого детища.

  Что должен сделать грамотный организатор?

  Во-первых, покопаться в книжках и выбрать более или менее подходящую, по его разумению, схему потребностей. Не возбраняется и набросать свою, как это сделали авторы сего текста. Насколько она будет практически пригодна, жизнь покажет.

  Во-вторых, "опрокинуть", наложить на нее проектируемое Нечто - клуб, слет. Посмотреть, в каких клеточках схемы мыслится работа данного объекта проектирования.

  В-третьих, наложить на схему те системы или мероприятия, с которыми предполагается конкурировать. Сравнить, какая система в чем сильней, какая чем богаче.

  В-четвертых и пятых, мало просто наложить выкройки на координатную сетку, чтобы посмотреть, что из-под чего и в каком месте торчит. Необходимо произвести экспертную оценку значимости тех или иных клеток для предполагаемого клиента, а также оценку эффективности системы в каждой клетке. Допустим, и дома, и в клубе он имеет возможность и чаю попить, и музыку послушать. Но чай будет выше качеством дома (здесь дом эффективней), а музыка - в клубе. Что для него важнее? Иными словами, необходимо ранжировать (представить в порядке значимости, обычно по убывающей), оценить и сравнить возможности всех конкурирующих систем. Делать это необходимо, стараясь не выдавать желаемое за действительное, жестче относясь к своему детищу, не строя иллюзий. А проектировать - с запасом прочности по части конкурентоспособности.

  Среди разговоров, которые можно вести вокруг возможностей неформальных образований (структур), мы бы выделили те, которые касаются детей. В частности, темами могут быть не только детские клубы, но и образовательные системы (школы), основанные на нестандартных концепциях.

  Особый интерес, на наш взгляд, представляют школы, куда дети ходят с охотой и сами просят их учить, буквально сучат ногами, требуя знаний. Это выглядело бы фантастикой, если б не было прецедентов. Но они есть. Так или иначе, время таких школ, возникающих во множестве, наступит. Иначе время человечества пройдет.

  И тут будет особенно важно при проектировании системы не упустить из виду те потребности, которые мы условно окрестим словосочетанием " дефициты детства ", имея в виду особые (из множества всем известных), удовлетворение которых для взрослого не представляет неразрешимой проблемы, а вот для ребенка...

  Вспомним, сколько раз на дню нам в глубокой молодости приходилось слышать от взрослых:

  Но оказывается, что в рамках детского клуба или иной ему подобной системы можно решить большинство из этих проблем, которые не решаемы ни в среднестатистической семье, ни в традиционной школе, ни в "нормальной" компании уличных приятелей. И привлекательность такого клуба возрастает неимоверно.

  А самое главное - то, что он является готовой основой для создания на его базе (точнее, на базе возникающей в его рамках жизни ) образовательной педагогической системы, иначе говоря, школы. где стимулы деятельности незаметно становятся стимулами саморазвития, образования. А все - потребности, особенно - "дефициты детства"...

  Что еще не грех бы знать социотехнику-проектировщику, и не только "детскому"? Возрастную психологию. У каждого возраста свои приоритеты в нуждах, свои "болячки". Например, у подростков на первый план выходит общение и жажда признания... При этом нам кажется, что недостаточно просто вызубрить перечень возрастных заморочек, как таблицу умножения: "грудничок - внимание взрослых; дошкольник - имитация значимости; школьник - эпатаж; подросток - общение и поиск стаи; юноша - обретение социальной состоятельности; взрослый - утверждение собственной уникальности; пожилой - прикаянность..." Ну, и так далее. Куда важнее понять, какими нуждами личности обусловлены ценности, какими проблемами - комплексы, каков механизм их появления и "дежурства". При ближайшем рассмотрении может оказаться, что в разном возрасте совершенно непохожим образом могут проявляться... одни и те же потребности.2

  Меняется эпоха - становятся иными и реалии жизни. Потребности в конце века могут проявляться совсем по-другому, нежели в начале, и это тоже неплохо б учитывать. В том, что, с точки зрения стариков, молодежь деградирует (на протяжении нескольких последних тысячелетий, о ужас!), есть доля правды: не факт, что она становится хуже, но, скорее всего, она "не такая", какой была в их младые годы; непонятная, а значит, пугающая. Стало быть, "плохая". Следовательно - хуже.

  Не хочется занудствовать, но повторимся: с представления о деятельности, ее мотивах, смысле жизни, потребностях личности начинается инструментарий социотехника. Пока расклад человечьих нужд не займет свое место в мозжечке креатора, не станет его гироскопом, путеводным фактором, делать ему хоть в неформальном, хоть в официально-административном менеджменте нечего.

Так нам кажется.


     | 00 | 01 | 02 | 03 |  04  | 05 |   

1"Я хочу любить и быть любимым", - поет бард.

  "Лучше быть нужным, чем свободным", - пытается ранжировать ценности его собрат по перу.

  Известна такая история: в одном из крупных городов Нижнего Поволжья во второй половине 70-х был сильный КСП. Наличие в закрытом, "номерном" городе мощного пристанища "интелей" и нацменов никак не устраивало "контору", и клуб загоняли вконец. Вскоре после того, как он лишился последней явки (а ни в одну квартиру такая толпа не влезала), в рядах его членов произошло два самоубийства. С одной стороны, это всех потрясло, но, с другой, и совсем уж неожиданностью не стало, то есть задним числом "народ" понял, что подобного можно было ожидать - слишком уж много ребят с пограничным психическим состоянием нашло себе приют, зачастую единственный, в этом клубе. Прикаянность. Востребованность. Социальный статус. Смысл существования.

2  Скажем, жажда собственной значимости. Для ребенка это особенно важно - любой ценой уравняться со взрослым. Или уравнять взрослого с собой. Бессознательно, методом тыка, младенец обнаруживает, что его оглушительный ор заставляет взрослого терять голову и идти на компромиссы, становясь управляемым.

  Мы знаем, что для чудовища в возрасте "от двух до пяти" характерно отрицание всего и вся, исходящего от взрослого. "Не хочу одеваться!" - и мать, снаряжающая чадо в детский сад, психует, глядя в жерло перспективе опоздания на работу и "заслуженной" кары. Клиент в восторге!

  Хитроумные нянечки японских дошкольных учреждений (вернее, не столько хитроумные, сколько исполнительные и притом вооруженные методикой своих хитромудрых психологов) в принципе не предлагают ребенку снаряжаться на прогулку или наводить порядок во внешнем облике, вставая с горшка. Они ему просто объявляют:

  - Кадзухиро, смертельный номер: одеваем штаны! С какой ноги начнем, с левой или правой? Давай с правой.

  - С левой, с левой! - верещит японыш с неменьшим остервенением, чем зулусыш, корякыш или американыш.

  - Ну, ладно, с левой, - покорно соглашается персонал, методически грамотно переведший неизбежный, но прогнозируемый конфликт со значимого для успеха дела уровня на безразличный.

  - Принимаемся за уборку! Юки, ты с чего начнешь, с кукол или с постели? 4.

  А вандализм подростков - что это, как не попытка заявить взрослому миру:
- Ты этот вагон электрички построил, а я его поломал, стало быть, мы уравнялись: я тебя с собой сравнял!

  Он, конечно, понимает, что это не так, но во имя спасения самомнения ему выгодней внушить себе, что не в том дело, с каким знаком (социально-позитивной или негативной) оказалась его деятельность. Важен план по валу: вот вагона не было, вот его сделали, а вот опять нету. И поди убеди, что ломать - не строить!


     | 00 | 01 | 02 | 03 |  04  | 05 |