|  00  | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |   

Человек - зверюга разумная.

Ну, не все тут так просто и однозначно, да и не все так сразу. Во-первых, не всегда легко бывает определить, насколько инстинктивно или сознательно сделал индивид то или иное телодвижение, особенно в ситуации, когда промедление могло быть подобно летальному исходу.

   Во-вторых, не случайно мы произносим порой слова "бессознательно" или "подсознательно", ибо не зря поется в песне: "Детство мое, постой!.." Сознание формируется постепенно, и с возрастом инстинкты не вдруг, а шаг за шагом уступают позиции разуму. Смешно спрашивать, из каких соображений младенец тянется к материнской груди.

  Но вот уже и "подсознательное" уступает первенство "сознательному" или "осознанному". И, как рояль из кустов, на индивида напрыгивает неформальное сообщество: "Ты готов? Иди сюда!"

  Вопрос риторический: оно знает, что он готов. Постигнем и мы это знание.

Любое, даже запредельно пассивное пребывание в каком-либо сообществе, а тем более - таком "крутом", как неформальное, предполагает деятельность. Даже простое общение типа "треп", даже тихое сидение в уголке в надежде запеленговать принца и выйти замуж, на самом деле, - деятельность. Хотя бы сродни бурному функционированию охотника в засаде. Ибо тут наличествуют надежды, ожидания, мечты, испускание флюидов, аутотренинг и Бог весть что еще. О творческой и организационной работе и говорить нечего: деятельность, деятельность!

  Сырость сама по себе причиной телодвижений индивида, как правило, не является; от нее только плесень заводится, причем бессознательно. Так что в сферу наших интересов это природное явление не входит. Человеческими же шевелениями руководят мотивы, стимулы. Конечно, за кусочек сахара и болонка на задние лапы встанет, чему ее Природа априори не учила. Но тут имеет место дрессировка, наложение одних инстинктов, приобретенных, на другие, врожденные. Перспектива получения от дрессировщика по попе, как-никак, противоречит инстинкту самосохранения.

  Человек же, завидев перспективу в форме куска рафинада, еще подумает, стоит ли так напрягаться и нет ли более халявной альтернативы. Только абсолютная безнадежность ситуации и предельная близость Костлявой заставит его безотчетно ринуться во все тяжкие. Но такой индивид - не наш пациент, а системы собеса. Наши рубрики - "Человек после работы", а также "после еды" и много еще чего "после". А также мало чего "вместо", но зато сплошь - "в дополнение к ..."

   Что же стимулирует нашего героя, побуждая его даже в сухом и теплом месте совершать деяния?

Имя этой напасти - Потребность.

Но давайте по порядку. Как нетрудно догадаться, только не вполне адекватный человек (скажем, в состоянии аффекта, в которое его может привести, к примеру, нижеследующий занудный фрагмент текста, почему любителям остросюжетного чтива его следует пропустить) - только несчастный способен действовать, не имея к тому побудительных причин, то есть мотивов, стимулов.

  Обратимся к умным книжкам и поинтересуемся, что по этому поводу говорят профессионалы от науки.

  "Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива...

  Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив"...

  Мотивацию... можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность...

  Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл...?".

  Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

  Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно.

  Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одина- ковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

  Известный немецкий психолог К.Левин показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

  Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

  Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

  Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций" 15.

(Попытка комментария.)1

  Но вернемся к тексту из источника 15:

  "Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности."

  Без комментариев воспроизведем картинку из этой книжки: интуитивно в ней все понятно, а расшифровка значений последует в разговоре о потребностях, которые удивительным, а точнее, закономерным образом копируют классификацию мотивов, ибо - "ноги"-то растут откуда?

  ДИСПОЗИЦИИ (МОТИВЫ)

Все понятно? Тогда заглянем в другую, не менее интересную книжку 25:

  Эта картинка называется "Уровни мотивационной сферы человека".

  Почувствуйте разницу!

  И сопроводительный текст:

   "Еще одно понятие, описывающее мотивационную сферу человека, - это "мотив". Мотив - (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н.Леонтьев). При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Мотивы есть только у человека. Замечено, что потребность сама по себе не может быть мотивом поведения, так как она способна породить только ненаправленную активность организма. А направленность и организованность поведения обеспечиваются лишь мотивом - предметом данной потребности. Мотивы в отличие от потребностей потенциально осознаваемы.

  Цель - осознаваемый результат, на который направлено поведение. Это ожидаемый результат деятельности человека. Цель связана с кратковременной памятью в отличие от мотивов и потребностей.

  Потребности, мотивы, цели - основные составляющие мотивационной сферы человека.


     |  00  | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 |   

1   Договоримся на будущее, что все подобные "попытки" будут написаны симпатическими чернилами, дабы не отвлекать внимание от основной информации. Достаточно подышать на пустое место в тексте, как комментарий проявится. Через несколько минут бумага остынет, и он снова станет невидимым.

   Итак, субъект, он же личность, тащит из чужого подвала мешок картошки. Смысл как будто ясен: он хочет стать ее новым собственником. Просматривается и цель - удовлетворение потребности в данном корнеплоде при полной независимости от воли его прежнего хозяина и каких-либо обязательств перед последним.

  Личностными диспозициями, то есть "Психологическими факторами, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение", иначе говоря, детерминируют то, что субъект покусился на картошку, а не на старое дырявое плетеное кресло, также находящееся в данном подвале, можно считать, с одной стороны, индивидуальную любовь к блюдам из картофеля, а с другой - природную лень, не допускающую мысли о честном заработке с последующим приобретением картофеля в овощном магазине. Это - природные особенности данного индивида. Они могут дремать в нем, не волнуя разума, пока не проявляются другие природные факторы. Во-первых, это широко распространенная в народе привычка время от времени ощущать голод (забегая вперед, скажем, что это - нечто из области биогенетических потребностей здорового организма), так что кресло тут не годится по определению. Во-вторых, это желание доставить себе удовольствие, слопав не что попало, а тарелку любимой жареной картошечки с салом (психофизиологическая потребность). Обе они характерны для нашего субъекта, но возникают периодически в процессе его жизни и деятельности. Возникая, они активизируют и детерминируют те или иные его телодвижения.

  Всего этого субъект в полной мере может и не осмысливать, воспринимая на уровне подсознания идущие из разных точек чрева призывы к действию, но данное множество диспозиций в обобщенном виде является ему как желание украсть.

  Все это "множество диспозиций, представленное в обобщенном виде", "принадлежит самому субъекту поведения" и "является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий", легко квалифицируемых юристами всех времен и народов (в качестве таковых могут фигурировать и бывшие владельцы похищенных матценностей). Короче, это мотив. Он и определяет диспозиционные мотивации, "объясняющие поведение человека, его начало, направленность и активность".

  Ситуационные мотивации, "непрерывно взаимодействующие" с диспозиционными, могут быть примерно такими:

  - поскольку "брать" подвалы лучше ночью (меньше шансов, что заловят), а на часах - полночь, пора за дело;

  - охотнее взял бы мешок гороха, еще более диспозиционно любимого, чем картошка, но его в этом подвале нет; чечевицу не взял бы ни при каком раскладе;

  - выбран именно этот подвал, потому что у него замок слабже; с большим удовольствием очистил бы соседний, где, по слухам, есть горох, но там злая собака;

  - если бы на двери этого подвала оказалась решетка, смирился бы с чечевицей из более доступного источника...

  "Мотивация как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив" приводит, например, к взвешенному решению уходить на максимальной скорости, ибо иная поведенческая альтернатива чревата производственным травматизмом.)