| 00 | 01 |  02  | 03 | 04 | 05 |   

  (Справедливости ради упомянем еще одну, довольно любопытную, версию пирамидальной природы обсуждаемого предмета, высказанную педагогом из Владивостока Ольгой Шаховой. Ей в горизонтальном измерении видятся энергозатраты, расход времени и тому подобное: погоня за обеденным зайцем и приготовление рагу требуют больше времени и сил, нежели рассуждения о смысле жизни - как своей, так и съеденного животного.

  Трактовка эта может показаться спорной, ибо всем соседям известно, что г-н Ж.-Ж.Руссо-Балт в режиме "сутки через трое" работает секьюрити на складе забытой продукции, два часа тратит на недельное затаривание едой и куревом, три часа в день посвящает созиданию и уничтожению яичницы на сале, а в остальное время в режиме "трое через сутки" предается мыслям и изречениям о зайце и о себе.

  Но потому-то и известен в своем регионе этот уважаемый господин, что выделяется на общем фоне некоторой экстравагантностью образа жизни. Если же мы начнем мыслить масштабами общества и, имея адекватное представление о традициях различных его слоев, попытаемся подсчитать среднестатистические или, наоборот, совокупные энергозатраты на удовлетворение потребностей того или иного уровня, то окажется, что воздухоплавательные деяния значительно уступают в объеме кишечнополостным. Народная мудрость формулирует эту истину с обескураживающей циничностью: "Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда!")

  Не вдаваясь в спор, на 100 процентов прав Маслоу или лишь на 90, выскажем дерзкую мысль, что, хотя с теми или иными из нас дело о потребностях обстоит по-своему, многим все же присуща тоска по каким-либо соблазнам, развешанным, как на елке, на разных уровнях многочисленных подобных схем. Индивидуальный рисунок может быть весьма причудлив (поэт Михаил Светлов утверждал, что может обойтись без много чего необходимого, но помрет без отдельных излишеств), но то или иное человеческое каждому из нас не чуждо. Полнота "сканирования" всего "растра" потребностей данным индивидом обусловлена его личностным развитием. Народная мудрость и на сей раз поражает своей лаконичностью прецизионной формулировки: "Кому - что".

  Для любителей покопаться в более умных книжках, чем можем написать мы, приведем одну из многих, столь же хороших, сколь и разных, "сеточку" (таблицу) классификации потребностей из старой (1991 года), уже упоминавшейся выше книжки "Психологический справочник учителя". Из старой - потому, что в последних изданиях этой, да и всех прочих схем, помещенных на форзацах, попросту нет. Видимо, не потому, что устарели (в остальном потроха книжки не сильно изменились), а потому, что полиграфист или издатель хилый пошел.

  Итак, по С.Каверину 9(см.сноску):1

  По этой, да и многим другим классификациям потребности делятся на биологические (1-2 уровни), социальные (3) и идеальные (4-5).

  "Биологические потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. К числу биологических относится и потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

  Социальные потребности - это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности, сводящиеся к потребности настаивать на своих правах - потребность "для себя", противоположны и в то же время взаимодействуют с потребностями выполнять свои обязанности - потребностями "для других". Силы той и другой потребности контролируются социальными нормами их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

  Идеальные потребности - это потребности познания окружающего мира в целом и в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

   Каждая из этих групп вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную.

   В свою очередь указанные виды потребностей делятся на потребности сохранения и потребности развития. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах социальных норм, а потребности развития, как правило, превышают эти нормы" 18.

  Можно еще обратить внимание на то, посредством каких видов деятельности (труд, общение, познание, рекреация) индивид выясняет отношения со своими нуждами и чаяниями. Иными словами, это и есть "способы удовлетворения потребностей".

  А вот из другой книги:

  "Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу... полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

  Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования."

  Ниже на рисунке схематически представлена эта концепция иерархии потребностей в мотивации человека.

  "Потребности в порядке их очередности:

  • физиологические потребности;
  • потребности безопасности и защиты;
  • потребности принадлежности и любви;
  • потребности самоуважения;
  • потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования."

  Более подробно об этом - у Шевандрина:

  1. Физиологические потребности, обеспечивающие выживание человека. К ним относятся потребности в еде, питье, жилище, отдыхе и сексе.
  2. Потребность в безопасности (и уверенности в будущем) - это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от неудач и страхов.
  3. Социальные потребности включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувства принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  4. Потребности в уважении включают потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  5. Потребности самовыражения - это стремление реализовать способности к развитию собственной личности.

  Был ли на свете один психолог Абрахам Маслоу или нет, видимо, так и останется научной загадкой, ибо в другой книге 15 со ссылкой на Маслоу же дана другая, более многоэтажная структура:

  1. Потребности физиологические (органические).
  2. Потребности в безопасности.
  3. Потребности в принадлежности и любви.
  4. Потребности уважения (почитания).
  5. Познавательные потребности. (Интересно, куда они деваются у школьников на уроках?)
  6. Эстетические потребности.
  7. Потребности в самоактуализации.

  Заметим, несколько иное распределение по уровням, нежели у Каверина.

  Итак, из книги Л.Хьелла и Д.Зиглера:

По-

треб-

ности   

самореали-

зации:    акту-

ализации потен-

циала                      

------------------------

Потребности  самоува-

жения:  значение,   компе-

тентность.                             

----------------------------------

Потребности принадлежности и

любви:  присоединение   и  принятие

----------------------------------------------

Потребности      безопасности:      долговре-

менное         выживание       и        стабильность

-------------------------------------------------------

Физиологические потребности: голод, жажда и  т.д.

---------------------------------------------------------------

И, соответственно, из трехтомника Р.Немова:

ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

реа-

лиза-

ция сво-

их целей,

способностей,

развитие       собст-

венной         личности

------------------------------

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

гармония,                              симметрия,

порядок,                                         красота

-----------------------------------------------

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ         ПОТРЕБНОСТИ

знать,       уметь,     понимать,      исследовать

----------------------------------------------------

ПОТРЕБНОСТИ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ)

компетентность,          достижение            успехов,

одобрение,                признание,                  авторитет

--------------------------------------------------------------

ПОТРЕБНОСТИ   В   ПРИНАДЛЕЖНОСТИ  И   ЛЮБВИ

принадлежность      к     общности,    находиться    рядом   с

людьми,       быть      признанным       и         принятым        ими

-------------------------------------------------------------------------

ПОТРЕБНОСТИ                         В                          БЕЗОПАСНОСТИ

чувствовать       себя      защищенным,     избавиться     от     страха    и

неудач,                                           от                                       агрессивности

------------------------------------------------------------------------------------

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ            (ОРГАНИЧЕСКИЕ)                   ПОТРЕБНОСТИ

голод,                   жажда,                    половое                влечение           и        другие

---------------------------------------------------------------------------------------------

  Вернемся к Хьеллу и Зиглеру.

  "В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует."

  - А как же Михаил Светлов с его причудами? - спросите вы.

  Читаем дальше.

  "Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них."

  "Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее приоритетнее.

  Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% - физиологические, 70% - безопасность и защита, 50% - любовь и принадлежность, 40% - самоуважение и 10% - самоактуализация... К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

  Теперь давайте рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя каждая из них.

Физиологические потребности.

  Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии...

  Потребности безопасности и защиты.

  Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

  Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей ввиду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или вспышкой света. Проявление потребности безопасности так же очевидно, когда дети заболевают. Ребенок со сломанной ногой может испытывать страхи, страдать от ночных кошмаров и проявлять потребность в защите и утешении, не слишком очевидную до несчастного случая.

  Другой показатель потребности в безопасности - предпочтение ребенком определенного рода зависимости, стабильного распорядка. По Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно функционируют в семье, где, по крайней мере до определенной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Если данные элементы отсутствуют в окружении, ребенок не чувствует себя в безопасности, он становится тревожным, недоверчивым и начинает выискивать более стабильные жизненные территории. Маслоу далее замечал, что родители, которые воспитывают детей, ничем не ограничивая и все разрешая, не удовлетворяют их потребность в безопасности и защите. Если от ребенка не требуют, чтобы он ложился спать в определенное время или ел через какие-то регулярные промежутки времени, это только вызовет замешательство и испуг. В этом случае у ребенка не будет в окружении ничего стабильного, от чего можно зависеть. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.


     | 00 | 01 |  02  | 03 | 04 | 05 |   

1